МАСТЕР - КЛАСС Изготовление панно в технике городецкой росписи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

« Художественная школа народных промыслов «Артель»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Изготовление панно в технике городецкой росписи».

МАСТЕР - КЛАСС Изготовление панно в технике городецкой росписи.



Подготовила преподаватель отделения

«Художественная роспись. Батик»

МОУ ДОД «ХШНП «Артель»

Кашина Олеся Николаевна

г. Железногорск

2014 г.


АННОТАЦИЯ

В методической разработке дано описание процесса проведения занятия по выполнению городецкой росписи, материал взят из разных учебных пособий по художественной росписи, систематизирован, изложен максимально просто и четко в помощь преподавателю.

Методическая разработка может быть использована преподавателями учреждений дополнительного образования и молодыми специалистами при проведении занятий по городецкой росписи.

Использование данной методической разработки позволяет приобрести обучающимися необходимые знания, умения и навыки по выполнению мотива «городецкий конь».





СОДЕРЖАНИЕ


Введение.

Особенности методики проведения мастер-класса.

Последовательность выполнения росписи.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.







ВВЕДЕНИЕ

Важной частью любой культуры являются народные художественные промыслы, которые подразумевают творческую деятельность по созданию художественных изделий, в основе которых заложены традиции ручного труда. Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Для детей приобщение к народному промыслу имеет большое значение для их общего развития. Они должны не только знать о такой художественной росписи, как Городецкая, но и уметь отличать ее от других художественных росписей.

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что она не просто знакомит обучающихся с городецкой росписью, но и формирует мировоззрение, творческие способности, развивает художественно-эстетические чувства, обеспечивает получение знаний, умений и навыков для самостоятельной работы по росписи, а также способствует развитию самостоятельного творческого мышления. В наше время тема сохранения традиций и обычаев родного края очень важна. Через рассказ об интересных, красочных сюжетах Городца - хочется заинтересовать и увлечь детей в прекрасный мир русской народной росписи.

На практике, каждый обучающийся расписывает деревянную заготовку с изображением коня и цветочных орнаментов.

Цели: совершенствовать знания, умения и навыки обучающихся при выполнении городецкой росписи, формировать эмоционально - ценностное отношение к родной культуре. формирование художественного представлений о народном промысле Городец, осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков, закреплять навыки кистевой росписи; воспитание эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Задачи: знакомство с городецкой росписью и ее особенностями; знакомство с этапами мотива городецкий конь;

По окончанию мастер-класса обучающиеся должны:

- знать истоки и специфику городецкой росписи;

- знать и уметь выполнять простые элементы городецкой росписи;

- знать особенности выполнения городецких элементов росписи;

- выстраивать декоративные композиции в традиции городецкой росписи;

-владеть практическими навыками выразительного использования городецких элементов росписи в процессе создания декоративного панно.

Планируемые результаты.

Предметные:

- развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- освоение мезенских мотивов;

- приобретение опыта работы художественными материалами;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;

- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению мезенской росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- формирование ответственного отношения к своей творческой работе;

-формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.

Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.

Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Формы организации совместной деятельности:

Коммуникативная: беседа, рассказ о городецкой росписи.

Художественно - творческая: выполнение городецкого коня.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА.


