Методическая разработка занятия в изостудии

         При изучении этой интересной и необходимой в художественном творчестве детей темы на первом занятии имеет место знакомство с  представлениями о красоте человека в истории искусства. Немаловажным  в обучении учащихся этой возрастной группы  является  умение педагога заинтересовать учебным материалом. Учащиеся с удовольствием воспринимают факты по истории искусства, особенно, если учебный материал демонстрируется в виде презентаций,  красочных слайд фильмов, иллюстративного материала.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Изображение фигуры человека в искусстве разных эпох

Методическая разработка занятия в группе детей пятого года обучения в изостудии «Радуга»

МБОУ ДОД ЦДТ «Приокский»



г. Рязань. 2014 год.










Свечкарь Раиса Алексеевна - педагог дополнительного образования

Тема программы «Изображение фигуры человека».

Пояснительная записка.

При изучении этой интересной и необходимой в художественном творчестве детей темы на первом занятии имеет место знакомство с представлениями о красоте человека в истории искусства. Немаловажным в обучении учащихся этой возрастной группы является умение педагога заинтересовать учебным материалом. Учащиеся с удовольствием воспринимают факты по истории искусства, особенно, если учебный материал демонстрируется в виде презентаций, красочных слайд фильмов, иллюстративного материала.

Введение.

Главной темой в изобразительном искусстве всегда был и остается человек. Представления о красоте фигуры человека, его облике, его деятельности менялись с течением времени. На предыдущих этапах обучения в изостудии дети знакомились с рисованием человека, выполняли композиции, в которых присутствовали человеческие фигуры.

Необходимо расширить знания учащихся по изображению фигуры человека в разные исторические эпохи и продолжать совершенствовать умения и навыки в области практического изображения человека.

Тема занятия «Изображение фигуры человека в искусстве разных эпох».

Цель: расширить представление учащихся об изображении фигуры человека в разные исторические эпохи.

Задачи:

Обучающие.

*Познакомить детей с представлениями о красоте человека в истории искусства.

*Способствовать проявлению интереса учащихся к нахождению нужных источников информации.

*Учить умению грамотно высказывать свои мысли в процессе анализа художественных произведений.

Воспитывающие.

*Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к изобразительному искусству.

*Прививать организационные умения и навыки.

Развивающие.

*Развивать творческую и познавательную активность.

*Способствовать развитию познавательных процессов.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: беседа.

Оборудование.

Для педагога: Презентация на тему «Изображение фигуры человека в искусстве разных эпох», компьютер, экран, раздаточный материал с ксерокопиями древнегреческих скульптур, стихотворение Микеланджело «Не правда ли - твореньям нет конца…», формат А2 с изображением фигур человека с ошибками.

Для учащихся: Рабочие тетради, ручки, альбомы для упражнений, простые карандаши.

Структура занятия.

1.Организационная часть. (3 мин.).

2.Введение в тему занятия. Игра. (7 мин.).

3.Демонстрация презентации с беседой. (35 мин.).

4.Объяснение задания по раздаточному материалу. Просмотр ксерокопий. (10 мин.).

5.Практическая работа учащихся. (10 мин.).

6.Мини - сочинение на тему «Красота человека - это…». (15 мин.).

7.Подведение итогов занятия. Чтение сочинений. Просмотр набросков. (7 мин.).

8.Рефлексия. (3 мин.)

Занятие организовано в форме созерцания. Общение педагога с детьми построено в виде диалога.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Обратить внимание на формирование умения понимать необходимость информации об изображении фигуры человека в истории искусства для успеха деятельности детей. Просмотр презентации и диалог помогут учащимся понять, что физическая красота человека - великая ценность. В ходе занятия учащиеся и педагог постоянно являются собеседниками. Метод монолога при сообщении знаний не принесет положительного результата.

Методы, активизирующие познавательную деятельность воспитанников.

  • Метод игры. - (Найдите ошибки в изображении людей).

  • Наглядный. - (Демонстрация презентации, работа с ксерокопиями).

  • Метод наблюдений.

  • Метод практической работы.

  • Словесный.

  • Диалогический.

Ход занятия.

1-ый час.

