Программа дополнительного образования ИЗО (изостудия) (1-4 класс)

С момента вступления в силу Федерального Государственного  Стандарта стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно -нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс «ИЗО» (изостудия) (дополнительное образование)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа «Изобразительное искусство» имеет художественно- эстетическую направленность и разработана для более углубленного изучения изобразительного искусства в начальной школе.

Данная программа оформлена в соответствии с соответствии с письмом Министерства образования Российской федерации от 18.06.2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и реализуется в Муниципальной Общеобразовательной школе №2 п. Хвойная Новгородской области.

Актуальность.

В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей.

Важным является комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусства.

Новизна и педагогическая программа программы прослеживается в подаче учебного материала, включая нетрадиционные методы и приемы работы, позволяющие получить новые знания. Программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство.

Цель программы- формирование художественной культуры, культуры мироотношения, эмоционально- целостных стимулов жизни, создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Обучающие- формирование специальных знаний по предмету (основ графики, живописи, народного и декоративно- прикладного искусства, основных законов композиции, основ цветоведения, перспективы, основ науки геральдики, знание художественных терминов), расширение представлений об окружающем мире.

Развивающие -развитие творческого потенциала, мышления и творческих способностей, развитие умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

Воспитывающие- воспитание аккуратности, усидчивости, воспитание интереса и любви к искусству

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 7-11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы 4 года.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу (35 минут + 35 минут). Занятия проводятся в форме практических занятий с использованием игр, упражнений. Завершает курс итоговые выставки лучших работ каждого года обучения (в конце полного курса итоговая выставка работ в школе и в районе).

На конец обучения учащиеся должны знать:

- о видах искусства- рисунке, живописи, народном и декоративно- прикладном искусстве; о выдающихся художниках России и мира;

На конец обучения учащиеся должны уметь:

- объяснить роль искусства в жизни человека; зачем нужно изучать изобразительное искусство;

- различать виды изобразительного искусства;

- различать жанры изобразительного искусства;

- анализировать произведения изобразительного искусства;

- изобразить натюрморты, растения, животных, пейзажи, человека.

Подведение итогов реализации программы проводится в форме зачетных занятий, которые включают в себя теоретический тесты и практическую работу (индивидуальная работа (исследовательская деятельность), коллективная работа).

Зачетные занятия проводятся 4 раза в год:

Стартовая диагностика (первое и второе занятие);

Промежуточная диагностика (по мере необходимости);

Итоговая диагностика (конец года).

Неотъемлемой частью данной работы являются выставки лучших работ, которые проводятся 4 раза в учебном году (в конце каждой четверти)

Составитель: Громова Н.В.









Содержание программы.

1 класс

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Психолого-педагогическое обследование учащихся 6-7 лет. Диагностирование учащихся

2

0,2

1,8

2

Рисунок- вид графики. Графические материалы и их использование.

2

1

1

3

Средства изображения предметов.

2

1

1

4

Пропорции. Роль пропорций в изобразительном искусстве.

1

-

1

5

Перспектива. Законы перспективы.

2

-

2

6

Композиция в рисунке

1

0,2

0,8

7

Композиция в живописи

1

0,2

0,8

8

Композиция в рисунке и живописи. Закрепление.

1

-

1

9

Живопись - искусство цвета

2

1

1

10

Встреча с радугой

1

0,2

0,8

11

Красная страна.

1

0,2

0,8

12

Оранжевая страна.

1

0,2

0,8

13

Желтая страна.

1

0,2

0,8

14

Симметрия и асимметрия в изобразительном искусстве. Закрепление материала.

1

-

1

15

Зеленая страна.

1

0,2

0,8

16

Голубая страна.

2

0,2

1,8

17

Синяя страна.

2

0,2

1,8

18

Фиолетовая страна

2

0,2

1,8

19

Урок закрепления

РК (начальные сведения о геральдике)

2

1

1

20

Колорит в живописи. Роль колорита.

5

1

4

21

Правила, приемы и средства композиции.

2

0,5

1,5

22

Закрепление материала о композиции. Коллективное панно «Зимушка- прощай»

3

-

3

23

Народное и декоративно- прикладное искусство. Зарисовки

3

1

2

24

Композиция в народном и ДПИ. Элементы декоративной композиции. Виды и структура орнаментов.

