• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья Использование электронных образовательных ресурсов (ОМС модулей) в урочной деятельности (на примере уроков изобразительного искусства)

Статья Использование электронных образовательных ресурсов (ОМС модулей) в урочной деятельности (на примере уроков изобразительного искусства)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование электронных образовательных ресурсов (ОМС модулей) в урочной деятельности (на примере уроков изобразительного искусства)


В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи - все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Наиболее современные и эффективные для образования - ЭОР, воспроизводимые на компьютере. ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС).

ОМС - это электронные учебные продукты, позволившие решить основные проблемы современных ЭОР.

  1. Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими (выполняли только информативную функцию). Для реализации практической подготовки учеников и контроля знаний необходимо использование ЭОР с интерактивными и мультимедийными возможностями. Но распространение таких продуктов в глобальной сети накладывалось на серьезные технические трудности. В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа решена.

  1. Существуют определенные требования к программному обеспечению для использования ЭОР нового поколения:

1) Компьютер для воспроизведения ЭОР нового поколения должен быть мультимедийным, выпущенным не раньше 2003 года.

2) Минимальные системные требования:

  • операционная система Windows 2000 или XP;

  • тактовая частота процессора не ниже 1ГГц;

  • объем оперативной памяти не менее 256 Мбайт;

  • видеокарта должна включать видеопамять не менее 64 Мбайт;

  • разрешение экрана не ниже 1024х768;

  • наличие звуковой подсистемы (звуковая карта с динамиками или наушниками).

Для загрузки электронных учебных модулей необходимо подключение компьютера к Интернету, или наличие CD-дисковода, или возможность подключения Flash-накопителя. ЭОР нового поколения на сегодня самые «требовательные» ресурсы, для всех других видов ЭОР перечисленные требования заведомо достаточны.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

Адреса в Интернете:

fcior.edu.ru

eor.edu.ru

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.

На сегодняшний день разработаны и находятся в хранилище ЭОР по английскому языку, биологии, географии, естествознанию, по истории, по математике, по мировой художественной культуре и искусству, по русскому языку, по физике и по химии. На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 - ориентированных на профессиональное образование.

2) Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Процесс изучения методов работы с диском занимал много времени.

ЭОР нового поколения - сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах, но имеющие унифицированные программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс и архитектуру. В результате для ЭОР нового поколения была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для использования любых ЭОР нового поколения требуется один комплект клиентского программного обеспечения и во всех ЭОР нового поколения контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

3) Третья проблема заключалась в отсутствии возможности участия преподавателя в создании авторского курса на основе учебных продуктов на CD-ROM. В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации и др.) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, выполнение лабораторных работ возможно только в специально оборудованной аудитории). Когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, в школе нет. В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся также решена.

Содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс - открытая образовательная модульная мультимедиа система. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

Структурированный вариант полного учебного курса по предмету разбивается на учебные разделы, темы и т.д. В каждый раздел входит три модуля, соответствующих трем основным компонентам образовательного процесса:

  • модуль получения информации (И-тип)

  • модуль практических занятий (П-тип)

  • модуль контроля (К-тип)

При этом каждый электронный учебный модуль (ЭУМ) автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. Иными словами, каждый ЭУМ - это самостоятельный учебный продукт объемом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

Нормальной организации учебного процесса способствуют два обстоятельства:

Первое - распределение во времени, так что на каждом шаге требуется только несколько модулей в соответствии с учебным планом (минимум - три, покрывающих один учебный раздел).

Второе - программа-реализатор для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета и хранится на компьютере (сервере) пользователя. Там же накапливаются ранее полученные контентные модули. В конце процесса у пользователя составляются полные образовательные объекты: информация, практика, аттестация (контроль), вместе представляющие ЭОР по предмету.

С учетом педагогической практики очевидна необходимость вариативного представления модулей каждого типа. Вариативами (то есть аналогами) называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области. В отличие ото всех известных учебных материалов, совокупный контент ОМС трехмерен. Вариатив позволяет представить учебный материал по нескольким направлениям:

1) Вариатив может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного конкретного пользователя.

2) Вариатив отличается глубиной проработки материала. Тогда можно выбрать учебные модули в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний, или уровнем подготовленности и способностей обучаемого.

3) Третий тип вариатива наиболее отчетливо просматривается в практикумах и аттестации - виды лабораторных занятий, варианты задач и контрольных вопросов составляют практически неограниченное множество.

Вариативы электронных учебных материалов могут отличаться друг от друга:

глубиной представления материала

методикой

характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент)

технологией представления учебных материалов (текст или аудиовизуальный ряд)

наличием специальных возможностей (например, для слабослышащих или слабовидящих)

способом достижения учебной цели (например, другой способ решения задачи или другое содержание лабораторной работы).

Возможность изменения электронного учебного модуля.

Все электронные учебные модули открыты для пользователя. Есть возможность изменить существующий или собрать новый электронный учебный модуль самостоятельно. Шаг за шагом (по тематическим элементам) преподаватель может выстроить авторский вариант учебного курса по предмету. Преподаватель может постепенно добавлять варианты И (информация), П (практика) и К (контроль) модулей для каждого тематического элемента. Это делается с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников; задания для них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории.

Преимущества ОЭР

К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:

  • отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе - узкополосных;

  • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;

  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является её открытость. Это относится, прежде всего, к совокупному контенту ОМС, открытому для расширений как по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая идея или появилась более эффективная мультимедиа технология для представления учебных объектов).

Наконец, клиентское программное обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять, например, возможности плеера.

В целом архитектура «клиент - сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует никаких изменений в электронных учебных модулях. К иной платформе адаптируется только плеер.

В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе - дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.

Для чего нужно что-то изменять на уроке?

Для того чтобы увеличить образовательную и воспитательную эффективность труда преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.

Попробуем привести модельный пример изменения педагогических технологий. Разумеется, в самых общих чертах, поскольку разработка частных методик, опытная проверка основных положений ещё предстоит. При этом основная задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых методик и технологий, способов и средств обучения.

Возьмём тематический элемент, который предстоит изучить. Заметьте, мы не оговариваем предметную область, поскольку есть серьёзные основания предполагать, что компьютер (точнее, ЭОР), представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной.

Представим следующую технологическую последовательность:

  • новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей в качестве домашнего задания;

  • выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости - достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеем гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса;

  • вместо одностороннего изложения учебного материала организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы;

  • если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.

В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества - повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.

Разумеется, рассмотренная модель имеет множество частных случаев. Например, компьютерный контроль на базе К-модулей можно провести в классе (во избежание сомнений в персонализации результатов).

На первом этапе изучения И-модулей можно проводить занятия также в компьютерном классе под наблюдением преподавателя. При этом сокращение временных затрат по сравнению с устным изложением будет вполне ощутимо хотя бы потому, что произнесение текста объёмом в 2000 знаков (2 Кбайт) требует нескольких минут, а в аудиовизуальных форматах та же информация передаётся и усваивается за десятки секунд.

Наконец, хорошо известно, что ни один учитель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Такого подхода вполне вероятно ожидать и в отношении электронных образовательных ресурсов. Однако, главная надежда - на творческий подход учителя, который самостоятельно опробует различные варианты и в итоге сам решит - при каких условиях он недостаточно активен и востребован в классе. Тогда разумно перенести соответствующую учебную работу в разряд самостоятельной.

Что нового дают ЭОР обучающемуся?

Прежде всего - возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика - тренировки и аттестация - соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

6


© 2010-2022