- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО (6 класс)
Рабочая программа по ИЗО (6 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пискунова Н.А. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ ШЕБЕРТИНСКАЯ СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО заместитель директора Приказом директора
учителей гуманитарного цикла по УВР МКОУ МКОУ Шебертинская СОШ
МКОУ Шебертинская СОШ Шебертинская СОШ № 154 от 01.09.2015 г.
28/августа 29/августа 2015 г.
Протокол № 1 от 2015 года
Рабочая программа
по Изобразительному искусству
6 класс
Учитель изобразительного искусства
Пискунова Наталья Александровна
Рабочая программа составлена на основе
программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. :Просвещение, 2011.
2015 - 2016
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского ( Издательство « Просвещение» 2009 год)
Примерные программы по изобразительному искусству для 6 класса составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:
- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.
дополнительных пособий для учителя:
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Для образовательного изучения в 6 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание курса:
- виды изобразительного искусства и основы образного языка (8часов)
(изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок - основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);
- мир наших вещей; натюрморт (7часов)
(реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира - натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);
- вглядываясь в человека; портрет(11часов)
(образ человека - главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века ) ;
- человек и пространство; пейзаж(7часов)
(жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж - большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности изобразительного искусства; язык и смысл).
Учебно - тематический план
№ п/п
Раздел , тема урока
Количество часов
Из них
Контрольная работа
Практическая работа
Творческая работа
1
Виды ИЗО и основы их образного языка
8
8
1.1
Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
1
1.2
Рисунок - основа ИЗО
1
1
1.3
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
1
1.4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
1
1.5
Цвет. Основы цветоведения.
1
1
1.6
Цвет в произведениях живописи.
1
1
1.7
Объёмные изображения в скульптуре.
1
1
1.8
Основы языка изображения.
1
1
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
7
7
2.1
Худож. познание: реальность и фантазия
1
1
2.2
Изображение предметного мира - натюрморт
1
1
2.3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
1
2.4
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
1
1
2.5
Освещение. Свет и тень.
1
1
2.6
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте
1
1
2.7
Выразительные возможности натюрморта
1
1
3
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
11
11
3.1
Образ человека - главная тема искусства
1
1
3.2
Конструкция головы человека и ее пропорции
1
1
3.3
Изображение головы человека в пространстве
1
1
3.4
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
2
2
3.5
Портрет в скульптуре
1
1
3.6
Сатирические образы человека
1
1
3.7
Образные возможности освещения в портрете
1
1
3.8
Портрет в живописи
1
1
3.9
Роль цвета в портрете
1
1
3.10
Великие портретисты
1
1
4
Человек и пространство в изобр. искусстве
7
7
4.1
Жанры в изобразительном искусстве
1
1
4.2
Изображение пространства
1
1
4.3
Правила линейной и воздушной перспективы
1
1
4.4
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
1
1
4.5
Пейзаж - настроение . Природа и художник.
1
1
4.6
Городской пейзаж
1
1
4.7
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
1
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Список литературы
Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.
Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: ACT-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Изобразительному искусству
Класс 6
Учитель: Пискунова Наталья Александровна
Количество часов в год 34 , в неделю 1 час
Планирование составлено на основе
авторской программы Б.Н. Неменского ( Издательство « Просвещение» 2009 год)
Примерные программы по изобразительному искусству для 6 класса составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:
- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.
дополнительных пособий для учителя:
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
№
Наименование тем
Всего часов
Дата
Корректировка
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
2
Рисунок - основа изобразительного творчества.
1
3
Линия и её выразительные возможности.
1
4
Пятно - как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
5
Цвет. Основы цветоведениедных по.
1
6
Цвет в произведениях живописи.
1
7
Объёмные изображения в скульптуре.
1
8
Основы языка изображения.
1
9
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1
10
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
1
13
Освещение. Свет и тень.
1
14
Натюрморт в графике.
1
15
Цвет в натюрморте.
1
16
Выразительные возможности натюрморта.
1
17
Образ человека - главная тема искусства.
1
18
Конструкция головы человека и её пропорции.
1
19
Изображение головы человека в пространстве.
1
20
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
1
21
Портрет в скульптуре.
1
22
Сатирические образы человека.
1
23
Образные возможности освещения в портрете.
1
24
Портрет в живописи.
1
25
Роль цвета в портрете.
1
26
Великие портретисты (обобщение темы).
1
27
Жанры в изобразительном искусстве.
1
28
Изображение пространства.
1
29
Правила линейной и воздушной перспективы.
1
30
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
1
31
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
1
32
Городской пейзаж.
1
33
Городской пейзаж.
1
34
Выразительные возможности изобразительного искусства.
1
Выразительные возможности изобразительного искусства.