Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

МБОУ ДОД «Дом детского творчества№4»         Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»             Разработчик:                                                   Мягких Лариса Викторовна,                                                педагог дополнительного образования                 г. Новокузнецк 2014   МАСТЕР-КЛАСС «УРАЛО-СИБИРСКИЕ МОТИВЫ» Цели и задачи: 1.  Обучающие навыки: овладение основными приёмами кистевой  росписи, формировать умения пользоваться кистью при выполнении мазка. 2. Развивающие: учить мыслить, фантазировать, пробуждать добрые чувства, развивать художественный вкус. 3.  Воспитательные: эстетическое восприятие, общение. Инструменты: 1.   Нейлоновые кисти: плоская № 8-12, № 3-4, беличьи или колонковые № 1-2. 2.   Палитра из стекла размером... Задание 2.2. Листья. Как и в предыдущем приеме, мы будем использовать тенёжку, но здесь она расположена от середины до конца листа. Правила построения: 1. Для того чтобы облегчить задачу нарисуем пунктиром форму листа и разделим его осью по середине. 2.  Набираем двухцветный мазок (зелено-желтый или зелено-белый) и начинаем наносить мазки от осевой линии к нарисованному контуру, при этом светлая сторона мазка должна быть с краю листика. Конец мазка мы слегка закругляем. Следующий мазок наносим ... Задание 2.3. Лилии. 1. Рисуем тенежку и цветоножку кистью № 10, набираем бело-охристый двухцветный мазок 2. Принцип построения тот же, что у ромашки, отличие состоит в наложении мазков, они получаются сдвоенные 3. В центре цветка выкручиваем сердцевину овальной формы (кис. №3) 4. Коричневой или черной краской рисуем тычинки (кис. № l) 5. Выполняем привязку: тонкой кистью прорисовываем стебельки и травки, смягчая переход между цветком и фоном. Задание 2. 4. Пион. Двойной двухцветный мазок. 1. Наносим тенёжку более темным цветом чем предполагаемый цветок. 2. Набираем двухцветный мазок на плоскую широкую кисть и двойными, как бы заостренными мазками, в направлении от центра, прописываем первый ярус лепестков. Сначала одну половину. Вновь набираем краску на кисть и прописываем вторую половину первого яруса. 3. Набираем краску для второго яруса лепестков, при этом мазок должен быть светлее, чем на первом ярусе лепестков. Пишем лепестки ... Задание 2.5. Pозa. Правила выполнения двухъярусных цветов. Форма цветка и мазков такая же как у шиповника, отличие состоит в написании дополнительных ярусов лепестков. Первый ярус лепестков пишем так же как шиповник. Для второго набираем краску, при этом мазок должен быть светлее, чем на первом ярусе лепестков. В той же последовательности прописываем второй ярус лепестков. Третий и последующие ярусы прописываем выше центра, ближе к заднему плану. Мазки последних ярусов (центра цветка) должны быт... Задание 2.6. Травка. Разновидности дополнительных элементов росписи. Травками связывают букет с фоном тоненькими завитками из «усиков» и трав, которая собирает композицию в одно целое и создает постепенный линейно-графический и тональный переход от живописи к фону. Травки разнообразны по форме, стилю и способу написания: это и хвоя, и папоротник, и различные колосья и злаки и т.д. Обычную травку пишут так: Поставьте кончик кисти на бумагу и медленно двигайте кисть к себе, постепенно прижимая ее ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме:

Формирование нравственных качеств учащихся в процессе овладения навыками хохломской росписи

Цель мастер-класса:

Формирование представлений о значении хохломской росписи в формировании нравственных качеств учащихся.

Оборудование и материалы:

  1. Интерактивная доска.

  2. Презентация: «Золотая хохлома».

  1. Цветная бумага (красная, жёлтая, чёрная), белый лист бумаги, клей, ножницы, кисти разных размеров, ватные палочки, краска (красная, жёлтая, чёрная), баночка для воды, клеёнка.

Ход мастер-класса

1. Вступление

«…Нет и не может быть школы без воспитания,

без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной способной отдавать себя ближнему,

нашему народу и нашему Отечеству...»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Алексий Второй

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» позволяет решать эту задачу на протяжении всего школьного курса обучения изобразительному искусству.

Программа пятого класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства. Год углубленного изучения декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения. Он начинается с народного-крестьянского-прикладного искусства.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

2. Теоретическая часть

Сегодня мы поговорим о русском народном искусстве. И начнём с «Золотой хохломы».

В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки (слайд №7, 8, ).

Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" - это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась "верховая" роспись, т.к. роспись "под фон" более сложная (слайд №9).

Изображения хохломской росписи (слайд №10).

