Устный журнал «Что мы знаем о народном творчестве»

          Народное творчество играет огромную роль в жизни любого человека, не зависимо от возраста. оно хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Этот устный журнал поможет ближе познакомиться с народным творчеством, узнать много нового. Дети очень любят отгадывать неизвестное, заранее готовятся к таким мероприятиям. Посещают библиотеку, узнают из книг, журналов интересное о народном творчестве. Все полученные знания они в дальнейшем применяют на уроках литературы, истории...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал «Что мы знаем о народном творчестве».

Цель: узнать для себя новое.

Задачи: познакомить учащихся с устным народным творчеством.

- проявить свои способности в роли ведущих и судей.

- использовать материал на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки.

Ведущий: Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Подскажите мне, пожалуйста, что люди передавали из уст в уста?

Совершенно верно. Это сказки, легенды, былины. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки, прибаутки, песни.

Вот сколько всего! И все это относится к устному народному творчеству. Давайте начнем с пословиц.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему- то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица, вовек не сломится-

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Ну кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет,

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего.

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

Кто кричит: «Я помогу!»

А пришло время: «Не могу!»

Где растяпа, да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И почитай учителя, как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

Грамотей не тот, что читать умеет,

А кто слушает, да разумеет.

И, конечно, без труда

Не вытащишь рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Хочешь есть калачи- не лежи на печи.

Согласитес: лень и плут

До добра не доведут.


Каждая группа сообща решает, что зашифровано. (5 минут), ответ жюри.

Ведущий: К устному народному творчеству относятся и поговорки. Это маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление.

Когда кто- нибудь бездельничает, Ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши». Эта поговорка существует с времен, когда кустари делали ложки, чашки и др. посуду из дерева. Для этого вначале надо было отколоть, отбить от бревна кусочек- «баклушу». Заготовлять баклуши поручались подсобным рабочим, подмастерьям. Это было легкое, пустяковое дело, не требующего особого умения. Отсюда и выражение- «Бить баклуши».

Другое крылатое выражение- «Белены объесться». Оказывается, «белена» - это ядовитое растение. И тот, кто съест плоды белены, становится как бы безумным: бредит, буйствует. Нередко умирает. Теперь понятно, почему слова «Да ты, верно белены объелся» применяется в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам, чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».

А вам, когда- нибудь говорили: «Некогда мне с вами в бирюльки играть»? Знаете, что это значит? Оказывается, бирюльки- старинная игра. Перед играющим лежит куча разных крошечных вещичек- бирюлек. Требуется маленьким крючком вытащить из груды одну бирюльку за другой так, чтобы остальные не потревожить. Прекрасное занятие для бездельников. Поэтому выражение «Играть в бирюльки» означает заниматься пустяками, ерундой. Оставляя в стороне важное и главное.

Еще одна поговорка: «В мутной воде рыбку ловить». Раньше рыбаки специально старались замутить воду в реке, чтобы ослепить рыбу и побольше поймать ее в свои сети. Так с тех пор говорят и о человеке, который специально обманывает, придумывает, запутывает, т.е. как бы мутит воду для достижения своих целей. Нечестным путем добивается собственного благополучия.

Поговорка: «Заруби себе на носу» означает- запомнить, что- либо крепко- накрепко, навсегда. Но слово «нос», в этой поговорке не означает наш обычный нос. Орган дыхания. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки для памяти. Эти дощечки и звались носами.

Ведущий: следующий вид УНТ- загадки. это такое изображение предмета, которое нуждается в разгадке, в истолковании. Сейчас мы это проверим.

(Каждая группа получает листок, на котором написано по 5 загадок. 5 минут времени).

Загадки:

- Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось.

(Желудь)

-Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица.

(Жук)

- Черные птички на каждой страничке молчат, ожидают. Кто их прочитает.

(Буквы)

- Белая чайка по-черному по черному полю скакала, ему за собой оставляла.

(Мел)

- Есть, друзья, такая птица, если сядет на страницу, очень рад бываю, а со мной и вся семья.

(Пятерка).

Ведущий: Внимание! Задание- за пять минут надо прочитать

написанную вразброс пословицу. Каждая группа получает свою

пословицу. Кто быстрее справится с этим, тот и победит в этом

конкурсе. (в конверте разрозненная пословица)

- Что себе не хочешь, того и другому не делай.

- Вроде мал родился, а вот вырос так всем пригодился.

- Новых друзей наживай, а старых ни за что не теряй.

- Без букв и грамматике не учатся и математике.

Ведущий: следующий раздел нашего устного журнала

Посвящен головоломкам и ребусам.

Головоломки-это такие задачки, которые заставляют заду-

маться, поразмыслить.

(Вывешивается зашифрованная пословица в виде гармошки,

На каждой из полос слог. У гармошки 5 вертикальных полос

и 4 горизонтальных.

МА- ГР - РТ- ОЙ- ОЗ,

АП-ВО-РЕ-ДО-ЛЬ,

Й-ТР-МА-АВ-Й-ОЙ.

Март-грозой,

Апрель-водой,

Май-травой.

Ведущий: И вот, наконец, последняя страничка нашего

журнала. Мы все будем отгадывать кроссворд. Это

своеобразная фигура из квадратиков. В каждый квадратик

нужно записать буквы, из которых состоят загадываемые

слова. Надо расшифровать пословицу.


К

О

Ш

К

Е

И

Г

Р

У

Ш

К

И

М

Ы

Ш

К

Е

С

Л

Е

З

К

И



  • Чтобы отгадать первое слово, вы должны назвать

длиннохвостую мышеловку.

  • Чтобы отгадать второе слово, вы должны назвать предмет

детских развлечений. (7 букв)

  • Серая и маленькая плутовка из 5 букв.

  • Следы печали на лице.

Итак, читаем пословицу - «Кошке-игрушки, мышке-слезки».

Ведущий: Вот и закончился наш устный журнал, который познакомил вас с устным народным творчеством. Надеемся, что

журнал вам понравился, а главное, вы много узнали для себя нового.


© 2010-2022