Образовательная программа дополнительного образования детей Юный художник

Дополнительное образование создаёт условия для развития творческой личности ребёнка. И в этом помогают всевозможные кружки и объединения. Предложенный материал в виде образовательной программы дополнительного образования детей "Юный художник" уже реализуется на протяжении многих лет. Любой педагог изобразительного искусства должен стремиться к тому, чтобы его воспитанники художественно росли и с каждым годом становились всё талантливее и талантливее. Творчество эффективно развивается в том слу...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Здвинского района

Рассмотрена и принята Утверждена приказом

на педагогическом совете, от «____»____________ №

протокол № Директор МКОУ ДОД ДДТ

от «____»___________ 2010 г. ____________________

Комарова Г.Ю.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный художник»



Творческое объединение «Юный художник»

Художественно-эстетическая направленность

Возраст обучающихся: младший школьный (6-10 лет),

Срок реализации: 3 года


Доценко Светлана Васильевна

Педагог дополнительного образования

II квалификационная категория.

с. Здвинск

2010 г.

Оглавление:





  1. Введение 3

  2. Пояснительная записка 3

  3. Учебно-тематический план

    1. Учебно-тематический план I года обучения 9

    2. Содержание программы дополнительного образования детей 9

    3. Учебно-тематический план II года обучения 13

    4. Содержание программы дополнительного образования детей 13

    5. Учебно-тематический план III года обучения 18

    6. Содержание программы дополнительного образования детей 18

  4. Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей 22

  5. Литература, использованная педагогом 27

  6. Литература, рекомендуемая для детей и родителей 28

  7. Приложения

Приложение № 1 - «Словарь терминов»

Приложение № 2 - «Техника безопасной работы»

Приложение № 3 - «Школа здоровья»

Приложение № 4 - «Диагностический инструментарий»























Введение

Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.

Пояснительная записка



Направленность программы

Образовательная программа «Юный художник» дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Она создаёт условия для развития творческих способностей детей с учётом их возможностей и мотивации; и направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству.

Образовательное объединение называется творческим, так как многие работы детей носят творческий характер (придуманы и созданы самими.). Образовательный процесс строится на развитии творческого потенциала личности ребёнка.

Образовательная дополнительная программа разработана на основе авторских программ В.С. Кузина, М.С. Митрохиной, Г.П. Шалаевой и типовых программ по изобразительному искусству. Данная программа является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что она комплексная: она включает разные виды художественного творчества: изобразительное искусство, нетрадиционные виды рисования, декоративная работа (аппликация, коллаж, граттаж, народная роспись, декорирование), оформительская деятельность, самостоятельная разработка творческих проектов.

Программа мобильна - в зависимости от изменения интересов детей к различным видам творчества вводятся новые разделы. В процессе обучения учащиеся получают более глубокие знания и практические умения по всем видам изобразительного искусства: графике, живописи, архитектуре, скульптуре, дизайну, декору. Обучающиеся имеют возможность окунуться в мир современного искусства, знакомясь с декорированием, витражом, декупажем, коллажем в технике ТЕРРА.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми младшего школьного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Многообразие приёмов в художественно - творческой деятельности выполняет «терапевтическую функцию», отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Рисование может оказывать на ребёнка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие. Избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений поможет именно рисование. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы. По определению Сеченова: «Рука - это щупальца мозга, это единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии».

Актуальность программы дополнительного образования детей обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В методике обучения детей художественной деятельности широко используются игровые формы. Благодаря игре у ребенка можно развивать внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работе, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Основная цель образовательной программы:

Раскрытие и развитие творческой индивидуальности и художественного потенциала личности средствами изобразительного искусства.

Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач:


воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой - развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);

социально - педагогической - создание для ребёнка «социальной ситуации развития», среды общения, поля деятельности; создание комфортной социально - образовательной среды для разностороннего творческого развития личности;

оздоровительной - обеспечение физического здоровье, эмоционального благополучия, создание психологической атмосферы комфорта, эмоциональной поддержки ребенка.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, дизайн.

Организация обучения:

Набор детей осуществляется на добровольных началах, по желанию ребёнка, без учёта степени подготовленности и наличия способности к рисованию. Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения, составляет 8-10 человек. Занятия идут:

2 раза в неделю по 2 часа (для первого года обучения) и

2 раза в неделю по 3 часа (для второго и третьего годов обучения).

