Развитие творческих способностей на занятиях изокружка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях изо кружка «Радуга».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Поэтому главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, формирование личности способной к самореализации.

Что же такое творческие способности? Разные авторы определяют их по-своему.

Известный советский психолог Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Психологом Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

Особенно важны работы Л. С. Выготского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, проявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются индивидуальность, художество хотя бы в минимальном отступлении от образца.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав данные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Важнейшей задачей начального образования выступает - развитие творческих способностей, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Одним из эффективных условий развития творческих способностей младших школьников в нашей школе является работа изо кружка «Радуга», который я веду уже на протяжении нескольких лет. Посещают занятия кружка дети начальной школы.

Многими известными психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.

На этом основании младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Поэтому так важно, именно в начальной школе приобщать детей к творчеству, так как это помогает верить в свои силы, учит реализовывать себя. А также способствует более интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание столь необходимых на всех ступенях обучения.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы. К ним относят:

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- обеспечение возможностей для практики;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Для более эффективного развития творческих способностей младших школьников необходимы определенные условия, такие как:

- создание ситуации выбора;

- организация сотворчества в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;

- использование технологии развития творческого мышления;

- мониторинг и выход творческих работ (выставки).

Одно из ведущих направлений в работе изо кружка - это изобразительное искусство, оно помогает решить такую актуальную проблему как развитие эмоциональной и познавательной сфер, которые являются основой гармоничного развития личности. Говоря словами психологов, именно искусство заставляет оба полушария мозга одновременно работать в полную силу и в то же время активно взаимодействовать друг с другом, именно искусство как никакой другой вид деятельности развивает творческие способности детей. На занятиях дети открывают новый для себя мир. Помимо простейших приемов рисования учащиеся знакомятся с произведениями искусства, с различными жанрами живописи, с предметами декоративно-прикладного искусства. Все эти знания значительно расширят кругозор детей и научат творчески подходить к своим работам. Здесь каждый может реализовать себя как личность. Зачастую тихие и несмелые на уроках дети на занятиях кружка показывают себя с другой стороны, они более открыты и эмоциональны, более успешны и активны. Благодаря кружку они учатся дружескому общению, как со своими сверстниками, так и с взрослыми. Таким образом, дети получают первые коммуникативные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Самые первые занятия учебного года мы проводим в парке. Во - первых, мы видим как богат и разнообразен окружающий нас мир, какую он имеет красоту цвета и неповторимых оттенков. Во - вторых, находим огромное количество самых разных линий и причудливых форм. В облаке, в форме дерева, травинки, цветка или камня. Все это стараемся запечатлеть в своих набросках для будущей работы. Эти упражнения помогают детям осознать, что такое форма, учат владеть линией. И, в - третьих, ведем сбор природного материала, который также пригодится нам в дальнейшей работе.

Известные детские психологи, специализирующиеся по арт-терапии, утверждают, что до 10 лет нельзя учить детей технике (мазка, лепки и т.д.). Это помешает развитию огромного творческого потенциала, заложенного в нас при рождении.

Пусть малыш фонтанирует идеями, моя задача - не мешать ему, а помочь. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить во что-то необычное, сказочное. Именно поэтому на наших занятиях постоянно присутствуют пластилин, краски, старые журналы, из которых можно сделать коллажи. А для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств на каждое занятие готовлю гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки, кисти разных размеров, клей, цветную бумагу, ткань. Чем больше у детей подобных предметов, тем больше у него помощников. Первый шаг всегда считается трудным, поэтому каждому ребенку помогаю сделать его первый шаг в мир цвета, стремлюсь научить детей выражать цветом свои чувства, эмоции, настроение. При этом они знакомятся с основными цветами. С теплыми, с холодными цветами с их оттенками. Множество игровых приемов, используемых на занятиях, позволяют детям ориентироваться в многообразии изобразительного искусства.

Очень интересен для учащихся такой вид работы, который мы называем рисованием на «мокром». Дети смачивают водой лист бумаги, берут кистью нужный цвет и начинают изображать прямо на мокром листе. Стараемся работать быстро, пока не высох лист. Краски растекаются по мокрому листу, сливаются, образуют новые оттенки. Детям очень нравится этот процесс, и рисунки у них получаются яркие, необычные.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают такие жанры живописи как натюрморт и портрет. Изображая свою маму или лучшего друга, ребенок очень точно подмечает особенности внешности, какие - то незначительные детали и настроение портрета. При выполнении натюрморта обучающиеся любят такой вид работы как аппликация, причем не, только из цветной бумаги, но и ткани. Изображая братьев наших меньших, говорим об их характере, настроении. О том, что животные как и люди, чувствуют и понимают добро, ласку, боль, обиду. Помимо изобразительной, используем и такой вид работы, как лепка. Она воспитывает художественный вкус, умственное и эстетическое развитие. Воспитывает усидчивость, развивает моторику мелких мышц и ловкость рук, что особенно ценно при обучении детей письму. Почерк детей, посещающих кружок, заметно отличается от почерка других детей. В.А. Сухомлинский в свое время писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». И действительно, чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем больше уверенности в его движениях. Материалом для лепки служат пластилин и соленое тесто, так как являются самыми доступными. Высохшие фигурки расписываем различными элементами дымковской, филимоновской, каргопольской росписи. В непринужденной форме дети знакомятся с народной игрушкой, с другими видами декоративно - прикладного искусства. На основе русской народной игрушки попробовали создать свою, девочку в национальном наряде. Думаю, это у нас получилось неплохо.

В нашей школе регулярно проводятся выставки детских работ. Кроме школьных, мы постоянно принимаем участие во всех муниципальных выставках, а также республиканских. Ребята очень гордятся тем, что их произведения находятся на выставке, и поэтому стараются работать еще лучше. Конечно, не все дети посещающие изо кружок, научатся мастерски владеть кистью, но самое главное кружковцы будут отличаться от других детей тем, что будут уметь чувствовать цвет, эмоциональный настрой произведения. А еще, занятия развивают художественный вкус, благотворно влияют на развитие фантазии, побуждают заложенное от природы чувство прекрасного. Иными словами на занятиях кружка происходит развитие творческих способностей. У одних детей это развитие происходит в большей степени, у других в меньшей, но все - таки происходит. Способствует в дальнейшем успешности, готовит их к жизни в обществе.



© 2010-2022