Узоры из цветов, трав и ягод (слайд №11).

Орнамент - «травка» (слайд №12).

Среди кустиков травки художники помещают ягодки, цветы, птиц и рыбок (слайд №13).

Вы, вероятно, уже обратили внимание на главную особенность хохломской росписи: художник никогда не вычерчивает заранее чётких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью. Поэтому все линии в росписях, выполненные без предварительного рисунка,- это красочные мазки, они легки и подвижны.

Эта роспись непосредственно от руки кистью и родила кудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев. Нужно очень большое мастерство, точность руки и глаза для того, чтобы тонкой кисточкой провести эти изящные линии и прожилки, написать иногда очень сложные по рисунку узоры. Поэтому в работах учеников часто встречаются смазанные и неровные края, некоторая неловкость изгибов. Чтобы добиться точности линии, они рисуют вначале на кусочке стекла: на нём легче исправить работу, стерев неудавшуюся.

Но хохломские мастера работают не только кистью. Посмотрите внимательно на орнамент "дождевик" - частые звёздочки-ромашки, расположенные по кругу. Он нанесён на изделие трафаретом (слайд №15).
Трафаретом, или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть всегда один и тот же узор. Этот узор вырезан на печатающей поверхности штампика, сделанного из дерева или фетра.
"Тычком", или "ляпушкой" называют хохломские художники кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб-дождевик. Обмакнув "тычок" в краску, наносят горошины-ягоды, основу цветка, прозрачные спиральки (слайд №16).

В старинных изделиях трафаретом оттискивали квадратики, ромбики и другие геометрические фигуры. Штампик был незаменим тогда, когда за короткое время надо было расписать очень много изделий.
Наиболее распространенный трафаретный орнамент "дождевик" помещают обычно на внутренней поверхности ложек, которых в старину делали особенно много.

Теперь вы знаете технические приемы хохломской росписи - рисунок от руки кистью и трафаретный рисунок. Выполняются они масляной краской.
Современные художники очень часто на выставках показывают своё мастерство, сам процесс работы, на глазах у восхищённых зрителей расписывая предметы (слайд №17-19).

3. Практическая часть урока.

План выполнения задания.

  1. Вырезать с использованием трафарета из цветной бумаги предмет посуды.

  2. Наклеить предмет на основу (белый лист бумаги).

  3. Расписать предмет по своему усмотрению, используя необходимые для этого краски (красную, жёлтую, чёрную можно зелёную).

План анализа работ:

1. Молодцы, каждый из Вас выбрал для себя более интересную форму посуды, кто-то изящную и хрупкую, а кто-то массивную и надежную.

2. Затем создали композиционный фоновой контекст, или можно еще сказать паспарту для нашей декоративной работы.

3. И, что же у нас вышло, посмотрите, какие великолепные изделия получились у Вас. Вы действительно настоящие мастера. Сегодня мы вспомнили о нравственно - эстетическом отношении к миру, любви к Родине, её истории и культуре.

И хочется в закреплении нашего мастер-класса раздать Вам методику «Репка или какие качества я в себе вырастил?»1 Автор: Н. И. Дереклеева, она позволит определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение урока.

Методика «Репка или какие качества я в себе вырастил?»2 Автор: Н. И. Дереклеева

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение урока.

Возраст: младший и средний школьный возраст.

1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже (поставь знак «-»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение и упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу;

м) умение организовывать свой труд (организованность);

н) умение беречь время;

о) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

п) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

р) чуткость и отзывчивость к людям;

с) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

т) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

у) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

4. Рефлексия

Задание. А для того чтобы краше почувствовать нежность хохломы, я предлагаю составить старинный предмет быта из заготовленных деталей (крепиться на доску), написав на заголовке свое пожелание учителю-мастеру.

5. Итог мастер-класса

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.

Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия «малой» Родины школьника - его дом, семья, двор, школа.

"Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!"


Примечание. Для закрепления овладений навыками хохломской росписи раздаются инструкционные карты индивидуально под четверостишье «Большое спасибо Хохлома!

Литература

  1. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.

  2. Википедия - свободная энциклопедия.

  3. Большая советская энциклопедия.

  4. Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 - 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.

  5. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90

  6. Н. Бедник "Хохлома".

Приложение

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узоры из трав и ягод

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узоры «Травка»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узор «Пряник»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узор «Кудрины»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узор из трав, цветов и рыбок

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узор «Дождевик»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Мастер-класс для родительской общественности «Легкость Урало-Сибирской росписи»

Узор, выполненный с помощью «ляпушки».

1 Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова .- М. : Сфера, 2000.- С.68-70.

2 Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова .- М. : Сфера, 2000.- С.68-70.


© 2010-2022