Исследовательская работа Изображение растений на иконах

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахИсследовательская работа Изображение растений на иконахМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р.п. Чунский

Чунского района Иркутской области









Автор: Бакалов Владислав Игоревич, 7 а класс

Руководитель: Бакалова Марина Михайловна,

учитель ОРКСЭ (основ религиозной культуры

и светской этики)

Секция: «Моя малая Родина»



р.п. Чунский

2015 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...с.3-4

Методика исследований……………………………………………………….с.4-4

Результаты исследования и их анализ………………………………………..с.4-8

Выводы…………………………………………………………………………с.8-8

Заключение……………………………………………………………………..с.8-8

Список использованной литературы…………………………………………с.9-9

Приложения…………………………………………………………………с.10-18









ВВЕДЕНИЕ.

На одном из уроков ОРКСЭ мы обратили внимание на то, что на иконе изображены растения. Мне стало интересно, потому что мои первые исследования были связаны с растениями. Изучая тему «Игры с растениями, игрушки из растений», я узнал, что эти игры одни из самых древних на земле, что растения изначально сопровождали человека, давали человеку и еду, и жилище, и лекарства, и защиту. Наши предки считали растения живыми, равными себе.

Я решил продолжить изучение значения растений в православии.

Цель: изучить иконы с растениями.

Задачи:

  • Найти иллюстрации икон с растениями;

  • Найти фотографии растений, изображенных на иконах;

  • Описать иконы с растениями;

  • Изучить литературу по данной теме, обратиться к интернет-ресурсам;

  • Выяснить, что означают растения на иконах;

  • Нарисовать растения, изображенные на древнерусских иконах.

  • Найти иконы, имеющие изображение растений, в нашем Чунском районе.

Краткий литературный обзор:

Исследование было начато с обращения к «Детской Библии» с целью ознакомления с основными библейскими событиями, к энциклопедическому словарю Е.М. Кукиной «Мир русского искусства».

В ходе исследования темы обратились к такой книге, как: «Богословие иконы» И.К. Языковой. В этой книге высказана мысль о том, что первоначально «…основное пространство иконы занимало изображение человека. Всё остальное, в том числе растения, играло второстепенную роль».1 Что в иконе как в тексте прочитывается каждый элемент как знак, символ.

Книга «Азы иконописи» (автор не известен) позволила узнать о значении растений-символов на иконах, дала возможность попробовать свои силы в изображении растений по принятым в иконописи правилам.

Энциклопедии: «Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи», «Энциклопедия маленького христианина» В.В. Грабовской, помогли найти среди других иллюстраций икон те, на которых изображены растения.

В энциклопедии Ю.К. Школьник «Растения» была найдена нужная информация по описанию растений, их роли в жизни человека. Книги «Православные святыни России» С.Р. Бегияна, «Православные святыни» Н.А. Иониной, «Православный храм» С. Рудзиевской позволили сконцентрировать внимание на изображении растений на православных иконах.

Книга «Закон Божий» помогла понять значение православной иконы в жизни русского человека.

Изображение растений на иконах - мало изученная тема, поскольку главное на иконе - это лик, но внимание к деталям изображенного на иконе помогает лучше понять её, начиная с более доступной, понятной информации.

Актуальность исследования:

Для современного человека понимание иконы является порой недостижимой целью. Изучение элементов изображения на иконе, таких, например, как растения, помогает лучше понять основы православной культуры, культуры русского народа.

Место и сроки проведения исследования:

Для изучения темы «Изображение растений на иконах» потребовалось обращение к фондам краеведческого музея р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, посещение храма Святителя Иннокентия епископа Иркутского посёлка Чунский. Исследование было начато в 2013 году. Планируется продолжение работы по заявленной теме.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы работы: наблюдение, работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа, анализ и обобщение материала, эксперимент с самостоятельным изображением растений по правилам иконописания, просмотр видеосюжетов об иконописи.

Для исследования темы была проведена переписка посредством электронной почты с иконописцами Иркутской области: Еленой Алёшиной, Николаем Говориным.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

Одна из самых известных в мире икон - «Троица». Её автор, Андрей Рублев, изобразил сюжет из Библии: явление Бога в виде трех ангелов. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного…».2 Дуб находится в центре, над ангелом, означает древо жизни. Древо жизни - дерево в Раю. Питаясь плодами этого дерева, человек оставался здоровым и бессмертным.

