Рабочая программа по искусству 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 481 с углублённым изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНА

Председатель

___________/Топчий Н.В./

протокол № ___________

от «______»_______20_____ г.

ПРИНЯТА

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 481

протокол № ___________

от «______»_______ 20_____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________/Григорьева И.А./

Приказ №

От «______»_______20____ г.


Рабочая программа по изобразительному искусству

9 «А» класс

Составитель программы- Немцева Анастасия Сергеевна

учитель






Санкт-Петербург

2015


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования предоставлено в IX классе 34 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа адресована учащимся 9 А класса муниципального

общеобразовательного учреждения «ГБОУ СОШ №481».

Концепция программы

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Программа состоит из разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования.

Целью программы является развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи программы:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Общая характеристика учебного процесса:

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.


  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010; (минобрнауки.рф/документы/938);

  • Примерная программа по технологии за курс основного общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 8-9 классы. - М.: Просвещение. - 2010; edu.ru/db/portal/obschee/index.htm);

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74)

(k-obr.kobr.gov.spb.ru/downloads/554/1312.doc);

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования (Распоряжение Комитета по образованию N 2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего Образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 253 от 31.03.2014 (минобрнауки.рф/новости/4136/печать)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. - 2001. - № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.- № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. - Искусство. - 2002. - № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI-XII веков. - М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. - М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. - Искусство. - 2001. - № 11 (227).

Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная.

Ведущие методы:

  • репродуктивный,

  • словесный,

  • наглядно-иллюстративный,

  • проблемный,

  • поисковый,

  • исследовательский.

Формы обучения:

  • фронтальная,

  • групповая,

  • коллективная,

  • индивидуальная.

Типы уроков:

  • комбинированный,

  • изучение новой темы,

  • урок-беседа,

  • урок проверки знаний,

  • видео-урок

В программе применяются принципы:

  • целостная система введения в художественную культуру;

  • принцип «от жизни через искусство к жизни»;

  • принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;

  • принцип единства восприятия и созидания;

  • проживание как форма освоения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства;

  • развитие художественно-образного мышления.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1. Стимулирование и мотивация интереса к учению;

2. Стимулирование долга и ответственности в учении;

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Логические связи предмета «Искусство» с другими предметами учебного плана.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Система оценки достижений учащихся.

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.


Инструментарий для оценивания результатов

Класс

Виды контроля

9 А

Проверка знаний:

тесты, кроссворды, творческие работы.

Проверка умений:

Тесты, творческие работы, участие в конкурсах, оформление выставок и стендов.

Изучение курса Искусство направлено на достижение следующих целей:

Обще учебные цели:


  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Предметно - ориентированные цели:

  • - развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • - формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • - приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • - овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Структура курса


9 А класс

«Искусство»

34 часов

«Воздействующая сила искусства»

9 часов

«Искусство предвосхищает будущее»

7 часов

«Дар созидания. Практическая функция»

10часов

«Искусство и открытие мира для себя»

8 часов




Календарно-тематическое планирование уроков Искусство

в 9 А классе.

Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по Искусству 8 класс составлено на основе рабочей программы, разработанной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Список литературы (основной)

  1. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2011г. - 191с.

Список литературы (дополнительный)

  1. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on - line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок:

Презентации к урокам 5-9 классы

Картины.

Художники.

Работы учащихся.

Фотографии.

Проекты учащихся.







Учебно-тематическое планирование

9 А класс

Раздел

«Искусство»

34 часов

1.

«Воздействующая сила искусства»

9 часа

2.

«Искусство предвосхищает будущее»

7 часов

3.

«Дар созидания. Практическая функция»

10часов

4.

«Искусство и открытие мира для себя»

8 часов

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Формы контроля:

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Перечень учебно-методического обеспечения

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений

« Искусство»,М.: ,«Просвещение», 2011

2. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс, М.; «Просвещение», 2011

3. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс, М.; «Просвещение»

4. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Фонохрестоматия «Искусство» 8-9 класс, М.; «Просвещение», 2011

Дополнительная литература


  1. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.


  1. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.


  1. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.


  1. Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.


  1. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.


  1. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.


  1. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.


  1. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. - М., 1996.


  1. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002

Цифровые образовательные ресурсы:

Компьютерные презентации;

  1. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

  2. «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей - детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

  3. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

  4. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

  5. «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

  6. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

  7. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

  8. Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

  9. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

  10. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

  11. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Интернет - ресурсы:

  1. Музейные головоломки muzeinie-golovolomki.ru/

  2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  3. Виртуальный музей искусств museum-online.ru/

  4. Академия художеств "Бибигон"bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  5. Сайт словарь терминов искусства artdic.ru/index.htm

  6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

  7. .schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  8. art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

  9. festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков

  10. .schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

  11. festival.1september.ru/ - Викторины

  12. uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

  13. openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

  14. art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

  15. .draw.demiart.ru - Уроки рисования


© 2010-2022