Конспект урока ИЗО в 5 классе Искусство Гжели

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Учитель высшей категории МАОУ СШ №4 г. Бор Нижегородской области

Дунаева Ольга Викторовна

Тема: «Искусство Гжели» (первый урок).

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ

Тип учебного занятия: Комплексный: новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

Историю возникновения промысла;

Какой материал используют мастера в своей работе;

Какие цвета преобладают в гжельской росписи;

Мотивы гжельской росписи.

должны уметь:

выполнять «мазок тенями".

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр;

чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний;

Формы организации познавательной деятельности.

Индивидуальная: составление композиции из элементов гжельской росписи.

Оборудование, учебно-методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, альбом, учебник, шаблоны посуды.

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, презентация, фонограмма русских народных мелодий.

Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин).

Актуализация знаний (15 мин.).

Этап закрепления новых знаний (5 мин.).

Творческое практическое задание (12 мин).

Заключительный этап (3 мин).

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока (40 мин):

I. Организационный момент (1-2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний (15 мин.).

Доброе утро, сегодня я пришла на урок с непустыми руками, я принесла очень красивые вещи. Как вы думаете, что общего у этих предметов? ( украшенные, произведения ДПИ, роспись). Действительно, все расписаны, но каждая вещь по- своему. Может кто-то из вас уже узнал, какие именно росписи здесь представлены? ( Хохломская, городецкая, жостовская, гжельская)

С этими росписями мы с вами будем встречаться целых 4 урока. Нам предстоит узнать многое. А чтобы запомнить самое основное, я предлагаю действовать по алгоритму ( пишу на доске)

1. Название росписи

2. Город

3. Материал

4. Изделия

5. Цвет

6. Элементы

Итак, сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. Попробуйте по строчкам стихотворения догадаться о каком именно промысле пойдет сегодня на уроке речь.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из (Гжели)

На снег наносят небеса!

И перед нами: «Сказочная Гжель».

Показ презентации о Гжельской росписи

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России - Гжель,

Где поселилось вдохновенье».

Итак, учимся выполнять необычный мазок " мазок тенями". В нем виден постепенный переход от светлого к темному (Приложение 2).

Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, - концом. (Выполняют упражнение).

В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Примеры вы найдете в учебнике.

IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин). А сейчас я предлагаю немного отдохнуть; итак, обратимся к нашим записям и ответим на вопросы(слайд)

1. Как называется роспись?

2. Родина промысла?

3. На чем расписывают ?

4. Какие изделия?

5. Какой используется цвет?

6. Какие традиционные элементы используются в росписи?

V. Практическая работа (12 мин). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Каждому предложен предмет, который необходимо украсить элементами гжельской росписи.

8 - 10 минут каждый работает самостоятельно, расписывая выбранный предмет посуды элементами гжельской росписи.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

VI. Заключительный этап (5 мин).

Выставка работ учащихся (2 мин.).

Выставление оценок.

Рефлексия (3 мин.)

Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).

Было интересно… (самим находить информацию).

Было трудно… (выполнять " мазок тенями").

У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).

Теперь я могу… (создавать прекрасное)

Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Найти материал о гжельской росписи в различных источниках

Урок в программе Б. М. Неменского

12

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

Комбинирован­ный урок

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей, аква­рель, кисти

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета







Урок изобразительного искусства в 5 классе

Учитель высшей категории МАОУ СШ №4 г. Бор Нижегородской области

Дунаева Ольга Викторовна

Тема: «Искусство Гжели» (второй урок).

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений в коллективной творческой работе;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ

Тип учебного занятия: Комплексный: новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

Историю возникновения промысла;

Какой материал используют мастера в своей работе;

Что такое изразец;

Мотивы гжельской росписи.

должны уметь:

выполнять композицию в квадрате с элементами гжельской росписи.

создавать коллективный творческий проект «Камин»

Формы организации познавательной деятельности.

Индивидуальная: составление композиции из элементов гжельской росписи.

Коллективная: создание проекта «Камин»

Оборудование, учебно-методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, альбом, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, учебник, шаблоны изразцов (квадраты: большие и малые).

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, презентация, фонограмма русских народных мелодий, макет камина( коробка), скатерть, картинка с костром для камина.

Ключевые понятия: камин, изразец, гжельская роспись

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин).

Актуализация знаний (15 мин.).

Этап закрепления новых знаний (5 мин.).

Творческое практическое задание (12 мин).

Заключительный этап (3 мин).

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока (40 мин):

I. Организационный момент (1-2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний (15 мин.).

Добрый день. Я рада видеть вас еще на одном уроке, посвященном Гжельской росписи. Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке. И в этом нам поможет замечательный петушок из кроссворда ( слайд)

(Дети отгадывают слова, связанные с темой «Искусство Гжели»)

Молодцы, запомнили много. Ну, что ж, а сегодня мы попробуем выполнить коллективный творческий проект. Как вы понимаете эту фразу?

То есть мы должны выполнить совместную работу.

Вот для этой работы я и приготовила вот такую коробку( ставлю на обозрение). Так что же, по вашему мнению, должно у нас получиться?

(Дети рассуждают, предлагают свои варианты, следует подвести их к теме «Камин»)

Да, действительно, мы с вами сделаем камин. Но вот только не понятно, а какое отношение камин имеет к гжельской росписи? (Дети рассуждают, предлагают свои варианты)

Если вы помните с прошлого урока, то Петр 1 повелел, чтобы на Руси была роспись, похожая на голландскую (синюю на белом фоне). Так и появилась гжельская роспись, но только с русскими мотивами. А еще мы позаимствовали необычно красивые печи, выложенные нарядными изразцами - голландки, а потом и камины. (показываю слайды)

IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин).

Для работы вам необходимы шаблоны (раздаю). Можно бы и начать процесс росписи, но хорошо бы вспомнить элементы. ( Вызываю 3-4 детей к доске изобразить элементы).

V. Практическая работа (12 мин).

8 - 10 минут каждый работает самостоятельно, расписывая «плиточку» -изразец элементами гжельской росписи.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. По окончании работы, каждый ребенок приклеивает «плитку» к камину.

VI. Заключительный этап (5 мин).

Обсуждение выполненной работы. Предложения для чего нужен данный камин.

Выставление оценок.

Рефлексия (3 мин.)

Ответьте на вопросы:

А что еще нового вы узнали о гжельской росписи?

Чему вы сегодня научились?

А сумели вы бы выполнить в одиночку такой большой проект?

Потрудились вы на славу. Действительно, каждый из вас внес лепту в проект, поэтому получился замечательный камин! Предлагаю сфотографироваться всем рядом с камином!

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Посмотреть в источниках о городецкой росписи.

Урок в программе Б. М. Неменского

12


13

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла


Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

Комбинирован­ный урок


Комбинирован­ный урок

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей, гуашь, кисти

Вырезание квадратных форм плиток-изразцов. Роспись. Оформление камина изразцами. Материалы: бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

История развития промысла, связь с европейским искусством.

Применение гжельской росписи в изразцах.

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета









© 2010-2022