- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок – импровизация (мастер-класс) Тема урока: «Современное искусство»
Урок – импровизация (мастер-класс) Тема урока: «Современное искусство»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Р.В. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - импровизация (мастер-класс)
Тема урока:
«Современное искусство»
Ход урока:
Изобразительные средства искусства предыдущих тысячелетий казалось, были доведены до предела возможностей, но современные художники именно с их помощью достигают новых потрясающих творческих результатов.
В современном искусстве более не возможно строгое разделение на живопись, скульптуру, гравюру и прочее, ломаются все застарелые барьеры, жанровая разобщенность перерождается в синтетические медиа искусства: инсталляцию, видео, перформанс, концептуальное искусство ( лат.мысль, представление), и новинку последних лет - медиаискусство.
Как точно подметил романист Марсель Пруст: «Истинный путь открытий лежит не только в поиске новых земель, но и в том, чтобы посмотреть на землю новыми глазами»,
- вооружившись этой идеей, сегодня художники используют бесконечное множество средств самовыражения. Например:
Инсталля́ция - форма современного искусства, обозначает (англ. installation - установка, размещение, монтаж) - представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. Основоположниками инсталляции были Марсель Дюшан и художники сюрреалисты.
Учитель: Предметом и средством современного искусства может стать любой, самый, на первый взгляд, обычный объект. Не верите? (лампа)
Возьмем для примера обычную букву
Сказано, что вначале было слово, и гораздо позже его научились записывать… Когда же появились буквы? Из какой страны они пришли к нам? Ответить на этот вопрос нам поможет взгляд в прошлое в историю…
Встречайте жителя Финикии.
(звучит арабская музыка)
Финикиец: Мы, финикийцы из древних городов Библ, Сидон и Тир, что на Средиземноморье. У нас удивительная природа: склоны Ливанских гор покрыты густым кедровым лесом, у нас самые лучшие корабли, прекрасные ткани пурпурного цвета, мастера делают прозрачное стекло и главное - мы создали алфавит из 22 букв, обозначающих согласные. Финикийский алфавит положил начало грамоте подавляющего большинства народов мира, от него произошли еврейская, арамейская и арабская письменности.
Учитель: Встречайте жителя Греции
(звучит греческая музыка)
Грек: Мы, жители древней Эллады гордимся своей страной, которая славится высокоразвитой древней культурой. Эллины были замечательными мореплавателями, учеными, философами, художниками, поэтами и музыкантами. К финикийскому алфавиту добавили гласные. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были впервые записаны. От греческого алфавита произошли, в свою очередь, латинский, славянский, грузинский и армянский языки.
Учитель: Встречайте жителя России
(звучит музыка Глинки и звон колоколов)
Славянка: Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Учитель: Исторические герои помогли соединить все гласные и согласные буквы и создали настоящую инсталляцию «Буква в соединении культур». Так, самая обычная БУКВА, известная с незапамятных времен, стала объектом, на основе которого родился новый, суперсовременный жанр искусства - инсталляция.
А само действие, которое развернулось на наших глазах, это еще одна форма современного искусства - перформанс - представление, выступление
в котором произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых
элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
Вдохновение, холст и… очень необычная палитра! Рисование песком. Да это театр песочной анимации с помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение, которое можно передавать на экран.
А теперь давайте попробуем сами создавать произведение современного искусства, на примере той же темы букв:
Буквенная инсталляция «Зеркало мгновения»
(Мастер-класс под музыку А.Рыбникова из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен»)
Учитель: Напрашиваются слова поэта сюрреалиста Поля Элюара, которое так и называется «Зеркало мгновения»
Оно рассеивает свет,
Оно показывает нам вещей нагую суть,
Оно отказывает нам в возможности на миг отвлечься,
Оно - что камень,
Твердый камень
Движения и взгляда,
В его холодном блеске дрожат и тают маски,
И то, что схвачено руками, гнушается принять чужую форму рук,
И то, что было ясным и понятным, исчезает,
Сливается с ветрами птица,
И небо - со своею сутью голубой,
И человек - с судьбой.
Сама инсталляция напоминает
букву - О, образ женщины, ее любимый аксессуар и зеркало мгновения
Учитель: Вот мы и приобщились к медиаискусству
Другими словами все то, что было сегодня продемонстрировано с помощью современных информационных или медиатехнологий: видео, компьютерные, мультимедиа, интернет, видеоарт, медиаперформанс, и есть тот синтетический вид искусства, который называется медиаискусство.
Медиаискусство - это вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно (или медиа) технологий, преимущественно таких
как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет, «электронное искусство», «цифровое искусство» видеоарт (в том числе виджеинг),саундарт, медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура) медиаперформанс, медиаландшафт (или медиасреда),сетевое искусство.
Я думаю, что теперь вы и сами сможете создать что-нибудь эдакое… например инсталляцию. Я предлагаю вам три темы:
1 группа: Мангровая инсталляция
2 группа: Цветочная инсталляция
3 группа: Рог изобилия
А чтобы создать творческую атмосферу, наша работа будет сопровождаться под звуки знаменитой испанской гитары. Возможно, что музыка Испании, напоминающая о сюрреалистических картинах знаменитого Сальвадора Дали, повлияет на создание таких пространственных произведений, и даст возможность каждому человеку прикоснуться к искусству сверх реального и почувствовать себя его частью.
Ну вот мы и продемонстрировали некоторые элементы современного искусства. Насколько у нас это получилось судить Вам. Всем спасибо!
Выполнила: Васильева Римма Викторовна - учитель истории
5