- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект по изобразительному искусству на тему Масленица (5 класс)
Конспект по изобразительному искусству на тему Масленица (5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбачёва А.М. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Масленица»
Форма урока: получение новых знаний; тип урока - комбинированный
Цели: а) обучения - ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.
б) развития - создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица».
в) воспитания - прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.
Ход урока:
-
Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике.
2 Новая тема (10-15 мин.)
Тема нашего урока: «Масленица». Масленица- древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей. (Показ презентации «традиции масленичной недели).
Понедельник - встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - заигрыш - дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
Среда - лакомка - в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.
Четверг - широкий, разгуляй - четверток - в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.
Пятница - тёщины вечера - тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.
Суббота - проводы масленицы - куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.
Воскресенье - прощённый день - это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями - «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя. Открываем словари, запишем новые слова: Масленица, Комоедица, седьмица.
А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.
Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях.
-
Практическая работа. (20 -25 мин.)
Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Приступаем к работе.
-
Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1-2 мин.)
А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:
-
С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица)
-
Как называли понедельник- встреча
Вторник - заигрыш
Среда - лакомства
Четверг - широкий разгуляй
Пятница - тёщины вечера
Суббота - проводы Масленицы
Воскресенье - прощёное воскресенье.
-
Итог урока ( 1 - 2 мин.)
Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен.