ПАспорт урока Внутреннее убранство избы, 5кл

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт урока.

ФИО учителя: Груздева Наталья Юрьевна.

ОУ: МБОУ гимназия №1

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема урока: внутреннее убранство русской избы.

Цель урока: продолжаем знакомство с миром русской избы, изучаем внутренне убранство русской избы и дорисовываем композицию.

Задачи урока:углублять знаний обучающихся о традиционных народных строениях; продолжать рисунок русской избы; развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Планируемые образовательные результаты: понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трѐхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Программные требования: по тематическому планированию на данный урок отводится 1 час. Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Фасад русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: наличниками, коньками, причелинами, подзором, торцовыми досками.

Ведущая мировоззренческая идея урока: Чтобы ценить и любить свой край - его надо знать. Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир гимназистов, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней.

Тема «Внутреннее убранство русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству.Народная мудрость гласит « Как дерево, так и человек, живѐт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!» Основные понятия: русская печь, красный угол, чугунок, ухват, люлька, кашник.

План изучения нового материала:

1) беседа о русской печи и ее роли в избе;

2) рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;

3) описание красного угла;

4) беседа о люльке, сундуке русской избы.

Тип урока:урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.

Форма урока: урок-практикум

Технология обучения: проблемно-развивающая.

Оборудование: компьютер, плазменный телевизор.

Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.

Технологическая карта урока «Внутренне убранство русской избы»

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия.

Дежурный сдает раппорт ,а учитель в электрон.журнале выставляет «н»

Здравствуйте, ребята!

Проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, краски, вода, салфетка, палитра

Раппорт дежурного. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Л: развитие эмоционально- нравственной отзывчивости.

Р: контролируют правильность ответов

П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Л: мотивация к изучению нового учебного материала

Беседа (опрос). Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?

Действительно, мы продолжаем знакомиться с русской избой.

Мы изучили фасад здания.

Как вы думаете, что мы еще не изучили, рассуждая о русской избе?

На экране презентация слайд 1,

Отвечают, высказывают свое мнение.

3.Постановка цели и задач урока

Р: принятие цели и постановка задач урока

Р: планирование действий

К: умение полно и точно выражать свои мысли

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Какая тема урока отсюда следует?

Встали те дети, которые осознали цель урока.

Как будет звучать цель нашего урока?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Дети высказывают своѐ мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Ученики размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока

4.Открытие нового знания

П: построение логической цели рассуждения

Л: нравственно-эстетическое оценивание

К: планирование способов взаимодействия в паре, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. П: анализ, сравнение, обобщение

Работа в паре. Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе.

В паре обсудите - какие предметы быта русской избы вы знаете и для чего они служили. Игра при ответе -один начинает, другой продолжает мысль.

Слайды 2-10

Главное- печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Рассказ. Наглядность.

Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике. Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался? Описание. Наглядность. Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. В народе еще его называли большой святой. Это было самое - почетное место - духовный центр дома. Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками. Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста.

Показать предметы с музея и дети объясняют для чего они служили и чем отлич от сегодняшних предметов.

Вопрос- кто считался в старину богатым человеком? Как можно было оценить обеспеченность семьи, деревни по внешнему и внутрен.убранству дома.

Хозяин делал все своими руками,тот и дом богатый, а если бездельник или хворый, то дом без украшений.Чем отличались украшения -орнаменты100 лет назад и сейчас

Физкультминутка

(наклоны головы, руки вниз- стекает усталость, протягиваем красную нитку через виски, прочищаем голову и снимается напряжение и голова опять светлая, чистая)

Ученики размышляют и отвечают на вопрос. Учащиеся слушают, анализируют информацию. Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос.

Учащиеся рассматривают избу .

Работа в паре.

5. Первичная проверка понимания

П: построение логической цепи рассуждения.

Р: взаимоконтроль

Л: осознание выбора. К:осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками

Учитель организует деятельность по проверке знаний. Мы рядом с домом нарис посуду,на заборе-кувшины,крынки,корзины.

Чтобы построить композицию-нам надо(Обсуждаем в группе, по рядам)На листке и вывешиваем на доску

Этапы самостоятельного планирования работы

1Линия горизонта

2 Закомпоновать

3Построить дом(по выбранному образу)снач общий каркас дома,затем детали

4 Окруж. Обстановка (фон)

5 Акварелью в обьеме. Как перед тональную растяжку?

Обсуждаем-встали те кто согласен с 1,2,3 вариантом

И учитель на доске выписывает общий правильный Этап работы.

Слушают. Выполняют работу индивидуально, осуществляют взаимопроверку.

Работа в группе.

7.Применение новых знаний

Л:самоопределение

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических средств

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях

8.Оценка

П: анализ

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Р: контроль.

Л: нравственно-эстетическая оценка.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (самооценка по плану) Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока.

Уборка рабочего места.

Учитель выставляет в дневник

оценку и в журнал, опираясь на самооценку и комментирование ученика, почему такая оценка.

Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Самооценка.

9.Рефлексия учебной деятельности

Л:смыло-образование

П: рефлексия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Что было трудно, что легко.

Что интересного было на уроке?

Что узнали нового?

Учитель даѐт инструкцию по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.

Итог урока.

Обсуждение работы. Анализ общих успехов и ошибок.

Вспоминают, анализируют, высказывают свое мнение. Записывают задание в дневник. Прощаются с учителем.

Используемая литература

1) Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, учебникдля общеобразовательныхучреждений/Л.А. Неменская под ред. Б.М.Неменского. - М: Просвещение, 2013. - 176с.

2) Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/авт.- сост.О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2012-170с.

3) m-der.ru/store/10006298

4) russian7.ru/2013/02/7-osobennyx-mest-v-russkoj-izbe/

© 2010-2022