- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа Изобразительное искусство (5-8 класс)
Рабочая программа Изобразительное искусство (5-8 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Незнахина Т.Г. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа принята заседанием методического объединения
Протокол от ________№_____
Руководитель МО
________________
Т.Г.Незнахина
Программа согласована с заместителем директора по учебно - воспитательной работе
_______________
Зам.директора по УВР
_____________
И.В.Незнахина
Утверждаю
Директор МКОУ - Теренгульская СОШ
________________
А.П.Мартыновский
Приказ от____________№_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 - 7 класса
на 2012-2015 учебный год
Составитель программы:
Незнахина Татьяна Григорьевна, учитель географии МКОУ - Теренгульская СОШ, первой квалификационной категории
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «___изобразительное искусство________» для основного общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
-
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
-
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
-
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
-
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения для основного общего образования по изобразительному искусству - М.:Просвещение,2011.
-
Примерной программы по учебным предметам основного общего образования по изобразительному искусству V-VII классы. - М.:Просвещение,2011.
-
Авторской программы по изобразительному искусству 5 -7 классы. / Под редакцией Б.М. Неменского, М.:Просвещение,2011
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Изобразительное искусство» в общей основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания изобразительного искусства показывает, что школа не вполне обеспечивает эстетическое воспитание и художественную грамотность учащихся; недостаточно внимания уделяется развитию эмоционально-ценностного отношения к миру, целостному видению явлений, не формируются навыки и умения интерпретации, толерантного оценивания, страдает и духовно-нравственное воспитание учащихся, обеспечить которое способно искусство.
Актуальность содержания программы вызвана принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь подростку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются самые разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов её воздействия на его духовный мир. Содержание программы обеспечит адаптацию школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры, а также понимание ими значения и основных механизмов воздействия искусства на человека и общество.
Программа содержит примерный объём знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности учащихся, выстроенных согласно логике целостного понимания взаимообусловленности систем «проблемное поле жизни - проблемное поле искусства».
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
-
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа состоит из 15 разделов, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.
Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса - уроком - в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы. Дополнительно может осуществляться постановка и оформление спектакля, междисциплинарная проектная деятельность.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
В структурировании художественного материала Программы «Изобразительное искусство» для 5-7 классов нашёл своё отражение концентрический принцип - опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, которые учащиеся уже изучали на предшествующих этапах обучения по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Каждый раздел программы включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств». Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, владение языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.
Особое значение в программе отводится раскрытию специфики искусства и важности его многочисленных функций как в целом для развития культуры, так и для жизни отдельного человека. Значимым представляется также обучение анализу, сравнению, интерпретации художественных произведений, активизирующих способность личностной оценки предметов и явлений.
Особенностью программы также является постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края. На изучение регионального компонента стандарт образования выделяет 10-15% времени инвариантной части базисного плана, отводимого на образовательную область «Искусство». В данной программе для учителя даётся направление продуктивного использования этого времени.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-8 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений. Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Года обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
5 класс
1
35
35
6 класс
1
35
35
7 класс
1
35
35
105 часа за курс
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
-
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
-
в ценностно-ориентационной сфере:
-
-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
в трудовой сфере:
- умение подходить эстетически к любому виду деятельности;
-
в познавательной сфере:
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
Пятиклассник научится:
-
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
-
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
-
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
-
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы
-
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-
знать несколько народных художественных промыслов России;
-
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
.
Пятиклассник получит возможность научиться:
-
выделять и анализировать авторскую концепцию xyдожественного образа в произведении искусства;
-
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
-
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
-
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
-
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
-
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
6 класс
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
- овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
-
- овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
-
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
-
в ценностно-ориентационной сфере:
-
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
в трудовой сфере:
- обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-
в познавательной сфере:
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования
Шестиклассник научится:
-
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
-
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
-
создавать композиции на заданную тему на плоскости и « пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла к живописи, скульптуре, графике;
-
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
-
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
-
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
-
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
-
узнавать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
узнавать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
-
узнавать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
Шестиклассник получит возможность научиться:
-
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
-
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
-
анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
-
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
-
в ценностно-ориентационной сфере:
-
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-
в трудовой сфере:
- овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
-
в познавательной сфере:
-- овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
-
в ценностно-ориентационной сфере:
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-
в трудовой сфере:
- обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- умение подходить эстетически к любому виду деятельности;
-
в познавательной сфере:
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования
Семиклассник научится:
-
различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
-
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Семиклассник получит возможность научиться:
-
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
-
понимать историческую ретроспективу становлении жанров пластических искусств.