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и даже на детей подготовительной к школе группе. Учитывая новые требования СанПина к организации уроков, время проведения занятий может уменьшаться. Тогда программный материал выдаётся в усечённом виде.

Младший школьный возраст - это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Границы его: 6 -11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. На протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностей продолжает оставаться важной для психического развития. Младший школьник в отличии от дошкольника, обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность. Эмоционально дети этого возраста впечатлительны и отзывчивы, но более уравновешенны, чем дошкольники. Ребёнок приобретает опыт коллективной жизни. В связи с этим необходимо правильно подбирать виды деятельности для младшего школьника:

  • Совместно-распределительная (коллективная дискуссия, групповая работа),

  • Игровая деятельность,

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, проектирование),

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в трудовых акциях).

Ступени освоения образовательной программы

Изучение программного материала происходит на трёх ступенях освоения:

I ступень: ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ (1-ый год обучения). Здесь дети получают общие представления об истоках народного искусства, овладевают базовыми теоретическими понятиями и практическими умениями , делают первые шаги в творчестве и мастерстве.

II ступень: РАЗВИВАЮЩАЯ (2-ой год обучения). Формируется прочный фундамент для успешной творческой деятельности и творческого развития личности. Идёт переход от репродуктивной практической деятельности к совместной с педагогом разработке творческих работ по индивидуальному замыслу.

III ступень: ТВОРЧЕСКАЯ (3-ий год обучения). Формирование индивидуальных способов деятельности, поиск новых средств, материалов и технологий работы. Изобразительная деятельность, авторство, творчество.

На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

В группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Педагог, выбрав позицию «быть рядом, быть старшим другом и наставником» для обучающихся, помогает добиться предполагаемых результатов в освоении учебного процесса.

Для более успешного решения задач обучения используются следующие методы и приёмы:

  1. Общение педагога и детей между собой (диалог между ними, направленный на совместное обсуждение работы)

  2. Частично- поисковый метод (развитие познавательной активности и самостоятельности)

  3. Сочетание репродуктивной и творческой деятельности детей

  4. Объяснительно- иллюстративный метод (объяснение теоретического материала с наглядным пособием - готовым изделием).

На занятиях дети получают сведения по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности, необходимые для правильного поведения во время работы.

Основные формы образовательного процесса:

Практическое учебное занятие, экскурсия, выставки (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, чаепития). На занятиях используются игровые приёмы, создающие непринуждённую творческую атмосферу.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Индивидуальная (ребёнок получает самостоятельное задание с учётом его возможностей)

  2. Фронтальная (со всеми одновременно)

  3. Групповая (выполнение определённой работы по группам)

  4. Коллективная (выполнение творческих работ всем коллективом)

Формы организации творческой деятельности:

- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

-Проведение самостоятельных работ, творческих заданий на воображение и восприятие, занятий - сказок, занятий - путешествий, занятий - вернисажей.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку.

В результате освоения программного материала повышается уровень общей осведомлённости, самооценки и межличностных отношений, творческого развития в целом, активизируется профессионально-творческий потенциал, как комплекс социально-значимых личностных качеств.

Ожидаемые результаты программы:

  • Учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место.

  • Самостоятельное выполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с художественными материалами.

  • Проявление самостоятельности при подборе эскиза по тематике, составление сюжетно-тематических композиций.

  • Показывают знания в области декоративно-прикладного искусства, оформления работ, знания работы с зерновыми, макаронными и другими подручными материалами.

  • Умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.

  • Умение доводить начатое дело до конца.

  • Выполнение высококачественных авторских, фантазийных работ, умение их представить на выставке.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • Индивидуальные и групповые творческие работы

  • Занятия - конкурсы, кроссворды на повторение ранее изученного

  • Беседы в форме «вопрос-ответ»

  • Участие в выставках Дома детского творчества, в районных и областных выставках

  • Участие в районных и областных конкурсах

  • Открытые занятия

  • Итоговая годовая выставка работ объединений ДДТ.