3

1

2

25

Орнамент на предметах быта.

2

1

1

26

Стилизация природных форм. Приемы стилизации.

2

0,2

1,8

27

Роль стилизации в науке геральдике

2

1

1

28

Художественные промыслы. Первичное ознакомление

2

1

1

29

Элементы искусства ГЖЕЛЬ.

3

1

2

30

Элементы искусства ХОХЛОМА.

Закрепление материала об искусстве ХОХЛОМА.

3

1

2

31

Элементы искусства ЖОСТОВО.

3

1

2

32

Урок- игра «Художественные промыслы».

1

0,2

0,8

33

Свободная тема.

1

0,2

0,8

34

Урок-игра «Ах, эти веселые краски!»

1

0,2

0,8

35

Оформление творческих работ к выставке и организация итоговой выставки «НАШ ВЕРНИСАЖ- 2010»

4

1

3


ИТОГО

68

16,5

51,5


Содержание программы.

2 класс

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Теоретические и практические основы обучения народному и декоративно- прикладному искусству

1

1

-

2

Искусство орнамента. Стилизация природных форм. Композиция в Декоративно-прикладном искусстве. Роль композиции и стилизации в искусстве.

4

0,5

3,5

3

Народные, художественные промыслы. Роспись по дереву. ХОХЛОМА.

Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.

5

1

4

4

Художественные народные промыслы. Роспись по дереву.

ГОРОДЕЦ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.

5

1

4

5

Художественные народные промыслы. Роспись по дереву.

РОСПИСЬ МЕЗЕНИ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.

5

1

4

6

Керамика. ГЖЕЛЬ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда

5

1

4

7

Русская глиняная игрушка. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.

5

1

4

8

Русская глиняная игрушка. ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.

5

1

4

9

Русская глиняная игрушка. КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.

5

1

4

10

Русская глиняная игрушка. ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ ИГРУШКА.. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись игрушки.

5

1

4

11

Русские художественные лаки. ЖОСТОВО. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.

5

1

4

12

Русские художественные лаки. ПАЛЕХ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись сосуда.

5

1

4

13

ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ. Элементы росписи. Узор из элементов. Роспись платка.

4

1

3

14

Составление коллективного панно «Декоративно-прикладное и народное искусство». Составление эскиза (работа по группам)

3

0,5

2,5

15

ГЕРАЛЬДИКА. Изображение животных и птиц в ДПИ.

Изображение фантастических животных и птиц. Декоративное рисование.

4

1

3

16

Оформление творческих работ к выставке и организация итоговой выставки «НАШ ВЕРНИСАЖ- 2010»

2

0,5

1,5

ИТОГО

68

14,5

54,5

Содержание программы.

3класс

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Диагностирование детей (копирование изображений с карточек)

4

0,5

3,5

2

Композиция в рисунке.

1

0,5

0,5

3

Композиция в живописи.

1

0,5

0,5

4

Композиция в ДПИ.

1

0,5

0,5

5

Роль композиции (выполнение осеннего пейзажа с элементами архитектуры)

2

0,5

1,5

6

Композиция в рисунке, живописи и ДПИ. Роль композиции (выполнение осеннего пейзажа с элементами архитектуры). Обобщение материала.

1

0,5

0,5

7

Орнамент и стилизация в произведениях искусства.

5

1

4

8

Урожай. Составление картины (портрет) из овощей, фруктов и ягод.

3

1

2

9

Выцарапывание по ранее заготовленному фону (выполнение композиции на свободную тему). Выполнение пробных эскизов.

4

1

3

10

Загадочные точки (выполнение узора по ранее заготовленному фону с помощью гвоздя).

3

1

2

11

Изготовление газет к праздникам: «Новый год».

4

0,5

3,5

12

Изготовление газет к праздникам: 23 февраля. Эскиз и графическое выполнение работы.

3

0,5

2,5

13

Изготовление газет к праздникам:8 марта. Эскиз и графическое выполнение работы.

3

0,5

2,5

14

Изготовление газет к праздникам: 9 Мая. Эскиз, выбор материала.

3

0,5

2,5

15

Копирование с иллюстраций. Работа акварелью.

2

0,5

1,5

16

Копирование с иллюстраций. Работа гуашью и тушью.