-
в ценностно-ориентационной сфере:
-
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
-
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
-
получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА 35ч.
Древние корни народного искусства 8ч.
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве 8ч.
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели.
Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор - человек, общество, время 12ч.
Зачем людям украшения.Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире 7ч.
Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер.
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (35ч)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (обобщение темы)
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч) Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч) Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы Человека. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)
Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)
7класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35ч)
Изображение фигуры человека и образ человека 8ч. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности 8ч.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни 12ч.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ 7ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты.
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Виды деятельности учащихся
Раздел « Древние корни народного искусства» (8ч)
1,2
Древние образы в народном искусстве
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы
3
Убранство русской избы
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении
4
Внутренний мир русской избы
Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы
5
Конструкция и декор предметов народного быта
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства
6
Русская народная вышивка
Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
7
Народный праздничный костюм
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,
декоративной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
Связь времен в народном искусстве(8ч)
9
Древние образы в современных народных игрушках
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
10
Древние образы в современных народных игрушках
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
11
Искусство Гжели
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
12
Городецкая роспись
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях,
определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
13
Хохлома
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора
14
Жостово. Роспись по металлу
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
15
Щепа'. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.
Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.
Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
Осваивать основные приемы росписи.
Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи
16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познаватель- ного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Декор - человек, общество, время (12 ч)
17-18-19
Зачем людям украшения.
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь
20-21-22
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декаративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы
23-24
Одежда «говорит» о человеке
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей
25-26
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их
при создании собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения
27-28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративноприкладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины.
Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
29-30-31-32
Современное выставочное искусство
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
33-34-35
Ты сам - мастер
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
6 класс
№ уро
ка
Тема урока
Виды деятельности учащихся
Раздел « Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч)
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям, сравнивать объекты по заданным критериям подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям, познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями.
Метапредметные: научатся определять цель. Проблему в учебной деятельностиизлагать свое мнение в диалоге.
Личностные: осознают свои интересы, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками
2
Рисунок -основа изобразительного творчества
Предметные: научатся Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Метапредметные: научатся использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) Личностные: осознают свои интересы, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками
3
Линия и ее выразительные возможности
Предметные: научатся основам языка изобразительного искусства: ритм.
Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
5
Цвет. Основы цветоведения
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
6
Цвет в
произведениях живописи
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа.
Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
7
Объемные изображения в скульптуре
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
8
Основы языка изображения
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять, почему изобразительное искусство - особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Участвовать в выставке творческих работ.
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
10
Изображение предметного мира - натюрморт
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
11
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира
Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов.
13
Освещение. Свет и тень
Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
14
Натюрморт в графике.
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
15
Цвет в натюрморте
Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное
16
Выразительные возможности натюрморта
Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.
Вглядываясь в человека. Портрет.(12ч)
17
Образ человека - главная тема искусства
формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).
18
Конструкция головы человека и её пропорции
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
19
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
20
Портрет в графике
Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры
21
Портрет в
скульптуре
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
22
Сатирические образы человека
Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.
23
Образные возможности освещения в портрете
Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет.
24
Портрет в живописи
Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете
25
Роль цвета в портрете
Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.
26
Великие портретисты
Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.
Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).
Человек и пространство. Пейзаж (7ч)
27
Жанры в изобразительном искусстве
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства
28
Изображение пространства
Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
29-
Правила линейной и воздушной перспективы
Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы.
30
Пейзаж - большой мир. Организация пространства
Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения
(И. Левитан)
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа
31
Пейзаж - настроение.
Природа и художник
Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению
32
Пейзаж в русской живописи
Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
33
Пейзаж в графике
Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики
34
Городской пейзаж
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике
35
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
7 класс
№
Тема
Виды деятельности учащихся
Раздел «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч)
1-2
Изображение фигуры человека в истории искусства
Получать представление о характерных особенностях искусства стран Древнего мира, об особенностях изображения человека в этих культурах. Выполнять зарисовки изображений человека, характерных для различных древних культур. Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека. Участвовать в создании фриза, состоящего из ритмического шествия фигур людей.
3-4
Пропорции и строение фигуры человека
Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Обретать навыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека.
5
Лепка фигуры человека
Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи. Получать представления о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о стати-ке и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики. Обретать навыки понимания особенностей восприятия скульптурного образа. Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленных на занятии. Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной. Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека.
6-7
Набросок фигуры человека с натуры
Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.
Приобретать представление о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали
8
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой. Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. Получать представление о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи. Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека. Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.
Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений - шедевров изобразительного искусства. Рассуждать (с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства
Поэзия повседневности (8 ч)
9
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох. Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства. Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей.
10-11
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Приобретать навыки и композиционный опыт изображения. Изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. Узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись». Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
12
Сюжет и содержание в картине
Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства. Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени.
13
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве
Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям. Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест.
14-15
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Приобретать навыки в изобразительном творчестве. Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников).
16
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
Приобретать представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал. Учиться понимать значение праздника в культуре народа. Развивать представления о средствах выразительности в изобразительном искусстве, получать навыки работы с художественными материалами, развивать вкус. Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы
Великие темы жизни (12 ч)
17-18
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
Характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве. Приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Характеризовать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство
19-20
Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Характеризовать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство
21-22
Процесс работы над тематической картиной
Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта - создания композиции на историческую тему. Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей. Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта. Приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной метафоры в художественной картине.
23-24
Библейские темы в изобразительном искусстве
Приобретать представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства.
Приобретать опыт восприятия произведений крупнейших европейских художников на темы Священной истории. Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета.
Получать представление о смысловом различии между иконой и картиной. Узнавать о высоком значении древнерусской иконописи. Называть имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия
25-26
Монументальная скульптура и образ истории народа
Характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества.
Уметь называть и узнавать наиболее значимые памятники, знать их авторов и объяснять назначение этих монументов.
Рассуждать об особенностях художественного образа, о средствах выразительности известных памятников.
Приобретать творческий опыт лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою.
27-28
Место и роль картины в искусстве XX века
Приобретать представление о метафорическом претворении реальности в изобразительном искусстве.
Учиться понимать множественность направлений и языков изображения в искусстве XX в.
Осознавать значение возрастания личностной позиции художника XX в.
Реальность жизни и художественный образ (7 ч)
29-30
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Характеризовать временные и пространственные искусства.
Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.
Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.
31
Зрительские умения и их значение для современного человека
Объяснять роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре.
Получать представление об активном конструировании художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX в.
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам XX в.
Понимать декоративный язык изобразительного искусства.
Развивать культуру зрительского восприятия.
32-33
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры.
Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве.
Узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX вв.
34-
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи
Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.
35
Художественно -творческие проекты
Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс
№ учебника в ФП учебников
2012-2013 уч.г.
Предметная область
Предмет
Авторы учебника
Издательство
5 класс
1303
Искусство
Изобразительное
искусство
Горяева Н.А.
ОстровскаяО.В. под редакцией Б.М.Неменского
Просвещение
6 класс
1304
Искусство
Изобразительное
искусство
Неменская Л.А. под редакцией Б.М.Неменского
Просвещение
7 класс
1305
Искусство
Изобразительное
искусство
Питерских А.С.
Гуров Г.Е.