Икона «Троица» есть в храме Святителя Иннокентия епископа Иркутского посёлка Чунский. Её писал не иконописец, а местный художник. Нам пока не удалось установить его фамилии. Как мы узнали позже, на иконах не всегда указывается автор. Эта икона значительно отличается от списков иконы «Троица». Изображенный дуб легко узнается, выглядит как обыкновенное дерево. Его листья по форме похожи на настоящие листья дуба.

Эта икона может не являться произведением искусства, но она давно находится в нашем храме, намолена прихожанами, поэтому к ней относятся, как и к другим иконам, с уважением и почитанием.

Из энциклопедического словаря «Мир русского искусства» мы узнали, что дерево - самый важный христианский символ. Наверное, поэтому деревья встречаются на иконах чаще других растений.

На иконах «Христос - виноградная лоза» и «Спас - лоза истинная» изображена виноградная лоза. Среди ветвей лозы на первой иконе - двенадцать апостолов, учеников Христа. Это изображение связано со словами Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви»3. Означает, что вера в Христа - это основа жизни человека. А ещё виноградные гроздья на иконах означают вино и хлеб Причастия, тело и кровь Спасителя.

На иконе «Вход Господень в Иерусалим» видны ветви пальмы.

С пальмовыми ветвями жители города Иерусалима встречали Христа. «Ветка служит знаком победы Христа над смертью.»4 На Руси в этот праздник использовали вербу, потому что пальмы у нас не растут. …» Праздник Входа Господня в Иерусалим (а он бывает перед праздником Пасхи) у нас давно называют Вербное Воскресенье.

Из книги М. Забылина «Праздники, обряды и обычаи русского народа» мы узнали, что с Вербным воскресеньем у русского народа связан известный обычай. Рано утром родители, пришедшие из церкви, поднимали с постели детей лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».5

В нашей семье тоже есть такой обычай. Срезанные веточки вербы многие наши знакомые и мы ставим в вазу без воды и храним до следующего Вербного воскресенья. В народе считается, что освященная верба очищает дом, сохраняет здоровье его обитателей.

На иконе Божией Матери «Беседная» изображена Божия Матерь, беседующая с пономарём Георгием. Перед освящением храма, пономарь Георгий должен был оповестить жителей окрестных сёл о времени освящения храма и установки креста на куполе. Возвращаясь обратно, пономарь в трёх верстах от храма увидел Божию Матерь, сидящую на сосновом бревне. Богородица велела Георгию передать строителям церкви, чтобы они установили на куполе не железный крест, а деревянный. О явлении Богородицы и Её словах пономарь рассказал народу, но никто ему не поверил. Во время установки железного креста сильный вихрь неожиданно сорвал с купола человека, который устанавливал крест, и невредимым опустил на землю. После такого знамения на купол установили деревянный сосновый крест. ………………………………………………………

У иконы «Всех скорбящих радость» очень интересная история.
Эта икона долгое время хранилась в семье петербуржского купца Семена Ивановича Матвеева. Однажды купец возвращался на лодке из Санкт-Петербурга по Неве на Ладогу. Вдруг поднялась буря, лодку перевернуло, спутники Матвеева утонули. Сам он, схватившись за доску, просил о помощи Царицу Небесную. Доску с Матвеевым - единственным спасшимся их всех путешественников - прибило к берегу Невы. В том месте стояла часовня.

В благодарность купец Матвеев пожертвовал часовне семейную икону. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. Часовня сильно обгорела, пострадали многие иконы, но вот с образом Божией Матери произошли необычайные изменения. Тёмная от времени икона просветлела, а к её поверхности пристали медные грошики из кружки для пожертвований, которая стояла возле иконы. Описание иконы таково: «…на темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою.

Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Руки Богоматери раскрыты, левая рука Ее протянута к изображенным рядом с ней больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Божией Матери покрыта белым покрывалом с золотистым сиянием. Позади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских деревьев»6. Мы узнали, что растение с таким названием существует на самом деле, но в наших краях оно не растет.

