Конспект урока «Натюрморт из осенних фруктов»

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе «натюрморт из осенних фруктов» (разной окраски).Тема четверти: «Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве» Вид занятий: рисование с натуры, работа мягким материалом.Обучающие задачи: совершенствование практических умений и графических навыков; изображение объемных предметов простой формы, верная передача особенностей предметов; развитие чувства композиции, размещение предметов на листе. Разработана м...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Калитинская СОШ»

учитель технологии и МХК Мартьянова О.В.

МОУ «Калитинская СОШ»

Волосовского района Ленинградской области


План-конспект открытого урока по предмету «Изобразительное искусство»

в 5 классе

Тема четверти: «Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве»

Тема урока: «Натюрморт из осенних фруктов (разной окраски)»


Цель урока: Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству.

Задачи урока:

Воспитательные -

  • воспитывать культуру восприятия произведений искусства;

  • воспитывать любовь к родному краю, интерес к устному народному творчеству.

Развивающие -

  • развивать зрительную память, язык;

  • развивать самостоятельность в работе;

  • развивать эмоционально-эстетическое восприятие живописных произведений;

Обучающие -

  • совершенствовать практические умения и графические навыки учащихся в изображении объёмных предметов простой формы, в верной передаче особенности натуры.

  • развивать чувство композиции (размещение предметов на листе).

Вид занятий: рисование с натуры.

Оборудование урока:

Для учителя - натурная постановка: осенние фрукты (яблоко или апельсин, груша, виноград, гранат) на фоне светлой ткани; цветовой круг - 24 части, таблица теплых цветов; методическая разработка «Последовательность ведения живописной работы» на электронном носителе; мультимедийная презентация «Натюрморты знаменитых художников». Техническое обеспечение - компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Для учащихся - художественные материалы для работы акварельными красками, домашнее задание - подобрать пословицы и поговорки об осени, её дарах.

Зрительный ряд:

Сурбаран «Натюрморт с апельсинами и лимонами», Ван Гог «Подсолнухи», Дмитрий Белюкин «Корзиночка», Андрей Герасимов «Апельсины», Юрий Арсенюк «Подсолнухи», «Ветка яблони», Наталия Кургузова-Мирошник «Натюрморт. Клубника», Мария Вишняк «Соловьиные сумерки», Гавриил Кондратенко «Натюрморт с васильками».

Музыкальный ряд:

Песня «Если видишь на картине…»(отрывок про натюрморт).


Структура урока:

1. Организация класса (2 минуты).

2. Активизация внимания.

А)Проверка домашнего задания (пословицы и поговорки об осени) - 3 минуты.

Б)Определение новой темы, нового задания. Введение новых знаний (3 минуты).

В)Актуализация знаний - работа по презентации - определение цветов, принадлежность к группе (4 минуты).

Г)Объяснение последовательности ведения практической работы: методическая разработка - общий обзор (3 минуты).

3. Самостоятельная работа учащихся (22 минут) с помощью фронтального и индивидуального инструктажа.

4. Итоги урока (3 минуты).


Ход урока


1. Организация класса.

Здравствуйте, ребята. По дороге в школу вы, наверное, замечаете, как изменяется природа осенью. Молодая осень ходит в обнимку с летом. На лугах еще отрастает зеленая сочная трава, растет и цветет клевер в полях. Еще цветут травы. Созревают желуди дуба, плоды боярышника, семена кленов. Пожелтевшими листьями или прядями в кронах лип, берез, вязов отмечается начало осени. Каких красок только нет! В светло-желтое одевается береза, в буровато-желтое - дубы, в торжественном порфирном наряде стоят осины, на одном дереве можно увидеть желтые, оранжевые, лиловые листья. На прошлом уроке мы с вами рисовали осенний пейзаж. А чем еще, кроме богатства красок знаменита осень? Какие точные слова нашел русский народ об этом удивительном времени года (проверка домашнего задания - пословицы и поговорки об осени - работа в группах)

Молодцы! Действительно богата дарами наша матушка-осень. А кто-то может уже догадался какова же тема нашего сегодняшнего урока?

2.Определение новой темы, нового задания.

Музыкальная тема «Если видишь на картине..», поможет активизировать внимание детей к теме урока (слайд № 1), самостоятельно определить тему сегодняшнего урока. Натюрморт из осенних фруктов, задание - рисование с натуры композиции из трех фруктов различной окраски: передача формы, цвета и объёма.

Введение новых знаний. Справка: (слайд № 2)

Натюрморт - в переводе с французского «мёртвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различные функции. Например:

декоративный натюрморт -запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер; символический натюрморт - изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства - обычно составляется из предметов бытового характера, приобретая «жизненное» содержание и определенную эмоциональную выразительность.

Натюрморт для обучающихся рисованию - очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие.

Каждый художник видит по-своему и изображает увиденное в определённой цветовой гамме. Учащимся предлагается самостоятельно определить основной цвет в натюрмортах известных художников. Так например, «Подсолнухи» Ван Гога написаны в ярком желто-оранжевом цвете (слайд № 3). Андрей Герасимов также в качестве главного использует оранжевый цвет, картина «Апельсины» (слайд № 4). Юрий Арсенюк в «Подсолнухах» отдаёт предпочтение желтому (слайд № 5), а в картине «Ветка яблони» - мы наблюдаем жёлтый с преобладанием тёплого зелёного цвета (слайд № 6). Наталия Кургузова-Мирошник (слайд № 7) изображает ярко-красную клубнику на холодном голубом фоне. «Соловьиные сумерки» Марии Вишняк (слайд № 8) выполнены в фиолетово-сиреневой гамме. «Васильки» Гавриила Кондратенко (слайд № 9) - ярко-синие, написанные на охристом фоне.

