- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Применение ИКТ в процессе преподавания изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности
Применение ИКТ в процессе преподавания изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дегтярева Н.Н. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства - это творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Перед учителем периодически возникает проблема:
-
Как сделать уроки изобразительного искусства более эмоциональными?
-
Как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?
Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и, естественно, назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю изобразительного искусства в его деятельности.
Цель, которую я ставлю перед собой:
повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в системе уроков изобразительного искусства.
Использование ИКТ позволяет решить задачи:
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
-
Формирование духовно-нравственной, культурно-образованной личности современного школьника.
-
Научение своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.
В 5 - 7 классах использование ИКТ направленно на:
-
развитие критичности и самостоятельности мышления,
-
развитие логического мышления,
-
тренировку памяти,
-
формирование навыков вариативного мышления,
-
развитие эвристического мышления,
-
развитие ассоциативного, образного мышления,
-
обучение приемам и методам фантазирования.
На уроках изобразительного искусства мною используются такие ИКТ, как:
-
Мультимедиапроектор и экран
-
Презентация Power Point
-
Обучающие интерактивные игры
-
Internet Explorer
-
Кинофрагменты учебных фильмов
-
Мультимедийные учебные пособия
-
Тематическая подборка слайдов
Привычную школьную доску заменяет огромный экран и мультимедиапроектор. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве». Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст - звук - видео - цвет».
Презентация играет огромную роль в подаче информации, т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация - это особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Мною разработано, примерно, 60% уроков для 1-7 классов с использованием ИКТ - сопровождения, база материалов регулярно пополняется.
Созданный мною блок презентаций в программе Power Point по теме «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрыть присущий детству наивно - декоративный язык изображения и образность, игровую атмосферу, связанную, непосредственно, с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Наглядные материалы в презентации позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке материала, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.
По теме «Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций, к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Аленький цветочек», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что-то необычное, что доставляет мне и моим воспитанникам большое удовольствие и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.
В 6, 7 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные учебные пособия. Это и различные электронные художественные энциклопедии, и учебные фильмы из серии «Учимся рисовать» и др. Я рекомендовала бы их использовать, при изучении следующих тем:
-
Рисунок в плакате (7 кл.),
-
Учимся рисовать человека с натуры (наброски) (7 кл.),
-
Портрет в графике (6 кл.),
-
Натюрморт в графике (6 кл.),
-
Черное и белое - основа языка графики. (6 кл.).
Использование обучающих интерактивных игр позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.
Как-то на уроке заметила ученика, сидевшего нахмурившись, абсолютно не готового к работе, диалогу и сотрудничеству. Тогда попробовала посадить за свой рабочий компьютер. Открыла программу «Paint», и предложила нарисовать ему задуманное. Сейчас я уже ввела в практику, после объяснения темы предлагать одному ребенку поработать за компьютером и передать свои впечатления не на альбомном листе, а в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере.
Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Internet Explorer, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в домашних коллекциях самих учащихся. Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:
-
Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени (7 кл.),
-
Творчество В.И.Сурикова (7 кл.),
-
Праздничные народные гулянья (5 кл.),
-
Человек и декор одежды (5 кл.),
-
Музеи мира (6 кл.),
-
Вглядываясь в человека. Жанр портрета (6 кл.).
Большую помощь в работе оказывает использование компьютерной поддержки при работе в технологии педагогических мастерских на этапе «индукции». Здесь с помощью видеоряда, музыки или видеосюжета можно оказать необходимое психологическое воздействие на учащихся, пробуждение эмоциональных или эстетических чувств, которые впоследствии помогут глубже осмыслить сущность урока.
Использование мною ИКТ - сопровождения происходит на различных этапах урока: оно служит великолепным подспорьем при изучении нового материала, особенно на уроках в 5-7 классах; в качестве «индуктора» на этапе подведения к теме, например, в 4 классе («Готика в средневековой Западной Европе»), на этапе повторения и закрепления материала, например, в качестве теста (6 класс, тема «Жанры и виды искусства»), при демонстрации этапов работы над картиной, а также для подготовки домашних заданий, когда учащиеся самостоятельно готовят презентации или доклады.
Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.
Хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных продуктов, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Таким образом, легко увидеть «звездочек»: творчески одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывает свою душу, свое видение мира, свою фантазию. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.