Иногда райским деревом называют и мирт. Из энциклопедии «Растения» мы узнали, что мирт - это вечнозелёный кустарник высотой один-два метра, с кожистыми мелкими листьями и небольшими белыми цветками. Согласно легенде, это растение принёс из райского сада Адам. Мирт является символом надежды на обретение рая, символом чистоты и непорочности.

На иконе Божией Матери «Миртовый куст», которую мы нашли на сайте «Святыни России», мы видим этот же кустарник. В переводе с греческого само слово «мирт» обозначает «бальзам». Листья и цветы миртового дерева богаты эфирными маслами, а плоды и высушенные листья используются в качестве пряности. Замечены удивительные свойства миртового дерева. Аромат растения губителен для многих микробов. Современные ученые подсчитали, что присутствие мирта в комнате снижает количество микробов до восьмидесяти процентов.

На чудотворной иконе «Неопалимая купина» изображено растение семейства рутовых: ясенец. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла.

Если поднести к нему огонь, когда стоит безветренная погода, то ветка загорится, но не обгорит, никакого вреда огонь этому растению не нанесёт. «Неопалимая купина» - народное название этого кустарника. Растение купается в огне, но не гибнет, не сгорает, продолжает цвести и жить. Неопалимая купина символизирует образ Божией Матери, родившейся на грешной земле, но не подвластной греху. Считается, что икона «Неопалимая Купина» защищает от пожаров и молний. С древних времен она является покровительницей российских пожарных.

На сайте Википедия мы нашли описание этой иконы: «В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем…Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками: зелёным и красным (цвет купины и огня)»7

На иконе «Спорительница хлебов» Богоматерь изображена сидящей на облаках. Внизу - сжатое поле, на нём среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Перед этой иконой молились во время засухи на полях. Молились о богатом урожае.

В храме нашего поселка нам сказали, что хорошо, когда такая икона есть на кухне, чтобы хлеб всегда был на столе, а урожай - в огороде.

Иконы «Неувядаемый цвет» и «Благоуханный цвет» похожи между собой. Богоматерь держит в руке цветок лилии. Цветок лилии означает чистоту и невинность. Это символ Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет ее Божественный ум; ее поникшие листья - скромность; аромат - Божественность; белый цвет - чистоту.

Верующие считают, что молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в печали, в состоянии одиночества.

На иконе «Вертоград» виден целый сад. Слово вертоград в переводе с церковнославянского и означает «сад». Здесь и деревья, и кустарники, и травы, и цветы. Цветы растут в саду, стоят в вазах, в руке Богородица держит гвоздику. Эта икона семнадцатого века символизирует собой Небесный сад, рай.

На иконе «Моление о чаше» изображен библейский Гефсиманский сад. На иконе видны маслины. Из книги «Православные святыни» мы узнали, что на месте Гефсиманского сада со времён Иисуса Христа сохранилось восемь маслин. «Эти деревья с корявыми многовековыми стволами являются предметом особого почитания…Они стоят, как будто окаменелые библейские великаны…Монахи выдают туристам высохшие ветки от этих деревьев, возраст которых, как считают ученые, равен примерно двум тысячам лет…Вертограды обычно являлись местом отдыха, но не таков был Гефсиманский сад для Христа: не чистые струи, а потоки кровавого пота источились там; не тихое веяние ветров раздавалось в кронах масличных деревьев, а тяжелые вздохи были слышны там…Еще не преданный, Он, должен был претерпеть то, чего ещё никогда не случалось и более не будет в ряду всех дней и ночей стояния мира»8

Выводы:

1. Растения изображены на всех видах икон, чаще всего на иконах с Божией Матерью;

2. Внешний вид одного и того же растения на иконах и в реальной жизни может значительно отличаться.

3. Растения на иконах представлены деревьями кустарниками, лианами, травами.

4. На иконах изображаются растения, о которых сказано в Библии.

5. Растения на иконах - символы православия.

6. В Чунском районе имеются иконы с изображением растений.

