Рабочая программа по ИЗО (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ШЕБЕРТИНСКАЯ СОШРабочая программа по ИЗО (6 класс)

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО заместитель директора Приказом директора

учителей гуманитарного цикла по УВР МКОУ МКОУ Шебертинская СОШ

МКОУ Шебертинская СОШ Шебертинская СОШ № 154 от 01.09.2015 г.

28/августа 29/августа 2015 г.

Протокол № 1 от 2015 года







Рабочая программа

по Изобразительному искусству

6 класс

Учитель изобразительного искусства

Пискунова Наталья Александровна



Рабочая программа составлена на основе

программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. :Просвещение, 2011.










2015 - 2016

учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского ( Издательство « Просвещение» 2009 год)

Примерные программы по изобразительному искусству для 6 класса составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Для образовательного изучения в 6 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Содержание курса:

- виды изобразительного искусства и основы образного языка (8часов)

(изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок - основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);

- мир наших вещей; натюрморт (7часов)

(реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира - натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);

- вглядываясь в человека; портрет(11часов)

(образ человека - главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века ) ;

- человек и пространство; пейзаж(7часов)

(жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж - большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности изобразительного искусства; язык и смысл).

Учебно - тематический план

№ п/п

Раздел , тема урока

Количество часов

Из них

Контрольная работа

Практическая работа

Творческая работа

1

Виды ИЗО и основы их образного языка

8

8

1.1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

1

1.2

Рисунок - основа ИЗО

1

1

1.3

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

1

1.4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

1

1.5

Цвет. Основы цветоведения.

1

1

1.6

Цвет в произведениях живописи.

1

1

1.7

Объёмные изображения в скульптуре.

1

1

1.8

Основы языка изображения.

1

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

7

2.1

Худож. познание: реальность и фантазия

1

1

2.2

Изображение предметного мира - натюрморт

1

1

2.3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

1

2.4

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1

1

2.5

Освещение. Свет и тень.

1

1

2.6

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

1

1

2.7

Выразительные возможности натюрморта

1

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

11

11

3.1

Образ человека - главная тема искусства

1

1

3.2

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

1

3.3

Изображение головы человека в пространстве

1

1

3.4

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

2

3.5

Портрет в скульптуре

1

1

3.6

Сатирические образы человека

1

1

3.7

Образные возможности освещения в портрете

1

1

3.8

Портрет в живописи

1

1

3.9

Роль цвета в портрете

1

1

3.10

Великие портретисты

1

1

4

Человек и пространство в изобр. искусстве

7

7

4.1

Жанры в изобразительном искусстве

1

1

4.2

Изображение пространства

1

1

4.3

Правила линейной и воздушной перспективы

1

1

4.4

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

1

4.5

Пейзаж - настроение . Природа и художник.

1

1

4.6

Городской пейзаж

1

1

4.7

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

1

Итого: 34 часа

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

-о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

Список литературы

Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: ACT-Астрель, 2001.

Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.

Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по Изобразительному искусству






Класс 6

Учитель: Пискунова Наталья Александровна

Количество часов в год 34 , в неделю 1 час

Планирование составлено на основе

авторской программы Б.Н. Неменского ( Издательство « Просвещение» 2009 год)

Примерные программы по изобразительному искусству для 6 класса составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Наименование тем

Всего часов

Дата

Корректировка

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1



2

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1



3

Линия и её выразительные возможности.

1



4

Пятно - как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1



5

Цвет. Основы цветоведениедных по.

1



6

Цвет в произведениях живописи.

1



7

Объёмные изображения в скульптуре.

1



8

Основы языка изображения.

1



9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1



10

Изображение предметного мира - натюрморт.

1



11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1



12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1



13

Освещение. Свет и тень.

1



14

Натюрморт в графике.

1



15

Цвет в натюрморте.

1



16

Выразительные возможности натюрморта.

1



17

Образ человека - главная тема искусства.

1



18

Конструкция головы человека и её пропорции.

1



19

Изображение головы человека в пространстве.

1



20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1



21

Портрет в скульптуре.

1



22

Сатирические образы человека.

1



23

Образные возможности освещения в портрете.

1



24

Портрет в живописи.

1



25

Роль цвета в портрете.

1



26

Великие портретисты (обобщение темы).

1



27

Жанры в изобразительном искусстве.

1



28

Изображение пространства.

1



29

Правила линейной и воздушной перспективы.

1



30

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1



31

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1



32

Городской пейзаж.

1



33

Городской пейзаж.

1



34

Выразительные возможности изобразительного искусства.

1



Выразительные возможности изобразительного искусства.









© 2010-2022