Конспект по изобразительному искусству на тему Масленица (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Масленица»

Форма урока: получение новых знаний; тип урока - комбинированный

Цели: а) обучения - ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развития - создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица».

в) воспитания - прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике.

2 Новая тема (10-15 мин.)

Тема нашего урока: «Масленица». Масленица- древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей. (Показ презентации «традиции масленичной недели).

Понедельник - встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш - дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда - лакомка - в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Четверг - широкий, разгуляй - четверток - в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Пятница - тёщины вечера - тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Суббота - проводы масленицы - куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

Воскресенье - прощённый день - это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями - «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя. Открываем словари, запишем новые слова: Масленица, Комоедица, седьмица.

А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:

Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.

Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях.

  1. Практическая работа. (20 -25 мин.)

Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Приступаем к работе.

  1. Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1-2 мин.)

А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

  1. С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица)

  2. Как называли понедельник- встреча

Вторник - заигрыш

Среда - лакомства

Четверг - широкий разгуляй

Пятница - тёщины вечера

Суббота - проводы Масленицы

Воскресенье - прощёное воскресенье.

  1. Итог урока ( 1 - 2 мин.)

Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен.



© 2010-2022