Изучив главные цвета просмотренных натюрмортов, учащимся необходимо, опираясь на ранее изученный материал по цветоведению, самостоятельно определить их принадлежность к тёплым или холодным (слайд № 10).

Освоение приёмов изображения натюрморта удобнее начать с рисования хорошо знакомых объёмных предметов. Сегодня мы с вами будем рисовать

натюрморт из осенних фруктов в тёплой гамме цветов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт или ягода имеют свою какую-то основную форму. Она может совпадать у разных фруктов или ягод, но цвет и детали присущи им всем. (слайд № 11).

Важным вопросом в компоновке натюрморта является выбор формата плоскости изображения. Формат необходимо сопоставить с основными пропорциями натуры. Натюрмортную постановку, ширина которой больше высоты, размещают в горизонтальном направлении, при обратном соотношении ширины и высоты - в вертикальном. Крупному изображению в небольшом формате «тесно», оно как бы выступает из плоскости листа. Слишком мелкое изображение кажется отступающим от зрителя за картинную плоскость так далеко, что как бы теряется в пространстве. Удачная композиция тем и отличается, что мы видим в основном изображение натюрморта, а края листа создают фон. У зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить.

Объяснение последовательности ведения практической работы: общий обзор.

Работа над натюрмортом с натуры проходит в несколько этапов:

1.Предварительный анализ постановки.

2.Композиционное размещение изображения на листе бумаги.

3.Передача характера формы предметов и их пропорций.

4.Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения.

5.Выявление объёма предметов посредством тона, цвета.

6.Детальная прорисовка формы предметов.

7. Подведение итогов. Надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры, проследить, чтобы отдельные предметы не были слишком выделяющимися и не выпадали из общего состояния рисунка.

3. Самостоятельная работа учащихся

Практическая работа на уроке заключается в рисовании несложного натюрморта из трёх предметов, в нашем случае: груша, персик и виноград. Важно так поставить предметы, чтобы наглядно просматривались оттенки тёплого цвета (жёлтый, красный, оранжевый) и их влияние на синий виноград

Последовательность выполнения работы.

Для большей наглядности используется методическая разработка «Последовательность ведения живописной работы» (см. Приложение), в других случаях можно использовать поэтапный инструктаж, предлагаемый учителем.

  • Кистью очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. наметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

  • На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим насыщенную смесь-колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунков, исключая блики.

  • На втором этапе моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда, их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят правильно относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  • На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя взгляд то на изображение, то на натуру. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  • На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчёркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов.

4. Итоги урока.

Анализируя законченные рисунки, отмечаем красиво найденные сочетания тёплого и холодного цветов в передаче характера предметов натурной постановки. Подводим итоги урока. Убираем рабочие места.

Учитель ИЗО МОУ «Калитинская СОШ»

Мартьянова Ольга Викторовна.



Самоанализ открытого урока по изобразительному искусству


Ф.И.О. учителя - Мартьянова Ольга Викторовна

МОУ «Калитинская СОШ»

Класс - 5, дата проведения - 15.10.2008.

Тема урока «Натюрморт из осенних фруктов (разной окраски)»

Вид занятий - рисование с натуры.

Организация класса: урок проводился в компьютерном классе, имеющим всё необходимое для данного занятия (компьютер, мультимедийный проектор, экран, стол для постановки натюрморта, нужное посадочных мест для учащихся, раковина с краном). Все учащиеся имели художественные принадлежности для живописных работ.

Целеполагание урока: перед учащимися были поставлены чёткие задачи, соответствующие их возрасту, имеющие воспитательные, образовательные и развивающие и цели. Данный урок являлся своего рода обобщением изученных раннее тем (сентябрь - работы на тёплые и холодные цвета, сближенные и контрастные) с постановкой новых задач - рисование натюрморта из трёх фруктов на фоне светлой ткани. Техника натюрморта является продолжением изучаемого материала на уроках ИЗО в начальной школе (т.о. прослеживается преемственность обучения в школе первой и второй ступени).

Организация урока: структура урока была выдержана в соответствии с планом проведения, все элементы художественной деятельности были выстроены последовательно с соблюдением дозировки времени на каждый. В ходе урока сочеталась фронтальная и индивидуальная работы.

Содержание работы: теоретический материал освещался с научной точки зрения (учащиеся познакомились с понятием «натюрморт», историей его возникновения, основными школами натюрморта); мультимедийная презентация повысила интерес учащихся к уроку, мобилизировала внимание детей т.к. они после просмотра слайдов самостоятельно определили вид выполняемой работы (натюрморт), самостоятельно нашли основные цвета в картинах известных художников и соотнесли их к группам тёплых или холодных цветов. Таким образом учащиеся применили свои знания, практические умения и навыки показали в ходе выполнения изображения постановочного натюрморта. Прослеживаются межпредметные связи: с музыкой, историей, геометрией, биологией, литературой. В ходе работы развиваются внимание, память, воображение, мышление. Эмоциональный климат в классе был благоприятным для работы. Содержание урока полностью соответствует требованиям учебной программы (классы школы первой и второй ступени работают по программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство»).

Методика проведения урока: считаю применение ЭСО на уроке целесообразным, т.к. это даёт более наглядное и эстетическое восприятие изображения, повышает интерес учащихся к новому материалу, активизирует школьников в восприятии художественных произведений, развивает речь. Эмоциональный словарь. ЭСО дают возможность учителю вовлечь всех детей в обсуждение темы урока, построение диалогов, более детально показывают последовательность выполнения работы, что даёт на практике большую самостоятельность, и вследствие приводит к повышению качества обучения (так на данном уроке все учащиеся справились с поставленными перед ними задачами).


© 2010-2022