Педагог отслеживает личностные качества воспитанников: ценности, интересы, склонности, уровень его самоопределения, положение его в объединении. Для оценки освоения программного материала используем следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование. Выполнение отдельных заданий, тестирование, показ изделий, участие в выставках и конкурсах.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 года обучения



Наименование базовых тем


Всего часов

Теория

Практика

1

Изобразительное искусство. Инструктаж по технике безопасности

6

3

3

2

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3

3

Изображение пространства

4

1

3

4

Изображение человека

4

1

3

5

Предмет и его внешние признаки

12

4

8

6

Пейзаж

14

3

11

7

Реальность и фантазия

10

2

8

8

Пропорции и перспектива

10

2

8

9

Планета сказок

12

2

10

10

Превращение плоскости в объем

8

2

6

11

Орнамент

8

2

6

12

Цвет - движение

8

2

6

13

Элементы формообразования

8

2

6

14

Анализ формы

8

2

6

15

Витраж, Декупаж.

4

1

3

16

Ритмы

4

1

3

17

Контраст

4

1

3

18

Тоновое изображение предметов

4

1

3

19

Православные праздники. Пасха

4

1

3

20

Досуговая деятельность.

8

-

8





ИТОГО:

144

36

108

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-го года обучения

1. Изобразительное искусство.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История искусств. Жанры, техники, виды

Изобразительные средства.

Упражнение, развивающие глазомер и твердость руки.

2. Декоративно-прикладное искусство.

Вводное занятие. Флористика. Поделки из природного материала

Аппликация. Декорирование макаронными изделиями и крупой.

3. Изображение пространства.

Виды пейзажа.

Наброски различных объектов действительности.

Практикум по освоению приемов работы с акварельными красками.

4. Изображение человека.

Портрет.

Пропорции фигуры человека.

Наброски с живой модели.

Портрет по памяти.

Тренинг на развитие внимания, мышления, глазомера, моторики рук.

5. Предмет и его внешние признаки.

Особые характеристики предметов: форма, положение, конструкция, величина, движение, цвет, фактура.

Изображение предметов с натуры.

Композиционное размещение объектов на листе.

Выдающиеся русские художники исторического жанра.

Тематические композиции.

6. Пейзаж.

Выдающиеся русские художники пейзажисты.

Воздушная перспектива.

Передача равновесия в композиции.

Рисование композиции пейзажа на основе наблюдений и впечатлений по памяти.

Элементы пейзажа.

Деревья весной.

Какого цвета лето.

7. Реальность и фантазия.

Знакомство с нетрадиционным рисованием. Виды нетрадиционного рисования. Знакомство с анималистическим жанром. Изображение животных в разных состояниях. Мой любимый кот. Я и цирк. Моя игрушка. Насекомые и мир, в котором они живут «На кого я похож».

8. Пропорции и перспектива.

Портрет моей мамы.

Передача движения в композиции: Детские игры, Новогодние гулянья, На катке, Футбол…

9. Планета сказок.

Иллюстрирование книг.

Знакомство с русскими художниками и их работами.

10. Превращение плоскости в объем.

Рисование с натуры простые предметы.

Плоскостное решение предметов.

Конструкция.

Рисунок коробки в разных положениях.

11. Орнаменты.

Виды орнаментов.

Народный орнамент.

Гжельская роспись.

Пейзаж из трех цветов: голубой, синий, белый.

12. Цвет - движения.

Роль цвета в передаче движения.

Натюрморт в родственной гамме.

Натюрморт как пейзаж.

13. Элементы формообразования.

Упражнение на развитие внимания, восприятия, мышления, фантазии.

Стилизация формы.

14. Анализ формы.

Анализ формы предметов - натюрморта, овощей, фруктов, животных, человека.

15. Витраж. Декупаж.

Использование в интерьере, в быту. Знакомство с техниками. Средства и материалы для выполнения работ. Подготовка материала и выполнение творческих работ.

16. Ритмы.

Упражнения на развитие глазомера, твердости руки.

Рисунок человечков с помощью овалов, передавая различные движения.

17. Контрасты.

Светлотный и цветовой контраст.

Нарисовать разнообразие по форме животных, заполняя весь лист.

Тоновой и цветовой контраст.

18. Тоновое изображение предметов.

Условно-плоскостное изображение предметов.

Линейная перспектива.

Рисунок натуралиста из прямоугольных фигур и шара.

19. Православные праздники. Пасха.

История Писанок.

Возрожденные традиции. Практикум с изображением росписи по яйцам.

20. Досуговая деятельность.

Экскурсии. Выставки. Развлекательные мероприятия.