Просвещение
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Ко
личе
ство
Примечания
наличие
1
2
3
4
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Д
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
+
2
Примерная программа по изобразительному искусству
Д
+
3
Рабочие программы по изобразительному искусству
Д
+
4
Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
К
При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству
+
5
Учебники по изобразительному искусству
К
+
6
Рабочие тетради
К
-
7
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)
Д
-
8
Методические журналы по искусству
Д
+
9
Учебно-наглядные пособия
Ф
Д
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов - Д, формата А4 - Ф
+
10
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Д
+
11
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Д
По одному каждого наименования
+
12
Альбомы по искусству
Д
По одному каждого наименования
_
13
Книги о художниках и художественных музеях
Д
По одной каждого наименования
+
14
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности
_
15
Словарь искусствоведческих терминов
П
_
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Ко
личе
ство
Примечания
1
2
3
4
2. Печатные пособия
16
Портреты русских и зарубежных художников
Д
Комплекты портретов могут содержаться в настенном варианте, изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
+
17
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Д
Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
+
18
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Д
_
19
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Д
+
20
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Д
+
21
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
К
_
3. Информационно-коммуникационные средства
22
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники
Д
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемный характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся
_
23
Электронные библиотеки по искусству
Д
В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно- исторических текстов, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе школы)
_
24
Игровые художественные компьютерные программы
_
4. Технические средства обучения (ТСО)
25
Музыкальный центр
Д
Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP3
+
26
CD/DVD-проигрыватели
Д
_
27
Т елевизор
С диагональю не менее 72 см
_
28
Видеомагнитофон
Д
_
29
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
Д
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон
+
30
Слайд-проектор
Д
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон
+
31
Мультимедиа-проектор
Д
+
32
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Д
+
33
Экран (на штативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,25 х 1,25 м
+
34
Фотоаппарат
П
Цифровая камера
-
35
Видеокамера
Д
-
36
Графический планшет
Д
-
5. Экранно-звуковые пособия
37
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
Д
Компакт-диски и аудиокассеты по разделам курса для каждого класса
_
38
DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно-прикладное искусство; художественные технологии
Д
По одному каждого наименования
+
39
Презентации на CD или DVD-дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-при- кладному искусству; по творчеству художников
Д
Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
+
6. Учебно-практическое оборудование
40
Мольберты
К
-
41
Настольные скульптурные станки
К
-
42
Комплекты резцов для линогравюры
К
-
43
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений
Ф
-
44
Краски акварельные
К
+
45
Краски гуашевые
К
+
46
Краска офортная
П
-
47
Валик для накатывания офортной краски
П
-
48
Тушь
К
+
49
Ручки с перьями
К
-
50
Бумага АЗ, А4
К
+
51
Бумага цветная
К
+
52
Фломастеры
К
+
53
Восковые мелки
К
+
54
Пастель
Ф
-
55
Сангина
К
-
56
Уголь
К
-
57
Кисти беличьи № 5, 10, 20
К
58
Кисти, щетина № 3, 10, 13
К
59
Емкости для воды
К
+
60
Стеки (набор)
К
-
61
Пластилин/глина
К
+
62
Клей
Ф
+
63
Ножницы
К
+
64
Рамы для оформления работ
К
Для оформления выставок
-
65
Подставки для натуры
П
-
7. Модели и натурный фонд
66
Муляжи фруктов (комплект)
Д
+
67
Муляжи овощей (комплект)
Д
+
68
Гербарии
Ф
+
69
Изделия декоративно-прикладного искусства
Д
-
70
Гипсовые геометрические тела
Д
-
71
Гипсовые орнаменты
Д
Три-четыре вида
-
72
Маски античных голов
Д
Два вида
-
73
Античные головы
Д
Четыре вида
-
74
Обрубовочная голова
Д
-
75
Модуль фигуры человека
П
-
76
Капители
Д
Ионическая и дорическая капители
-
77
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
П
_
78
Драпировки
П
+
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Ко
личе
ство
Примечания
наличие
1
2
3
4
79
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары и др.)
П
-
-
8. Игры и игрушки
80
Конструкторы
Ф
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)
-
81
Театральные куклы
Д
-
82
Маски
Д
-
9. Специализированная учебная мебель
83
Столы рисовальные
К
-
84
Стулья
К
-
85
Стулья брезентовые складные
К
Для рисования на пленэре
-
86
Стеллажи для книг и оборудования
Д
-
87
Мебель для проекционного оборудования
Д
-
88
Мебель для хранения таблиц и плакатов
Д
Кассетницы, плакатницы
+
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
-
знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
-
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
-
знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
-
знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
-
знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
-
называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий;
-
иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
-
иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
-эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;
- воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;
- активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
- художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;
- понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;
- воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
- ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогически подходить к освоению произведения искусства;
- понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).