Рабочая программа по МХК 11 класс автор Рапацкая Л. А

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей с. Месягутово муниципального района

Дуванский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

заседании ШМО Зам. директора по НМР: Директор МБОУ

Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово:

от «21 » августа 2015 г. Е.Н. Наливайко ____________

Руководитель ШМО: А.Л.Неустроев

_________________ Приказ № 163

Э.Д. Газизова от «24 » августа 2015 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ДЛЯ 11 Б КЛАССА

на 2015/2016 учебный год


СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Мировая художественная культура / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.

- Федерального базисного учебного плана // Сборник нормативных документов. Мировая художественная культура / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень // Сборник нормативных документов. МХК / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.

- Программы курса «Мировая художественная культура».10 - 11 классы/ Л.А.Рапацкая. - Москва, Гуманитарный центр «Владос», 2010



Рабочую программу составила:

Леонтьева Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

первой категории











Месягутово - 2015

Пояснительная записка

Программа по Мировой художественной культуре для 11б класса (Базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «Мировая художественная культура», Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. (Базовый уровень), Программы курса «Мировая художественная культура».10 - 11 классы/ Л.А.Рапацкая. - Москва, Гуманитарный центр «Владос», 2010.

Рабочая программа разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура».10 - 11 классы/ Л.А.Рапацкая. - Москва, Гуманитарный центр «Владос» и учебника «Мировая художественная культура». 11 класс. Л.А.Рапацкая. - Москва, Гуманитарный центр «Владос», 2014. Данный учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Программа рассчитана на 70 годовых часов при двухчасовой недельной учебной нагрузке, что соответствует Базисному учебному плану.

Программа создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе­дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов. В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель данной рабочей программы - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Принципы:
- Историзма (как способа «погружения» в культуру определенной исторической эпохи);
- сравнительного сопоставления зарубежной и русской художественных культур;
- интегративного содержания уроков;
- использования творческих методов обучения.
Новизна программы:
В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественны традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас­с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.

Содержание курса

Раздел 1.

Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.


Повторение.

Понятие « художественная культура»( 1ч )

Романтизм в художественной культуре Европы (3час)

Романтизм как многогранное направление в развитии евро­пейской художественной культуры XIX в.

Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.

Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.)

Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты (2 час)

Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.

Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).

Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессио­низма на изобразительное искусство, музыку, театр.

Экспрессионизм: действительность сквозь призму

страха и пессимизма (2 час)

Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX-XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия - главная тема экспрессионизма.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)

Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)

Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. (2 часа)

Символизм как философская «сверхидея» искусства кон­ца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие сти­левые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие челове­ческого разума - образы поэзии Э. Верхарна («Черные фа­келы»).

Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).

Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.

Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.).

Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).

Изобразительное искусство в поисках радикального обнов­ления средств выразительности.

Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).

Раздел 2. Художественная культура России 19-нач.20в.

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века (2 часа)

Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской ху­дожественной культуре.

Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрий­ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасо­ва, О.И. Бове, Д. Жилярди.

Романтизм в литературе (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и др.).

Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).

Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изоб­разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне­му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).

Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).

Художественная культура России пореформенной эпохи. (2 час)

Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных боре­ний, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.

Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав­ственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Сал­тыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобще­ние пройденного по литературе).

Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искус­ства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче­ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. По­ленова. Вершинные достижения русской живописи в творени­ях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произве­дений В.М. Васнецова.

Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи наци­онального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Бала­кирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музы­ке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из ис­тории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).

Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.

Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. (1 час)

«Серебряный век» как этап, завершающий традицию разви­тия русской художественной культуры от древности до совет­ского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художествен­ных образов. Стремительное развитие нетрадиционных худо­жественных течений и направлений. «Гармония противо­положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (1 час)

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современно­сти в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного обществен­ным служением, как скрытая основа художественных произ­ведений авангардистов.

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).

В поисках утраченных идеалов:

неоклассицизм и поздний романтизм. (2 часа)

«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя),

Раздел 3.Европа и Америка: художественная культура ХХ в.


Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла. (1 час)

Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)

Музыкальное искусство в нотах и без нот (1 час)

Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)

Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость(2 часа)

Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).

Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)

Художественная культура Америки: обаяние молодости (2 часа)

Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.

Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)

Раздел 4.

Русская художественная культура ХХ века:

от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры. (2 часа)

Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.

Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.).

Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).

Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.).

Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).

Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).

Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).

Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. (2 часа)

Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОв очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.).

Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).

Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.).

Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).

Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).

Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).

Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»).

Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» (2ч)

«Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.).

Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).

Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).

Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа.

Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов - шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ).

Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий. (2часа)

Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).

Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.).

Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).

Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).

Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).

Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).

Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).

Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли.

Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Защита проектов (2ч)














© 2010-2022