К концу 1-го года обучения дети должны

Знать:

- названия цветов;

- элементарное правило смешения цветов.

- правила посадки за мольберт, свободно и правильно держа карандаш;

- правила соблюдения гигиенических норм на занятиях, техники безопасности.

Уметь:

- без напряжения в нижних направлениях проводить линии;

- передать простейшую форму, основной цвет предметов;

- рисовать учебные рисунки от 2 до 4 простых предметов;

- создавать смысловую композицию, отражать основное содержание литературного произведения;

- штриховать, разбирать по тону;

- выполнять зарисовки человека, портрет.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 года обучения


Наименование базовых тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Живопись - искусство цвета

12

3

9

2

Декоративно-прикладное искусство

16

2

14

3

Рисунок - основа пластических искусств

8

2

6

4

Изображение человека

9

2

7

5

Последовательность изображения предмета

16

4

12

6

Восприятие цвета

14

2

12

7

Реальность и фантазия

9

1

8

8

Пропорции и перспектива

14

2

12

9

Планета сказок

14

2

12

10

О природе цвета

14

2

12

11

Рисование человека

16

2

14

12

Элементы формообразования

12

2

10

13

Стилизация формы

16

2

14

14

Коллаж в технике «Терра»

14

2

12

15

Тоновое изображение предметов

12

2

10

16

Композиция

12

2

10

17

Досуговая деятельность

8

-

8

ИТОГО:

216

34

182





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-го года обучения



1. Живопись - искусство цвета.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа о выразительности линий.

Рисуем цветы.

Рисуем деревья летом, осенью, зимой.

Постановки из живых цветов.

Акварельная техника, витраж, гуашь.

Упражнения развивающие глазомер и твердость руки.

2. Декоративно-прикладное искусство.

Вводное занятие.

Аппликация.

Флористика.

Поделки из природного материала.

«Цветы как люди» - тематическая композиция.

Изобразительные виды декора. Декорирование посуды, фоторамок.

Работа над орнаментом.

Народный орнамент, его история.

Практикум по освоению приемов работы над росписью.

3. Рисунок - основа пластических искусств.

Предмет, его внешние признаки.

Последовательность изображения предмета.

Воздушная перспектива.

4. Изображение человека.

Портрет.

Зарисовки с живой модели.

Пропорции фигуры.

Рисование головы человека.

Тренинги, развивающие мышление, глазомер, внимание, мелкую моторику рук.

5. Последовательность изображения предмета.

Композиционное размещение, перспективное положение предметов.

Уточнение пропорций геометрических тел.

Определение светотеневых отношений.

Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение.

6. Восприятие цвета.

Пейзаж.

Времена года.

Работы выдающихся русских художников.

Изменение оттенков в зависимости от цвета освещения.

Цвет и чувства.

7. Реальность и фантазия.

Контурные зарисовки животных, которые заполняют весь лист с выделением центра и гармонии всех цветов и оттенков.

Выполнение композиции на контрастные и дополнительные цвета.

8. Пропорции и перспектива.

Линейное изображение геометрических тел.

Тоновое изображение геометрических тел и бытовых предметов.

Светлотный цветовой контраст.

Постановки в холодной и тепловой гамме.

9. Планета сказок.

Рисуем тематические композиции по прочитанным книгам.

Упражнения, развивающие память, мышление, внимание, восприятие, глазомер, моторики рук.

10. О природе цвета.

Вводная часть о характеристике цвета, цветового спектра.

Пространственные цвета.

Перспектива воздушная и линейная в тематических композициях и натюрмортах.

Постановка с двумя драпировками, овощами и бытовыми предметами.

11. Рисование человека.

Беседа о портрете.

Рисование головы человека.

Рисование фигуры человека.

Композиционное размещение группы людей на плоскости.

Развитие наблюдательности, умения передавать характерные особенности.

Выполнение сюжетно-тематических композиций на заданные темы.

12. Элементы формообразования.

Анализ строения, формы бытовых предметов.

Геометрическое обобщение.

Формы животных.

Изображение проволочных человечков и овальных в движении.

13. Стилизация формы.

Принципы стилизации.

Обобщение формы живописными средствами.

Реалистическое изображение; декоративное изображение; абстрактное изображение натюрморта, объектов природы и знаковых изображений в графическом рисунке.