2

0,5

1,5

17

Копирование с иллюстраций. Работа цветными карандашами.

3

0,5

2,5

18

Симметрия в живописи и в рисунке. Эскиз.

2

0,5

1,5

19

Симметрия в живописи и в рисунке. Изображение симметричной композиции графическими и живописными средствами.

3

0,5

2,5

20

Роль асимметрии в искусстве. Эскиз на свободную тему.

2

0,5

1,5

21

Составление эмблем школы, дома, класса. Использование графических и живописных материалов.

6

1

5

22

Геральдика. Основа символики изображений и символики цвета в искусстве геральдика.

6

2

4

23

Геральдика. Символика изображений при изображении гербов городов, стран мира. Эскизы, зарисовки гербов.

3

0,5

2,5

24

Оформление творческих работ к выставке.

1

-

1

ИТОГО

68

15,5

53,5

Содержание программы.

4класс

Название темы

Количество часов

1


Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

2

Графика (беседа). Художественные графические материалы и техники. Передача фактуры предметов (последовательность изображения шара)

4

1

3

3

Методика работы над изображением цилиндра. Последовательность изображения.

2

0,5

1,5

4

Методика работы над изображением пирамиды. Последовательность изображения.

2

0,5

1,5

5

Передача фактуры предмета- кувшин. Последовательность изображения

3

1

2

6

Драпировка. Последовательность изображения складок- драпировок. Правила работы графическими средствами.

4

1

3

7

Методика работы над изображением натюрморта. Беседа.

3

1

2

8

Живопись. Методика работы над живописным изображением натюрморта. Эскизы натюрморта.

2

0,5

1,5

9

Живопись. Методика работы над живописным изображением натюрморта. Гризайль.

2

0,5

1,5

10

Натюрморт из бытовых предметов. Последовательность изображения натюрморта гуашью или акварелью.

4

1

3

11

Графика. (Методика А. Ф. Конева)

Методика работы над изображением головы человека. Пропорции. Эскизы.

4

0,5

3,5

12

Натура. Графическое изображение головы живой модели. Эскизы.

3

1

2

13

Последовательность изображения фигуры человека.

4

1

3

14

Методика работы над изображением головы человека. Этюд.

2

0,5

1,5

15

Методика работы над изображением головы человека.

3

0,5

2,5

16

Пленэр. Методика последовательности изображения травы, цветов, ветвей деревьев и кустарников.

4

1

3

17

Пленэр. Рисование деревьев. Методика А. Ф. Конева. Методика Ли Эймиса

4

1

3

18

Живопись. Методика последовательности изображения травы, цветов, ветвей деревьев и кустарников.

5

1

4

19

Изображение животных. Методики А. Ф. Конева, Ли Эймиса, А. В. Размысловой.

7

1,5

5,5

20

Изображение живописных животных и птиц на основе искусства геральдики. Копирование образцов.

3

0,5

2,5

21

Подготовка творческих работ к итоговой выставке.

3

-

3

ИТОГО

68

15,5

53,5



Список литературы.

Для педагога.

  1. Беда Г.В. Живопись: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с., ил.

  2. Буйнов А.Н., Смирнов Г.Б. Перспективные сведения о перспективе. /Под ред. К.Ф. Юона. - Профиздат, 1955, 387 с.

  3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе М.: "Школа-Пресс", 1994, 287 с.

  4. Изобразительное искусство в школе: Журнал

  5. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983, 354 с.

  6. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом: Искусство шрифта: Учебно - метод. пособие. /Авт. сост. А.С. Мищенко, Ю.В. Полуянова, Г.А. Поровская. - НовГУ, 2006. - 36 с.

  7. Программы. Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы. - М

  8. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учебно-метод. пособие для студ. - М.: Просвещение, 1988. - 249 с.

  9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - М., 1996. - 78 с.

  10. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учеб.- метод. пособие для студ.- заочн. ХГФ. - М.: Просвещение, 1980. - 231 с.

Для учащихся.

  1. Краснов Н.В. Беседы по искусстве в средней школе - М.: Искусство, 1970, 154 с.

  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Ч 1. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996, 80 с.

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Ч 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996, 96 с

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Ч 4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1996, 95 с.

  5. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. - М.:Педагогика, 1983, 153 с.



© 2010-2022