Урок по изобразительному искусству Древо жизни

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Средства выразительности декоративного искусства: символы, знаки в орнаменте. Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве. Композиция Вазон.

Цели и задачи:

  • Ознакомить учащихся с символикой в орнаментах, композиционным построением «Древа жизни» («Вазона»), расширить знания о построении симметричных композиций;

  • развивать способность мыслить образами, интерес к традициям народа, учить соблюдать основные принципы композиции, гармонично подбирать цветовую гамму;

  • воспитывать любовь к природе, активизировать творческую деятельность.

Оборудование: ножницы, клей, цветная бумага

Зрительный ряд: презентация по теме урока, работы детей

Тип урока: комбинированный


Ход урока

1 . Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Орнамент служит в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но зачастую является отражением этнических и национальных особенностей.

- Что такое орнамент? Каковы его особенности?

- Какие природные формы чаще используют мастера декоративно-прикладного искусства?

3. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы будем создавать декоративную композицию «Вазон».

4. Изучение нового материала

Мы часто встречаем вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам непонятен. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, это - язык символов наших далеких предков. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, спираль - развитие, движение, но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась - украшать.

Более сложным и наиболее ярким символом в народном декоративном искусстве является «Древо жизни», «Вазон».

Урок по изобразительному искусству Древо жизни

Знакомство с вытынанкой. Вазон. Композиция «Древо жизни» (презентация)

Урок по изобразительному искусству Древо жизни

5. Практическая работа

Арт-релакс, в ходе которого учитель подводит учащихся к созданию мыслеобраза Древа жизни, определяет понятие символов и знаков в орнаменте как средств выразительности декоративного искусства.

- Строение. Древо состоит из трех частей: верхняя символизирует сферу богов, средняя - жизнь людей и всего живого на Земле, а нижняя - это корни, основа и начало мира.

- Символьная часть Древа: птицы, плоды, линии, знаки. Их значение.

- Закрепить понятие орнамента: ритм, чередование, элемент орнамента.

- Симметричность композиции.

Этапы выполнения работы:

1. Расположение дерева на цветной бумаге. Ось симметрии (презентация).

2. Разметка основных композиционных элементов Древа (ветви, корни, птицы, листья, символы).

3. Техника безопасности при работе с ножницами.

4. Вырезание древа.

5. Наклеивание на альбомный лист.

В ходе работы проводится индивидуальный инструктаж.

6. Завершение работы

Выставка работ. Сравнительный анализ символики на работах детей.

© 2010-2022