Детей следует, как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дети с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Для плодотворной организации занятий обучающихся надо ознакомиться с инструментами и материалами.
Кисть - важнейший рабочий инструмент, от которого во многом зависит качество, свойство и результат конечной работы. Следовательно, на кистях не стоит экономить. Использование дешевой кисти не принесет желаемого результата, плохо держит краску и быстро лохматится. Но не каждая, даже дорогостоящая, кисть годится для кистевой росписи. Для кисти очень важна форма. Круглая кисть, смоченная в воде, должна формировать острый кончик.
Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную № 2 или № 3, колонковую художественную № 1 или № 2 и флейц № 2 или № 3. Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок.
Чтобы кисти долго служили нужно за ними правильно ухаживать: не оставляйте кисть в воде ворсом вниз; не ставьте сушить мокрую кисть ворсом вверх, дайте время, чтобы кисть высохла в горизонтальном положении; мыть кисти надо сразу после завершения работы. Грамотное обращение надолго продлит время службы кистей.
В наше время художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Школьникам лучше использовать для этого гуашь, так как кистевая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов. Чтобы получить цветовую гамму необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить новые краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую.
Чтобы получить светло-голубую краску в белую краску добавляют немного кобальта синего светлого. Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной. Все полученные краски должны быть сметанообразными.
Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости добавлять в них немного воды.
В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на мизинец, слегка касаясь им изделия. [Рис1].
МАСТЕР - КЛАСС Изготовление панно в технике городецкой росписи.
Рис.1
В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или зооморфных элементов. Основные элементы кистевой росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Важно понять разницу между понятиями «узор» и «орнамент». Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент.





ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ.


Основной цвет городецких росписей ярко-красный.

Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый - для проработки деталей.

Мастера прорисовывали свою работу в несколько этапов:

подмалевка - круговое движение кистью, нанесение одного цветового

пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много-то при высыхании краска начнет отслаиваться;

теневка - нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
оживка - тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им объем.

Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами. В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить... Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб - очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу. А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный. Весь конь - черный с белыми оживками, седло и сбруя - красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя - круто согнута в коленке перед грудью.

Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вначале необходимо нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской, потом - коня - черной, а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек.

МАСТЕР - КЛАСС Изготовление панно в технике городецкой росписи.

Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проведите тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваете капельку. Капелькой делают оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; "сытым", как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный. Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.

Последовательность изображения Городецкого коня.

МАСТЕР - КЛАСС Изготовление панно в технике городецкой росписи.

Конь - это воплощение красоты городецкой росписи и безошибочной точности руки мастера. Какого бы конька не писал городчанин, в основе всегда лежала виртуозная работа кистью без предварительного русунка.

Умение по-настоящему написать коня - это своего рода экзамен на звание профессионального городецкого мастера. Никогда не признают местным художником ремеслинника, который пытается зобразить коня с помощью трафарета. Тот, кто видел, как по традиции пишется городецкий конь, долго вспоминает об этом необыкновенном действе. Этим умением гордился мастер старого городецкого промысла А.Е. Коновалов и только самым лучшим показывал эти приемы. Система приемов Коновалова (приемы очерчивания коня по силуэту и последующей заливки контура цветом) более соответствует стилистике именно кистевой росписи, сложившейся в Городце. Ее и раскрывает в своих рисунках А.В. Соколова.

Кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и гурдь коня.

К предней части туловища коня приписывают очертание седла.

От задней линии седла пишется круп коня.

К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку.

К голове коня приписывают острые треугольные ушки.

К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.

К верхним частям ного приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.

Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики.

Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.

После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку.

Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится разживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.

Сохраняя традиционные кистевые приемы написания коня, современные художники внесли большое разнообразие в его цветовое решение. Это уже не только вороные, но и белые, каурые и кони самых разных мастей, хорошо вписывающиеся в общий радостный строй росписи.

МАСТЕР - КЛАСС Изготовление панно в технике городецкой росписи.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Состояние и перспективы развития детей в огромной мере зависят от преподавателей - от их научной и методической работы, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся.

Методическая разработка дает возможность преподавателю провести мастер-класс с максимальной информацией для обучающихся.

Надеюсь, что данная методическая разработка будет полезна преподавателям.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Супрун Л.Я. «Городецкая роспись». Культура и традиции.2006.

2. Коновалов А.Е. «Городецкая роспись». Горький, ВВКИ, 1988.

3. Маврина Т.А. «Городецкая живопись». Ярославль, 1970.

4. Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись». Москва, 2001.

5. Толстухина Н.В. «Художественная роспись по дереву. Городец». Москва «Интербук-бизнес», 2008.


© 2010-2022