7. Для создания иконы нужны специальные знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы узнали о работе современных иконописцев, наших земляков: Николае Говорине и Елене Алешиной. Елена Алешина - художник иркутской епархии Русской православной церкви, член Союза художников России. Мы очень благодарны ей за то, что она откликнулась на наше письмо с просьбой пояснить, каково значение растений на иконах. Елена Алешина прислала нам электронную книгу «Азы иконописания» (к сожалению, нам не удалось выяснить авторство этой книги), в которой описаны не только упоминаемые в Библии растения, дано толкование их символического значения, но и показано, как должны изображаться растения на иконах.

В статье А. Кокина о художниках Иркутской епархии «Почитание образа» приведены слова Е. Алешиной: «…процесс создания иконы - это погружение в другое понимание истории нашего государства».9

Можно сказать, что задача иконы - помочь обратиться человеку к Святому Образу, а растения на иконах - маленькая деталь, которая помогает выполнить эту задачу.

Работая над темой «Изображение растений на иконах», мы просмотрели около двухсот икон, убедились, что на иконах нет случайных деталей, что все предметы на иконах изображаются по строгим правилам и требованиям, что каждый человек видит на иконе то, что он способен увидеть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арапович, Б., Маттелмяки, В. Детская библия: библейские рассказы в картинках./Б. Арапович, В. Маттелмяки. - М.: Российское Библейское общество,1994. - 542 с.. ил.

  2. Забылин, М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия./М. Забылин. - М.: Эксмо,2007. - 608 с., ил.

  3. Закон Божий. Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского, улучшенное и исправленное. - СПб.: САТИСЪ,2013.

  4. Ионина, Н.А. Православные святыни./Н.А. Ионина. - М.: РОССА,2011. - 271 с., ил.

  5. Мир русского искусства: энциклопедический словарь/Е.М. Кукина. - М.: Рус. яз. - Медиа,2005. - 484 с.

  6. Почитание образа / А. Кокин // Иркутская область. Siberia - 2014. - Апрель/Июнь − с. 80-89.

  7. Православные святыни России./Сост. С.Р. Бегиян. - Минск: ООО «Харвест», 240 с., ил.

  8. Рудзиевская, В. Православный храм./С. Рудзиевская. - М.: РОССА,2010. - 271 с., ил.

  9. Школьник, Ю. К. Растения: полная энциклопедия./Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо,2010. - 256 с., ил.

  10. Энциклопедия маленького христианина./Сост. В.В. Грабовская. - М.: РОССА,2009. - 143 с., ил.

  11. Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи. - М.: «Белый город»,2005. - 567 с.



Сайты:

  1. svjatyni.ru

  2. lib.eparhiasaratov.ru

  3. ru. Wikipedia

  4. Святыни России



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Рисунки растений автора работы по требованиям к изображению растений на иконах.

1)











2)













3)











ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Фотографии икон, написанных Еленой Алешиной.

1)





2)





ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Фотография иконы «Троица», находящаяся в храме Святителя Иннокентия епископа Иркутского п. Чунский Чунского района Иркутской области.

1)











ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Фотографии других икон, находящихся в храме Святителя Иннокентия епископа Иркутского п. Чунский Чунского района Иркутской области, с изображением растений или украшенных растениями.

  1. Образы Богоматери







  1. Образы Святых





ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Иконы с изображенными растениями

1)















2)











3)



1 lib.eparhiasaratov.ru : Православие и современность. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - М. : Общедоступный Православный Университет, 1995

2 Закон Божий. Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского, улучшенное и исправленное. С.-Пб.:САТИСЪ, 2013г, с.77.

3 Закон Божий. Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского, улучшенное и исправленное. С.-Пб.:САТИСЪ, 2013г, с.80.

4 Закон Божий. Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского, улучшенное и исправленное. С.-Пб.:САТИСЪ, 2013г, с.65.

5 Забылин. М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. М.: ЭКСМО, 2007, с. 53

6 Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи. М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2005, с. 234.

7ru.wikipedia.org/wiki/

8 Ионина, Н.А. Православные святыни./Н.А. Ионина. - М.: РОССА,2011. - с.36

9 Почитание образа / А. Кокин // Иркутская область. Siberia - 2014. - Апрель/Июнь − с. 80-89.

26


© 2010-2022