Разработка мероприятия Мозаика: от детской забавы до творческого проекта

Открытое мероприятие в рамках проекта «Ломоносовские чтения» (Изобразительное искусство+психология) Тема: «Мозаика: от детской забавы до творческого проекта…» Цель: Знакомство с искусством мозаики, посредством составления мимического портрета, отражающего внутреннее эмоциональное состояние человека Задачи:  - развивать интерес к мозаике, как к искусству на примере «Полтавской баталии» М. В. Ломоносова;  - развивать умение самостоятельно работать в мозаичной технике;  - развивать творческую фант...   Ход мероприятия: Какая польза тем, кто в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек! М. В. Ломоносов I. Вступление. Эти волнующие строки можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности. Ломоносов – гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт был вместе с тем большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Михаилу ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое мероприятие

в рамках областного семинара

"Междисциплинарные подходы к обучению в гимназии

в контексте современных требований к образованию.

(К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)"







«МОЗАИКА: ОТ ДЕТСКОЙ ЗАБАВЫ ДО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА…»

(Изобразительное искусство+психология)





Преподаватель ИЗО и черчения Каштанова Елена Александровна

Педагог-психолог Сийм Ольга Ингмаровна













Открытое мероприятие в рамках проекта «Ломоносовские чтения»

(Изобразительное искусство+психология)

Тема: «Мозаика: от детской забавы до творческого проекта…»

Цель: Знакомство с искусством мозаики, посредством составления мимического портрета, отражающего внутреннее эмоциональное состояние человека

Задачи:

- развивать интерес к мозаике, как к искусству на примере «Полтавской баталии» М. В. Ломоносова;

- развивать умение самостоятельно работать в мозаичной технике;

- развивать творческую фантазию, интерес к художественному труду;

- развивать умение чувствовать собственное внутреннее эмоциональное состояние;

- развивать усидчивость учащихся при выполнении работы;

- развивать ассоциативно-образное мышление, воображение, память;

- учить создавать через воображение - мимические мозаичные портреты;

- учить «переходить» из одного эмоционального состояния в другое;

- обучать навыкам проектной деятельности;

- воспитывать терпение и целеустремленность.

Оборудование:

  1. репродукция мозаичного панно М. В. Ломоносова «Полтавская баталия»;

  2. материал для составления мозаики (кусочки фоли, дерева, магниты);

  3. ножницы, двусторонний скотч, карандаши;

  4. раздаточный материал - карточки с указанием различных жизненных ситуаций.

Ход мероприятия:

Какая польза тем, кто в старости глубокой

И в тьме бесславия кончают долгий век

Добротами всходить на верх хвалы высокой

И славно умереть родился человек!

М. В. Ломоносов

I. Вступление.

Эти волнующие строки можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.

Ломоносов - гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт был вместе с тем большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Михаилу Васильевичу было тесно и душно в здании Академии наук, еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией он обратил внимание на мозаику - древнее искусство, знакомое еще с Киевской Руси. В те времена виртуозными мастерами мозаичного искусства считались итальянцы, приготовление смальт (кусочков цветного стекла) хранилось ими в строжайшей тайне. Пытливый ум Ломоносова-химика раскрыл секрет и самостоятельно разработал рецептуру для получения цветного стекла. Самая известная мозаичная работа «Полтавская баталия» составлена из 1 миллиона 30 тысяч кусочков смальт, площадь мозаики огромна - 310м2. Композиция набрана и укреплена на медном подносе весом более тонны. Интересен тот факт, что помогали составлять мозаику Ломоносову всего семь подручных.

Сегодня мы с вами пойдем по стопам русского гения и попытаемся создать свои собственные мозаичные проекты.

II. Психологическая минутка «Настрой на работу».

Сегодня мы с вами окунемся в эпоху, в которой жил и прославлялся своими талантами и делами М. В. Ломоносов. А как вы думаете, ребята, можно ли браться за работу не настроившись перед этим?

(Ответы учащихся)

Вот я вам и предлагаю, перед тем как взяться за сложное и интересное дело - настроиться на него.

Упражнение «Смальты»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю представить себя маленькими кусочками цветного стекла, из вас сейчас мы будем составлять мозаичную картинку. Ваша задача внимательно слушать из скольких смальт будет состоять картинка и быстренько соединяться. Ну что, пробуем?

(Ребята играют в игру «Смальты»)

А сейчас предлагаю вам сесть в круг и поговорить о том, какое у вас сегодня настроение. Например: «Добрый день. Рада всех видеть. Настроение у меня супер!»

(Все ребята по кругу рассказывают о своем настроении)

Ну что же, настроение у нас замечательное, и я предлагаю приступить к работе. Готовы? Вперед!

III. Постановка задач.

В технике «мозаика» создать портреты людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях (радость, досада, тревога, удивление и т.д.).