14. Коллаж в технике ТЕРРА

Беседа о новой креативной технике. Использование в быту, для оформления интерьера.

Особенности работы а этой технике. Выполнение простых коллажей в технике ТЕРРА.

15. Тоновое изображение предметов.

Постановки из бытовых и геометрических фигур в контрастных тонах в тоновой моделировке с выявлением объема.

16. Композиция.

Зарисовки городского и деревенского пейзажа.

Различные природные явления: облака весной, весенний дождь, летний дождь.

Сюжетно-тематические композиции: «Весна пришла!», «Какого цвета лето?», «Цирковое представление».

Зарисовки весенних цветов: «Дикие животные нашего края».

17. Досуговая деятельность.

Экскурсии. Выставки. Развлекательные мероприятия

К концу 2-го года обучения дети должны

Знать:

- названия цветов;

- элементарное правило смешения цветов.

- правила посадки за мольберт, свободно и правильно держа карандаш;

- правила соблюдения гигиенических норм на занятиях, техники безопасности.

и уметь:

- последовательно выполнять построение предметов;

- передавать конструкцию предметов с учетом воздушной и линейной перспективы;

- тщательно прорабатывать светотеневые отношения в графических и учебных работах;

- выполнять наброски, зарисовки с натуры человека, портрет;

- выполнять сложные постановки, где 3-5 предметов сложной формы, включая драпировки;

- выполнять длительные живописные работы по композиции, более сложные по выбору сюжета;

- выполнять узоры более сложной формы.

Задачи:

- учить начинать рисунок с построения изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его деталей и заканчивать уточнением его деталей;

- развивать способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета;

- учить умению передавать смысловую связь между объектами композиции;

- формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках;

- способствовать развитию зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 года обучения



Наименование базовых тем


Всего часов

Теория

Практика

1

Секреты и тайны мастеров живописцев

12

3

9

2

Локальный цвет

8

2

6

3

Рисунок - основа пластических наук

12

2

10

4

Композиция

12

2

10

5

Изображение человека

16

4

12

6

Натюрморт

14

2

12

7

Реальность и фантазия

15

3

12

8

Пропорции и перспектива

14

2

12

9

Планета сказок

14

2

12

10

Колорит

13

2

11

11

Декоративно-прикладное искусство

12

2

10

12

Пейзаж

15

2

13

13

Рисование человека

12

2

10

14

Элементы формообразования

14

2

12

15

Декорирование посуды

15

2

13

16

Последовательность изображения предмета

10

2

12

17

Досуговая деятельность

8

-

8

ИТОГО:

216

48

168



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-го года обучения

1. Секреты и тайны мастеров живописцев.

Вводное занятие.

Зарисовки растений.

Секрет изображения цветов.

Живопись цветущих растений.

2. Локальный цвет.

Выполнение поставки из овощей и фруктов на нейтральном фоне; с учетом локального цвета; с проработкой цвета, блика, тени, полутонов.

Постановки из живых цветов на цветном фоне.

Понятие о цветовом рефлексе.

Изменение цвета в зависимости от среды.

3. Рисунок - основа пластических наук.

Зарисовки бытовых предметов с учетом воздушной и линейной перспективой, тоновая разборка в графической технике.

4. Композиция.

Правила, приемы и средства композиции.

Передача ритма, движения и покоя.

Выделение сюжетно-композиционного центра.

Передача симметрии и асимметрии.

Передача равновесия в композиции.

5. Изображение человека.

Зарисовки фигуры человека в интерьере с учетом воздушной и линейной перспективы.

6. Натюрморт.

Выполнение ряда натюрмортов с использованием разных материалов и техник (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, Гризайль, Лессировка, Алла прима).

Развитие внимания, восприятия, мышления, глазомера, моторики руки.

7. Реальность и фантазия.

Виды нетрадиционного рисования. Монотипия. Клякса рисует. Нитка рисует. Выполнение фантазийных творческих работ.

8. Пропорции и перспектива.

История развития научного подхода художников разных эпох к перспективе.

Линия горизонта.

Перспектива квадрата и круга.

Построение объектов во фронтальном и угловом положении.

9. Планета сказок.

Иллюстрирование любимой книги.

Выполнение ряда этюдов по представлению того или иного образа.

Сюжетно-тематическая композиция с четко выделенным центром.

10. Колорит.

Знакомство с живописью старых мастеров.