1.Организационная часть.

Подготовка учащихся к занятию.

2.Проведение игры «Что - то здесь не так, а что?». На листе формата А2 изображены фигуры людей в разных позах с ошибками в пропорциях. Дети находят ошибки и маркерами их исправляют. Сообщение темы занятия.

3.Как вы думаете, почему человек всегда был и остается главной темой в изобразительном искусстве?

(Ответы детей).

Демонстрируется презентация «Изображение фигуры человека в искусстве разных эпох».

Изображение человека является самым сложным и в тоже время наиболее содержательным объектом в истории искусства. Произведения графики, живописи, скульптуры помогают людям понять вкусы и художественные предпочтения культур разных эпох.

Представления о красоте фигуры человека в разные эпохи постоянно менялись.

Пещерные рисунки первобытных людей показывают нам изображение человека в активных движениях. Как вы думаете, почему первобытный художник изобразил людей с луком в руках? (Ответы детей). Охота на животных была в то время жизненной необходимостью. Действительно, чтобы добыть пищу, человек должен быть сильным, здоровым, мужественным. Мы здесь видим атлетические, достаточно пропорциональные фигуры. Палеолические венеры были созданы людьми в разных уголках земли более 40 тысяч лет тому назад. Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.

В Австрии 26 тысяч лет тому назад была найдена Виллендорфская венера. Голова состоит из одной пышной прически, лицо, руки и ноги проработаны слабо. Все, что касается рождения и кормления ребенка не просто тщательно выражено, но и преувеличено. Почему же так изображались женщины? (ответы детей). И в самом деле, женщины - без выражения лица, фигуры располневшие, но в них просматривается своеобразная красота.

Люссельская венера, изображенная в рельефе, сделана из известняка 25 тысяч лет тому назад. Фигурка найдена во Франции. Кто знает, что такое рельеф? (Ответы детей).

Рельеф - один из видов искусства скульптуры. В отличии от круглой скульптуры объемные формы располагаются на плоскости. Эта женщина держит рог, символ изобилия. Скульптор акцентирует внимание на особенностях женской фигуры.

В Древнеегипетских фресках, рельефах, в скульптуре фигура человека изображалась по определенным канонам. Канон - свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты. По каким же правилам изображали фигуру человека?

Лицо и ноги изображали в профиль, верхняя часть туловища - анфас, бедра ¾ анфас, верхняя часть туловища - спереди. Ноги - в движении. Глаза - анфас, увеличены и подчеркнуты.

В настенных росписях изображали деятельность людей. Фигуры показаны в самых разных выразительных позах. Что делают люди? (Ответы детей). Мы узнаем сбор винограда, стройку.

Мужчина как глава семьи изображался выше, жена ему доставала до плеч. Дети - меньше, но как маленькие взрослые. Их рисовали голыми.

Таких пропорций придерживалось изображение в скульптуре.

В античном искусстве Греции и Рима изображение фигуры человека поражает красотой физически совершенного человека. Скульптор Мирон в работе «Дискобол» придает большое значение пропорциональным соотношениям частей фигуры спортсмена, все в ней соразмерно и гармонично.

Прекрасное изображение богини Венеры Милосской, которую изваял скульптор Агесандр во II веке до нашей эры, до сих пор приводит нас в восторг. Женственная фигура Афродиты Книдской, творение Праксителя 350 лет до н. э. также прекрасна.

Ника Самофракийская показана в движении. Почему у скульптур отсутствуют части тела? (Ответы детей).

Тщедушный и болезненный 1-й римский император Октавиан изображается атлетически сложенным «Богоподобным человеком». Скульптор Кусту изваял рядом с ним Амура, сына богини Венеры, что говорит о божественном происхождении императора - ее потомка. Мастер запечатлел портретное сходство и характерную прическу императора.

Почему так поступил скульптор? (Ответы учащихся).