Работа проводится в группах (2-4 человека), каждой группе выдаются карточки с определенной жизненной ситуацией:

- Ты узнаешь, что являешься круглым отличником по итогам четверти!!!

(Радость)

- Глядишь в окно: «Ничего себе!? В июне выпал снег!?»

(Удивление)

- 1 сентября.7:00 утра. Вот и кончилось лето!

(Грусть)

- Любимая команда по футболу проиграла со счетом 5:0

(Разочарование)

- Дискотека. Хорошая компания. Зажигательная музыка…

(Веселье)

- В лесу собирая грибы, заблудился. Наступает ночь… (Страх)

- Услышал очень прикольный анекдот

(Смех)

- Встал не с той ноги. С утра одни неприятности

(Злость)

- Тебе абсолютно «Все до лампочки!»

(Равнодушие)

- Мимо проезжающий автомобиль окатил тебя грязью из лужи

(Гнев)

- Тебе улыбнулся незнакомый прохожий!

(Радость)

- Твоя любимая компьютерная игра сломалась.

(Обида)

- Вещь, которая очень нравилась, купили твоему другу, а не тебе.

(Разочарование)

- Тебе сильно нравится твой одноклассник или одноклассница

(Влюбленность)

- Зуб болит так сильно, что кажется, сейчас ты закричишь от боли.

(Боль)

- Ребята во дворе не хотят общаться и играть с тобой.

(Обида)

- Уже четыре дня подряд у тебя не получается попасть в кинотеатр на премьеру фильма

(Раздражение)

- ДА! ДА! ДА! Выигрыш в лотерею - АВТОМОБИЛЬ!

(Счастье)

IV Практическая работа.

Свое задание члены команды вытаскивают в закрытых конвертах. Сосредоточившись, пытаются «войти» в ситуацию, написанную на листах и прочувствовать ее. После этого составляют мимический портрет в технике «мозаика», используя один из предложенных материалов, а именно:

- 5-6- классы работают с фолью (самоклеящаяся бумага). Основа для работы - картон.

- 7-8 классы работают с кусочками дерева разной геометрической формы и широкой цветовой гаммой. Основа для мозаичного портрета - стекло/пластик.

- 9 класс выполняет работу на большой площади классной доски. Материал для составления мозаики - цветные магниты.

V Психологическая минутка «Эмоции».

Замечательные работы! Вы - большие молодцы! А теперь мне хотелось бы услышать от каждого из вас, какую эмоцию вы передали нам в своей работе? Вы называете эмоцию и мимикой передаете ее нам в круг, а мы в свою очередь вместе с вами «переживаем» ее.

(Каждый участник тренинга по кругу «показывает» эмоцию)

Предлагаю оставить грустное настроение и от всех эмоций пережитых нами совместно перейти к позитивному настрою!

Упражнение «Раскол льда».

Все участники стоят в кругу. Ведущий хлопает в ладоши, затем передает хлопок соседу справа или слева. Хлопок передается из ладошек в ладошки. Когда участник получит хлопок, он его передает следующему участнику. Таким образом, хлопок обойдет весь круг и вернется к ведущему. Данное упражнение поможет снять напряжение после работы и настроить участников на обсуждение.

VI Демонстрация творческих работ. Обсуждение.

Реализовав себя в роли художников-мозаичников ученики отвечают на следующие вопрос:

  1. Насколько сложным показался для вас этот новый вид изодеятельности?

  2. Для мозаики можно использовать любой материал. От кусочков смальты (как у Ломоносова) до цветных магнитиков. Постарайтесь «изобрести» еще какой-нибудь нетрадиционный материал и назовите его.

О! Предок Северного края,
Из Холмогорской стороны.
Ты жил, отчизну прославляя,
Потомкам завещав труды.

Ты сделал множество открытий
На благо Родины своей.
Твои старанья не забыты,
Используем мы опыт сей.

Ты предстаешь в науках разных,
Достигнув множества высот.
Мозаика была отрадой
Последних жизненных забот.

Ты собирал кусочки смальты.
В един, не разделим узор.
Вот шаг за шагом...восхищенно
Уже с картины смотрит Пётр!

"Полтавская баталия" мир удивляет
Всей грандиозностью своей.
И только Бог один лишь знает
Любови вложенной твоей!

Вся Академия художеств,
Склонила пред тобой главу,
И зарубежье признавало,
Прислав торжественну хвалу.

До нас дошли твои творенья.
Мы чтим тебя земляк родной!
Картин осколочных мгновенья-
Поморской зримы стороной.

Каждая группа показывает свои проекты (уже в актовом зале), сидящие в зале пытаются угадать эмоциональное состояние человека, чей мимический мозаичный портрет они видят.

© 2010-2022