Выполнение длительного рисунка - натюрморта: «Мир художника»; с геометрическими гипсовыми фигурами; с добавлением от 2-х до 3-х драпировок.

11. Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительные виды декора.

Виды орнаментов.

Работа над созданием орнамента.

Народный орнамент.

12. Пейзаж.

Пейзаж в разное время суток.

Законы воздушной перспективы.

Элементы пейзажа в разное время года.

13. Рисование человека.

Зарисовки фигуры человека с натуры.

Выполнение эскизов разными художественными материалами и в разных техниках.

14. Элементы формообразования.

Формообразование путем вращения.

Элементы формообразования в дизайне и архитектуре, в народном и декоративно-прикладном искусстве.

Стилизация формы.

15. Декорирование посуды.

Виды декорирования. Витраж. Декупаж. Роспись по стеклу. Декорирование бутылочек, шкатулок, рамок для фотографий, посуды.

16. Последовательность изображения предмета.

Схематизация.

Типизация.

Индивидуализация.

Обобщение.

Передача фактуры предметов.

17.Досуговая деятельность.

Экскурсии. Выставки. Развлекательные мероприятия



К концу 3-го года обучения дети должны

Знать

- названия цветов;

- элементарное правило смешения цветов.

- правила посадки за мольберт, свободно и правильно держа карандаш;

- правила соблюдения гигиенических норм на занятиях, техники безопасности.

- последовательность изображения предметов

- различные виды декорирования предметов.

и уметь:

- чувствовать гармоничное сочетание цветов, изящество форм, очертаний;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркнуть размером, цветом, центром;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм), умение работать на формате ½;

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета, и другие характеристики цвета в живописи;

- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов декоративной композиции;

- правильно изображать фигуры человека, а также компоновать группу людей в сюжете;

Задачи:

- формировать у учащихся навыки рисования по памяти и по представлению;

- формировать умение выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью;

- развивать воображение, фантазию учащихся, творческий подход к процессу рисования.





Методическое обеспечение программы

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для развития эстетического и художественного вкуса, самореализации личности ребёнка.

Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:

  • Принцип преемственности (содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыков, полученных на более ранних этапах)

  • Принцип практической направленности (умение применять полученные ЗУН в другие сферы, осознание ребёнком того, что это ему всё пригодится)

  • Принцип доступности (процесс усвоения знаний, умений и навыков учитывает возрастные особенности обучающихся)

  • Принцип сотрудничества (ребёнок всегда может обратиться за помощью к педагогу, педагог -его друг и старший помощник)

  • Принцип гуманно- личностного подхода к каждому ребёнку (поддержка личности, уважения и любви к ребёнку, веру в его творческие силы)

  • Принцип опоры на личный опыт педагога.

  • Принцип комплексности обучающих, развивающих и воспитательных воздействий (это даёт гарантию на развитие творческого потенциала личности ребёнка.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

· приобретение новых знаний (руководитель сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;

· занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством руководителя);

· повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

· комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).

В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Деятельность педагога направлена на достижение успеха своего воспитанника. А для этого нужно:

  • Мотивация ребёнка на освоение нового и интересного для него вида деятельности (экскурсии, выставки работ педагога и ребят)

  • Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса (показ готовых изделий и возможность их использования в повседневной жизни, в быту))

  • Определение содержания учебно-воспитательного процесса

  • Постановка воспитательных задач

  • Запланированная конкретная деятельность в учебно- воспитательном процессе

  • Использование форм и методов воспитания (похвала, поощрение, одобрение)

  • Организация и проведение учебно-воспитательных занятий. Усложнение и повышение требовательности к обучающемуся в ходе совместной деятельности, изготовления подарка родным и друзьям.

  • Организация и проведение итогового дела (выставки, открытого занятия, конкурсных работ)

  • Анализ и оценка результатов деятельности (подведение итогов, анкетирование, выдача благодарственных писем, фотографирование лучших работ и их авторов)

  • Коррекция учебно-воспитательного процесса (анализ педагогом своей собственной деятельности, корректировка учебной программы)

В процессе обучения огромное внимание уделяется практическим занятиям, на которых выполняется творческие работы.

Как и в любом коллективе, в объединении присутствуют элементы самоуправления. Дети сами выступают в роли «педагога» (это им очень нравится):

- выбирают тему занятия

- раздают рабочий материал, инструменты, приспособления

- организуют уборку рабочего кабинета

- оказывают помощь в оформлении работ для выставок и конкурсов.

