«Традиционные промыслы Казахстана и России»

Парахина М.Н. Учитель ИЗО и черчения КГУ «СОШ №82» Тема:  «Традиционные  промыслы Казахстана и России» Цель урока: Формирование понятия «Народные промыслы» разновидностями народных промыслов - керамика. Задачи урока: 1.      Познакомить учащихся с керамическими промыслами Казахстана и России; 2.      Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства. 3.      Воспитывать бережное отношение к народным традициям и      промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности 4.      Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую         оценку произведениям искусства, развивать фантазию и         воображение, навыки самостоятельного творческого мышления. Для педагога: Мультимедийная доска, компьютер, музыкальная подборка мелодий, набор керамических изделий. Для учащихся: Индивидуальные карточки, краски, кисти, шаблоны. 1.Мобилизационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. (Слайд 1)   2. Постановка цели урока   Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об искусстве. Выделим  особенности некоторых видов и выполним практическую работу по украшению формы.   Ребята, у меня к вам такой вопрос: Что мы имеем в виду, когда говорим «ИСКУССТВО»?
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства (4 класс)

Парахина М.Н.

Учитель ИЗО и черчения КГУ «СОШ №82»

Тема: «Традиционные промыслы Казахстана и России»

«Традиционные промыслы Казахстана и России»«Традиционные промыслы Казахстана и России»Цель урока: Формирование понятия «Народные промыслы» разновидностями народных промыслов - керамика.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с керамическими промыслами Казахстана и России;

  2. Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном

искусстве и его применении, об образном языке декоративного

искусства.

  1. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и

промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности

  1. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

оценку произведениям искусства, развивать фантазию и

воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Для педагога: Мультимедийная доска, компьютер, музыкальная подборка мелодий, набор керамических изделий.

Для учащихся: Индивидуальные карточки, краски, кисти, шаблоны.

1.Мобилизационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. (Слайд 1)

2. Постановка цели урока

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об искусстве. Выделим особенности некоторых видов и выполним практическую работу по украшению формы.

Ребята, у меня к вам такой вопрос: Что мы имеем в виду, когда говорим «ИСКУССТВО»?

(Слайд 1)

(Ответы учащихся)

Иску́cство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

3. Актуализация усвоения знаний учащихся.

(Слайд 2)

Работа с кластером. Ромашка на доске.

В одном лепестке - живопись, в другом - скульптура, и т.д. архитектура, графика, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) дизайн и др.- это всё - ВИДЫ ИСКУССТВА.

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира, заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

(Слайд 3)

В искусстве есть виды, которые называют пластические, пространственные, визуальные, видимые, изящные…

Они воспринимаются зрением, «Традиционные промыслы Казахстана и России»

существуют в пространстве, «Традиционные промыслы Казахстана и России»

н«Традиционные промыслы Казахстана и России»е изменяются во времени… «Традиционные промыслы Казахстана и России»

говорят на своём языке…(пояснить)

Это все - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА.

(Слайд 4)

Люди всегда стремились украсить свою жизнь. Уже во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.

(Слайд 5 ) И каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:

(Слайд 6)

  • Живопись - когда украшали скалы росписями - говорит цветом на плоскости

  • Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины - говорит на языке объёмов и форм,

  • Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем - линией и пятном на плоскости

  • Архитектура -строительство красивых зданий.- пространство и объем.

  • Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков - язык объёма, и цвета, и линий, и пространства.

4. Углубление теоретических знаний

Остановимся на одном из видов ИЗО искусства, который включает в себя многие языки…ДПИ

(Слайд 6) + клик

ДПИ.

Название ДПИ - от французского декор - украшение. Люди любят украшать вещи и окружать себя красивыми вещами. В мире много мест, где люди с давних пор занимались каким-то прикладным искусством. Секреты народного мастерства передавались умельцами из поколения в поколение.

«Слово Мастеру»

Прекрасен мир. История стара.

И на глазах истории веками

Незнающими устали руками

Все в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора.

Он мыслью, клал на камень камень.

И строил мир, надежный как гора.

Он был весьма искусен и силен,

И опытом предчувствия умен,

И чувством совершенства наделен,

И красотой гармонии отмечен.

Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утва­ри, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей.

Среди множества видов выделялись подлинно художест­венные центры, в искусстве которых сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений - это ДЕКОРАТИВНЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

(Слайд 7)

Тульские (из села Филимонова)

Дымковские (за рекой Вяткой),

Копчегайская керамика

резьба по дереву - Богородск, Семеново, Городец и др.