Духовная и физическая красота человека - главная тема итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Гигантская статуя Давида отняла славу у всех статуй. Современных и античных, греческих и римских. Величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, спокойный, но тут же готовый развернуть эту силу для победы над злом. Он уверен в своей правоте и в своем торжестве. Согласно библейской легенде, юный Давид (тогда всего лишь пастух, впоследствии проявивший себя мудрым правителем) убил великана Голиафа. Сразив его камнем, пущенным из пращи. Скульптор ваяет свой шедевр из мрамора. Пятиметровая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил, что из этой громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ.Своим искусством Микеланджело показал нам самое красивое в природе - это человеческая фигура. Микеланджело верил, что точно так же, как в природе заложена красота, в человеке заложено добро. Подобно ваятелю. Он должен удалить в себе все грубое, лишнее, все, что мешает проявлению добра. Замечательная работа Микеланджело продолжает удивлять зрителей в нашу эпоху своим непревзойденным совершенством. Скульптор написал стихотворение.

«Не правда ли - примерам нет конца

Тому, как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взор потомка восхищенный

И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца».

Каким изобразил Микеланджело лицо Давида? (Ответы детей).

В Древней Индии были созданы скульптурки женщин с беспокойными движениями с сильным оттенком страстности и чувственности.

Образы богов воплощались в причудливом нагромождении голов, рук или в соединении человеческих и животных форм. Как вы думаете, почему изображали богов с множеством рук и голов? (Ответы учащихся).

В искусстве Ассирии скульптуры и рельефы показывают образ физически совершенного, могучего человека, в подчеркнуто пышном убранстве. Он олицетворял идеального владыку, могучего повелителя.

Наш замечательный художник Аркадий Александрович Пластов в картине «Весна», которую он написал в 1954 году, отразил созвучие человека с природой. Крупные хлопья снега ложатся на золотистую солому, на прекрасные распущенные волосы, на молодое тело женщины. Вся фигура молодухи излучает простоту, целомудрие и здоровье.

Какой же можно сделать вывод из того, что вы увидели в презентации? (Ответы детей).

Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты человека по - своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.

2-ой час.

4.Дети получают ксерокопии с произведений великих мастеров: Мирона, Лисиппа, Леохара, Праксителя, Агесандра, Поликлета, и внимательно их рассматривают.

Какое из этих произведений произвело на вас большее впечатление? (Дети отвечают).

Попробуйте выполнить зарисовку понравившегося вам шедевра.

5.Практическая работа учащихся.

Работа выполняется простыми карандашами в альбоме. Обращается внимание на передачу пропорций и движения.

6.Дети пишут мини - сочинение «Красота - это…».

7.Чтение сочинений и просмотр зарисовок. Дети высказывают свое мнение по поводу написанного мини - сочинения и анализируют зарисовки.

8.Подведение итогов занятия. Рефлексия. Какое впечатление осталось у вас от занятия? (Дети отвечают). Уходя с занятия, прикрепляют смайлики на пробковой доске.

Задание на дом. Подготовить презентацию на тему «Наброски фигуры человека». Найдите в интернете работы художников, где ярко выражены движения фигуры человека.

Список источников информации.

1.Любимов Л. Искусство западной Европы. М., Просвещение. 1982.

2.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика.1983.

3.Хачанян Е. Большой энциклопедический словарь. Искусство. АСТ.М., ВНЕШСИГМА.2001.

Интернет ресурсы.

1. art. 1001 chudo.ru|italy_1939.html

2. megabook.ru Deskriptionlmage.asp

3 .ru. wikipedia.org/wiki/Аполлон Бельведерский

4. yandex. ru/yandsearch

Приложения к занятию.

1.Презентация на тему «Изображение фигуры человека в искусстве разных эпох».

2.Рисунок №1. (Поликлет. «Дорифор».

3.Рисунок №2. (Леохар «Аполлон Бельведерский).

4.Рисунок №3. (Пракситель. « Афродита Книдская»).

5.Рисунок №4. (Лисипп. « Отдыхающий Гермес»).

6.Рисунок №5. (Агесандр. « Венера Милосская»).

7.Рисунок №6. (Ника Самофрокийская).

8.Рисунок №7. (Лисипп. « Апоксиомен»).

9.Рисунок №8. (Мирон «Дискобол»).

10.Фото листа А2 с заданием для игры «Что-то здесь не так, а что?







© 2010-2022