Материальное обеспечение объединения:

Учебный кабинет для проведения занятий объединения оборудован и оформлен, хорошо освещён, снабжён водоотведением и подачей тёплой воды. Имеется современное оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат. Стенды с рабочими таблицами и выставочными работами детей.

Оборудование для занятий в кабинете: стол учительский, столы ученические, стулья, шкафы, тумбочки для хранения инструментов, стенды для выставки рисунков, полки для выставки поделок, мольберты, школьная доска, пособия и таблицы, объяснительно-иллюстративный материал, изделия народных промыслов и современного декора, репродукции картин, натюрмортный фонд.

Художественные материалы: краски разнообразных составов (акварель, гуашь, акриловые, витражные, темперные, масляные), средства для декупажа, гипс для коллажа, восковые и масляные карандаши, клей для аппликаций, макаронные изделия и крупы для декорирования, картон, цветная бумага, ножницы, канцелярские ножи, кисти, ткани, пряжа, гербарий, бросовый материал и др.

Финансовое обеспечение программы осуществляется за счёт средств местного бюджета.

Учебно- методическое обеспечение:

Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется большое количество литературы по изобразительному искусству: методические книги, подписные журналы, наглядно-дидактические пособия по народным промыслам, рабочие тетради по основам народного искусства, дидактические таблицы последовательности рисования животных, птиц, рыб, деревьев, человека, плакаты и таблицы по цветоведению. Большое количество приобретённых книг по современному декору: «Декорированные бутылки», «Стильные штучки в технике Декупаж», «Украшения для интерьера в технике «Терра»», «Энциклопедия домашнего декоратора» и многое другое. Большой резерв наглядного материала составляют работы педагога и лучшие работы обучающихся прошлых лет. Работы прежних выпускников всегда нравятся детям, так как они верят в свои силы и пытаются выполнить работу лучше.

Успех реализации программы зависит от определённых условий:

  • Высокий профессионализм педагога

  • Оснащённый кабинет

  • Методическое обеспечение и адаптация образовательной программы к особенностям обучающихся

  • Создание доброжелательной, радостной, дружеской атмосферы занятий

  • Учебный процесс:

- ¾ всего времени отводится на практическую деятельность

- объекты творчества должны быть значимы для самих обучающихся

- система усложняющихся заданий

- на занятиях предусматривается творческий и исполнительский компонент

- создание увлекательной атмосферы занятий

- знакомство с историческим наследием, народными традициями

- использование различных методов диагностики для определения уровня развития творческого потенциала личности детей.

Условия реализации образовательной программы.

Программно- методическое и организационно - педагогическое обеспечение программы.

Данная программа соответствует основным нормативным документам:

  • ФЗРФ «Об образовании»

  • Концепции модернизации дополнительного образования на период до 2010 года

  • Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4. 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594)

  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Молодёжной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006 г . № 06-1844

  • Уставу МКОУ ДОД Дома детского творчества Здвинского района.

В программно-методическом направлении деятельности разработаны и используются в образовательной практике:

  • Образовательная программа

  • Методические пособия по изо

  • Методические пособия поэтапного выполнения работы

  • Иллюстративный материал по изобразительному и декоративно-прикладному искусствам

  • Технологии последовательности выполнения работы по ИЗО и ДПИ

  • Разработки игр, конкурсов, бесед.

Кадровое обеспечение программы

Реализацию данной образовательной программы осуществляет педагог дополнительного образования Доценко Светлана Васильевна II квалификационной категории. Образование - высшее педагогическое.

Окончила:

- Куйбышевский педагогический колледж по специальности: преподавание в начальных классов с дополнительной специализацией «ИЗО и художественный труд»

- Новосибирский государственный педагогический университет : учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования».

В апреле 2010 года прошла краткосрочное обучение в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Педагогика дополнительного образования». Тема: «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования» в объёме 72 часа.

Педагогический стаж в данном образовательном учреждении - 16 лет.

Данная образовательная программа реализуется три года.

Педагог принимала участие во многих конкурсах:



  1. Диплом участника регионального этапа X Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей, номинация «Художественная» (Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области), 2012 г.