И многие другие:

Красочные шали из Павловского Посада

Кружева тонкие и ажурные из Вологды, Торжка, Ростова…

Жостовские подносы, расцветающие волшебными букетами…

Хрусталь и уральские самоцветы, фарфор и чеканка, ковроткачество и металлическое кружево-филигрань … И многое-многое другое, о чем вам еще только предстоит узнать …

Примеры произведений ДПИ слайды

(Слайд 8)- мазаика

Мы рассмотрим один материал, в котором работают народные мастера,

- ГЛИНА. Изделия из глины - КЕРАМИКА. Это слово произошло от Грече­ского «керамос», что значит глина.

(Слайд 9)

- Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и за­метил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И че­ловек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались.

(Слайд 10-11) - Прошло еще много времени, может быть, целые столе­тия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съе­стные припасы. Шли века. - - Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Ма­ленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместить­ся человек. Форма была то простая, то замысловатая. Каждый горшок или ваза играли большую роль в жизни человека - его сравнивали с телом человека. Недаром наша кровеносная система тоже называется СОСУДЫ.

Сосуд души нам свыше дан,

должны хранить мы вечно,

наполнен радостью добром ,любовью бесконечной…

(Слайд 12)-

- Есть и другая керамика, сделанная из цветной гли­ны, - майолика.

Фаянсовая посуда - из белой глины.

А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

А глина низких сортов, с добавлениями - шамот.

(Слайд 13)

Из ценной глины была посуда, а из остатков - игрушки детям, которые лепили и раскрашивали везде по-своему.

Главное в декоративном искусстве - трудолюбие. А талант мастеров ОДУХОТВОРЯЕТ мир неживой природы и МИР ВЕЩЕЙ В НАШЕМ ДОМЕ, ДЕЛАЯ ЕГО РАДОСТНЫМ И КРАСИВЫМ.

5.Закрепление изученного материала

Рассмотрим 2 промысла и сравним.

  1. Проверка домашнего задания.- карточки.- доска

  2. Задание: используя карточки с домашним заданием (два промысла Копчагай и Гжель) найти общие черты, приемы работы.

Гжель

Изделия керамических промы­слов Московской области. Это подсвечники, часы, белоснежные фарфоровые чайники, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. Роспись ручная.

Посуда , фигурки людей.

Капчагайская керамика

Капчагайский фарфоровый завод был возведен в Капчагае Алматинская область. Выпускает бытовой и сувенирный фарфор. Роспись ручная и машинная.

Цвет - разноцветный.

Национальные мотивы росписи. Посуда , фигурки людей

«Традиционные промыслы Казахстана и России»

Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Роспись ручная.

(Слайд 14-15) Расположить элементы росписи в диаграмме доска

(Слайд 16)

3) Работа доска «Бездонный сундучок»

Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды росписи. Это несложно, нужно лишь найти ответы на 3 вопроса: что изображено, чем и каким способом?



  1. Практическая работа.

На прошлом уроке мы разработали формы - заготовки, которые предстоит расписать. Это вазы.

(Слайд 17)+ клик

Рассматривая примеры изделий декоративно- прикладного искусства мы отмечали, что они все украшены узорами. Украшения это- узоры-орнаменты, элементы растений (веточки ,листочки…) пейзажи ит. д. Все эти рисунки что-то объединяет? - они необычные, красочные

(Слайд 18) сказочные - это ВОЛШЕБСТВО.

Вспомните волшебную сказку о волшебном цветке.

(Слайд 19) просмотр отрывка

(Аленький цветочек) в этой сказке цветок символизирует … (красоту, мечту, любовь, уважение…)

Сегодня мы будем изображать волшебный цветок.

- работа с шаблоном - формой;

(Слайд 20) - композиция росписи (игра «Подбери рисунок»;

(Слайд 21) - последовательность выполнения рисунка цветка;

(Слайд 22) - примеры элементов на доске - элементы украшения

«Создай волшебный цветок»

(Слайд 23) - 2 варианта в цвете

(Слайд24 ) - элементы росписи

(Слайд25 )

Представьте этот цветок в своем сердце и пусть он поведет Вас по дороге творчества.

Верьте в себя! И у Вас все получится.

  • Работают самостоятельно.

  • Вся наглядность убирается.

  • Во время практической работы - целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока.

Выставка работ учащихся.

(Слайд26 )

Какая работа понравилась и почему?

Домашнее задание.

Работы наклеить в альбом. В качестве фона использовать цветную бумагу.

(Слайд27 )

Рефлексия.

Что вы узнали?

Чему Вы научились?

Кто почувствовали вдохновение?

Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки?

  1. Уборка рабочих мест.

Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили волшебный цветок в своем сердце, теперь старайтесь сохранить его. (Слайд28 )

«Традиционные промыслы Казахстана и России»«Традиционные промыслы Казахстана и России»«Традиционные промыслы Казахстана и России»

5


© 2010-2022