Рабочая программа Искусство (8 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Именьковская средняя общеобразовательная школа»


Лаишевского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

Хафизова Г.Р.___________

Протокол №1 от « 28 » августа 2015 года


Согласовано

заместителем директора по учебной работе

Диярова Г.И.

__________________


« 29 » августа 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»


__________________________

А.М.Шаймухаметова


Приказ № 78 от 01.09.2015




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по учебному предмету «Искусство»


для 8 класса




Составитель:

Фаттахов Раиль Галяутдинович

Учитель первой квалификационной категории




2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по искусству составлена на основе следующих документов:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы по искусству для 8 класса с использованием рекомендации авторской программы Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.

  • Учебный план МБОУ «ИСОШ» на 2015-16 учебный год (утвержден приказом №71 от28.08.2015)

Структура документа

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

  • титульный лист,

  • пояснительная записка

  • календарно-тематический план

  • содержание учебного предмета

  • требования к уровню подготовки учащихся.

  • перечень учебно-методического обеспечения

  • планирование

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII классе 17 часов по музыке и 18 часов по изобразительному искусству , из расчета 1 учебный час в неделю.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Тема раздела

Количество

Часов

Примерные сроки (даты)

1

Искусство в жизни современного человека

3

07.09-21.09

2

Искусство открывает новые грани мира

7

28.09-16.11

3

Искусство как универсальный способ общения

7

23.11-18.01

4

Красота в искусстве и жизни

10

25.01-11.04

5

Прекрасное пробуждает добро.

8

18.04-30.05

Всего

35


Содержание учебного предмета
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X.Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X.Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.


  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.

- освоение знаний о музыке, ее интонационно - образной природе, жанровом и стилевом многообразии.

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально - творческой деятельности.

- воспитание эмоционально - ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

В результате изучения музыки ученик должен

Знать и понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • Основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • Многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • Основные формы музыки;

  • Имена выдающихся композиторов и музыкантов - исполнителей.

Уметь

  • Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов.

  • Выразительно исполнять соло.

  • Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  2. Примерной программы по искусству для 8 класса с использованием рекомендации авторской программы Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.

  3. Искусство. 8-9 классы:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.-2-е изд.-М.: Просвещение. 2012 г.-191с.

  4. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы. Москва Дрофа. 2010г.

Планирование

№ уроуа

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения

материала


Виды контроля, измерители


Дата проведения

план

факт

Искусство в жизни современного человека (3 часа)

1


Искусство вокруг нас

Урок-беседа

Участвовать в обсуждении содержания и выразительности средств художественного произведения.

Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобра-зительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей.

Рассказать и записать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта.

07.09

2

Художественный образ-стиль-язык

Комбинированный

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектур-ных памятников

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей.

Фронтальный устный опрос

14.09

3


Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Комбинированный

Обобщение и систематизация представлений о многообразии художественной культуры на примере произведе-ний различных видов искусства

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество

Фронтальный устный опрос

21.09

Искусство открывает новые грани мира 7(ч)

4

Зримая музыка. Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

Комбинированный

Образы природы , человека, окружаю-щей жизни в произ-ведениях русских и зарубежных мастеров. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Фронтальный устный опрос

28.09

5

Зримая музыка. Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы.Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

Комбинированный

Образы природы , окружающей жизни в произведениях русских и зарубеж-ных мастеров. Сопоставлять их с особенностями ху-дожественного во-площения в произ-ведениях искусства

Образы природы, человека, окружающей жизни в произ-х рус-х и заруб-х мастеров. Незатейливая красота среднерусской полосы Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)

Фронтальный устный опрос

05.10

6

Человек в зеркале искусства: Жанр портрета.

Комбинированный

Ассоциативный портрет в технике коллажа

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека.

Фронтальный устный опрос

12.10

7

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея

Комбинированный

Человек в зеркале искусства, портрет в музыке, литературе, живописи ,,кино.

Портреты наших великих соотечественников.

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина. Виртуальная экскурсия

Проверка творческого задания

19.10

8

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея

Комбинированный

Человек в зеркале искусства, портрет в музыке, литературе, живописи ,,кино.

Портреты наших великих соотечественников.

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

Проверка творческого задания

26.10

9

Музыкальный портрет. Александр Невский

Комбинированный

Прослушивание кантаты С.С. Прокофьева Александр Невский Русские народные сказки, предания, былины.

Портреты наших великих соотечественников.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной не программной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и

внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Опрос по музыкальным произведениям

09.11

10

Портрет композитора в литературе и кино

Комбинированный

Видение мира в произведениях современных художественных направлений в кино, литературе и изобразительном искусстве

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).

Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. Фрагменты произведений В. Моцарта: Симфония № 40,«Маленькая ночная серенада», «Рондо в турецком стиле»

Фронтальный опрос

16.11

Искусство как универсальный способ общения (7ч)

11.

Мир в зеркале искусства

.

Комбинированный

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, выставки, конкурсы, проекты)

Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей

Фронтальный опрос Проверка творческого задания

23.11

12

Роль искусства в сближении народов.

Комбинированный

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, выставки, конкурсы, проекты)

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, выставки, конкурсы, проекты) .Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии.

Фронтальный опрос

30.11

13.

Искусство художественного перевода - искусство общения Как происходит передача сообщения в искусстве?

Комбинированный

Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международ-ные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы , фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур .Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. Создание , оформление школьного сайта.

Проверка творческого задания

07.12

14.

Искусство-проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Комбинированный

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах. Символика архитектуры.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Проверка творческого задания

14.12

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником

Комбинированный

Передача информации современникам и последующим поколениям в музыке.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Фронтальный опрос

21.12

16.

Символы в жизни и искусстве.

Комбинированный

Образы и символы в русской поэзии и прозе

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной.

Фронтальный опрос

11.01

17.

Музыкально-поэтическая символика огня

Комбинированный

А,Н, Скрябин Поэма «Прометей» 1 часть ,слушание

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин

(1871/72-1915) - выдающийся русский композитор, пианист, педагог - создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки.

Опрос на уроке

18.01

Красота в искусстве и жизни(10 часов)

18.

Что есть красота?

Комбинированный

Знакомство с эта-лонами красоты в живописи скульп-туре, архитектуре и музыке

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Устный опрос

25.01

19.

Откровения вечной красоты. Застывшая музыка.

Комбинированный

Символы красоты: скульптурная и архитектурная композиция

Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина - удел науки, добро - религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо

Опрос на уроке

01.02

20

Откровения вечной красоты. Застывшая музыка.

Комбинированный

Символы красоты: скульптурная и архитектурная композиция

Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина - удел науки, добро - религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо

Опрос на уроке

08.02

21.

Есть ли у красоты свои законы?

Комбинированный

Создание композиции на заданную тему

« Живопись, рисунок, орнамент»

Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра -все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм.

Проверка творческого задания

15.02

22

Есть ли у красоты свои законы?

Комбинированный

Создание композиции на заданную тему

« Живопись, рисунок, орнамент»

Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра -все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм.

Проверка творческого задания

22.02

23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

Комбинированный

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Устный опрос и проверка творческого задания

29.02

24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

Комбинированный

Понимание красоты в различ-ных художествен-ных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Устный опрос и проверка творческого задания

07.03

25.

Великий дар творчества: Радость и красота созидания

Комбинированный

Дирижёр с мировым именем Евгений Светланов

Мастерство исполнительских

интерпретаций классической и современной музыки.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди

стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

Опрос на уроке

14.03

26.

Как соотносится красота и польза

Комбинированный

Передача красоты современного человека средства-ми разных видов искусства «Портрет в литературе, рисунке, живописи»

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Опрос на уроке

04.04

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

Комбинированный

Воплощение трагического, лирического, драматического содержания произведения.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Устный опрос.

11.04

Прекрасное пробуждает добро. (8 часов)

28.

Преобразующая сила искусства.

Комбинированный

Стремление человека к идеалу, поиск истины, добра и красоты

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери.

Устный опрос и проверка творческого задания

18.04

29.

Преобразующая сила искусства

Комбинированный

Героический пафос в монументальной скульптуре

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов.

Устный опрос и проверка творческого задания

25.04

30.

Преобразующая сила искусства

Комбинированный

Практическая работа

Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

Устный опрос и проверка творческого задания

25.04

31.

Преобразующая сила искусства

Комбинированный

Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях

Текущий контроль за созданием проекта

02.05

32.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Комбинированный

Работа над созданием проекта. Этапы творческого проекта. Слушание фрагментов из оперы «Снегурочка

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.

Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино.

Текущий контроль за созданием проекта

09.05

33.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Комбинированный

Работа над созданием проекта. Этапы творческого проекта. Слушание фрагментов из оперы «Снегурочка

Исследовательский проект.

В течение жизни каждому человеку приходится

решать множество различных проблем - житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) - братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации - И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство - Палех,

Федоскино и др.; живопись - Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Просмотр, взаимоанализ выполненных работ

16.05

34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Комбинированный

Создание костюма и грима Снегурочки и Леля

Анализ результатов собственной художественной деятельности

23.05

35.

Весенняя сказка «Снегурочка»

Обобщающий

Защита проектов

Критерии оценки проекта

30.05

3


© 2010-2022