  2. Благодарственное письмо от Сибирского управления Минкультуры России за формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию народов России, организацию творческой деятельности детей и активное участие в организации и проведении Новосибирского областного фестиваля сказочного творчества «Сибирские соболята - 2012». 2012 г.

  3. Грамота творческому объединению «Юный художник» за участие в VОбластном конкурсе рисунков и творческих работ «Здоров - значит, счастлив!» (2012 г.)

  4. Благодарность за организацию активного участия детей в районном экологическом конкурсе рисунков «На крыльях птиц весна спешит»(2012г.)

  5. Диплом 1 степени- победителя фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области «Признание» за работу в технике «ИЗО (масло)». (Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Новосибирская областная общественная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ). Декабрь 2011г.

  6. Диплом 1 степени от Новосибирского филиала Российского фонда культуры за содействие развитию художественного образования в Новосибирской области, высокий профессионализм и успешное участие в областном конкурсе «Педагог художественного образования» (2011г.)

  7. Диплом II степени II Областного конкурса «Педагог художественного образования» в номинации «Профессионал» (Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет). (2011г.)

  8. Диплом за вклад в развитие творческих способностей подрастающего поколения и активное участие в региональной выставке- конкурсе «АРТ Мобиле 2010», прошедшей на базе ГАОУ СПО НСО «НТЛПиС» (Новосибирск 2010)

  9. Грамота за II место в районном конкурсе «Сердце отдаю детям» в номинации «Изобразительное и декоративно- прикладное искусство» (2010 г.)

  10. Диплом I степени в районном смотре самодеятельного творчества работников образовательных учреждений Здвинского района, посвящённого Году Учителя, в номинации «Изобразительное искусство. Живопись и Графика» (2010г.)

  11. Диплом лауреата Региональной Рождественской ярмарки молодых мастеров «Очарованье ремесла» за высокий художественный уровень изделий, большой вклад в пропаганду творчества мастеров Сибири и активное участие в мероприятиях ярмарки. (Департамент культуры Новосибирской области). 2009 г.

  12. Диплом участника Региональной Рождественской ярмарки молодых мастеров «Очарованье ремесла» за пропаганду творчества мастеров Сибири, активное участие в мероприятиях ярмарки художественных ремёсел. (Департамент культуры Новосибирской области). 2009 г.









Литература, используемая педагогом:



  1. Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.

  2. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.

  3. Коргузалова Р.И. Рисование. «Просвещение»

  4. Костерин Н.П. Учебное рисование. М. «Просвещение». 1980

  5. Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике «Терра». Москва. ЭКСМО. 2008.

  6. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. Пособие для учителей. М. «Просвещение». 1970.

  7. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1, 2,3,4 классы. Дрофа. 2004.

  8. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М. «Просвещение».1972.

  9. Михейшина М. : Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. Минск «Литература». 1997

  10. Наглядно- дидактическое пособие «Мир в картинка» Городецкая роспись по дереву. Мозаика- Синтез. 2003.

  11. Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.

  12. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка. М. ЭКСМО. 2004.

  13. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа живописи. М. ЭКСМО. 2004

  14. Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. Москва. АСТ -Пресс. 1997.

  15. Орлова Л.В. Искусство детям. Рабочие тетради по основам народного искусства. Москва. Мозаика- Синтез. 2003.

  16. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. «Просвещение».2004.

  17. Шалаева Г. Учимся рисовать. М. ЭКСМО. 2007.

  18. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.

  19. Интернет - ресурсы.









Литература, рекомендуемая для детей и родителей:



  1. Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.

  2. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.

  3. Коргузалова Р.И. Рисование. «Просвещение»

  4. Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике «Терра». Москва. ЭКСМО. 2008.

  5. Михейшина М. : Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. Минск «Литература». 1997

  6. Наглядно- дидактическое пособие «Мир в картинка» Городецкая роспись по дереву. Мозаика- Синтез. 2003.

  7. Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.

  8. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка. М. ЭКСМО. 2004.

  9. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа живописи. М. ЭКСМО. 2004

  10. Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. Москва. АСТ -Пресс. 1997.

  11. Орлова Л.В. Искусство детям. Рабочие тетради по основам народного искусства. Москва. Мозаика- Синтез. 2003.

  12. Шалаева Г. Учимся рисовать. М. ЭКСМО. 2007.

  13. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.

  14. Интернет-ресурсы.





31


© 2010-2022