Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа».



План - конспект

Открытого урока.


Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»



Предмет: История искусств.



Преподаватель: Трифонова Ольга Владимировна.






г. Тулун

2008г.


Урок «Керамика Древней Греции. Вазопись».

Цель:

  • Сформировать у учащихся представление о формах античных сосудов и технологии их изготовления и дать понятия стилистических особенностей росписи античных сосудов.

  • Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

  • Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, продолжить формирование познавательного интереса к истории Древней Греции

Оборудование и материалы:

  1. Компьютер, проектор, доска

  2. Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.

  3. Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги "Что я видел в Эрмитаже", Валерия Брюсова "Античные вазы".

Тип урока: комбинированный.


Задачи урока:

1.Знакомство с античной керамикой и технологией изготовления сосудов.
2.Углубление знаний о культуре древнегреческого общества.
1.Знакомство со стилями росписи античной керамикой и видами древних орнаментов.
2.Углубление знаний о духовных особенностях культуры древнегреческого общества.

Схема урока:

  1. Познакомить учащихся с различными формами античных сосудов.

  2. Знакомство с процессом изготовления керамического изделия.

  3. Познакомить учащихся с различными стилями росписи античных сосудов.

  4. Познакомить ребят с символическим значением древнегреческих орнаментов.

  5. Знакомство с процессом росписи керамического изделия.


Ход урока:

Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)

Беседа.

Продолжаем путешествие по Древней Греции. И сегодня нас интересует Афины а точней один из районов города - Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово "керамика". Керамика - (от греч. keramikos - глиняный, гончарный), изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали. Такие изделия высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почетом.

Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова "Античные вазы".

Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно - неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо - нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все - живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира - немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

1916 -1917 гг.

Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Приоткроем завесу времени и посмотрим на частичку древнегреческого базара ваз.

Выставка ваз (слайды)

Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Согласно мифу о сотворении мира повествующим, о том, как Бог Прометей стал месить глину, придал ей форму по образу и подобию своему, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу, она была покровительницей гончаров.

Гончар был подобно богу, лепя вазы, вдыхал в них свою душу.

В Древней Греции сложились три способа изготовления керамических сосудов.
- Самый древний способ - лепка сосуда вручную.

Сосуды лепили из жгутиков.

Или с помощью верёвочного каркаса, внутри или снаружи обмазанного глиной.

- Позже появляется гончарный круг. Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н. э. . Начиная с VIII в. до н. э., по мере отделения ремесла от земледелия, гончарное производство распространяется по всем греческим городам. Но всегда существовали центры, которые задавали тон и моду.

- Ещё позже появляются изделия, изготовленные по форме, в Древнем Риме формовка изделий занимает ведущее место.


Что за тем нужно было сделать с керамическим сосудом?

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая русская загадка: " Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал".

О чем говорится в загадке? (ваши варианты)

"копанцы" - ямы, где добывали глину. Найти нужную глину это совсем непростое дело. Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км. от Афин со дна реки Кефис, а в Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок.

"Топанцы" - место, где глину хорошо разминали. А далее гончарный круг - "кружало", затем - "пожар", т. е. Обжиг. Последней стадией обработки был "обвар" - погружение изделия в жидкость (ржаной, овсяной квасной и другие отвары).

- Как горшок людей кормил объяснять не надо, а зачем его в старости пеленали? (Даже треснувшие горшки не выбрасывали, их обматывали лентами распаренной бересты, и они еще долго могли служить).

Греческая печь для обжига состояла из двух отделений: топки и камеры обжига, отделённой стенкой с отверстиями, чтобы копоть не садилась на сосуды. Температура в печи была от 800 до 960 градусов!! Её регулировал с помощью воздуходувных мехов. Большинство печей были высотой до 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.

При изучений форм греческих ваз мы с вами познакомимся лишь с несколькими основными сосудами, а на самом деле их существует более сотни.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Самый распространённый греческий сосуд - амфора.

Амфора - с узким горлом с двумя, как правило, вертикальными ручками, в них просовывались две деревянных палки и носили её вдвоем, если амфора была большая и тяжелая. В амфоры наливали вино, оливковое масла и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Рассмотрите рисунок, приведенный ниже:

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

  1. канфар - сосуд для вина в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

  2. ойнохоя - кувшин для воды или вина.

  3. кратер - в форме чашечки цветка сосуд с широким горлом на устойчивой подставке служил для смешивания вина с водой во время пира. Для охлаждения разбавленного вина в кратеры ставили псиктер (сосуд для охлаждения вина) наполненный холодной водой сосуд с полой ножкой.

  4. гидрия - имеющая устойчивое основание и три ручки (две - чтобы поднимать, а третья - чтобы наливать), предназначалась для переноса и разлива воды, во время пиршеств.

  5. лекиф - сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд, использовался в похоронном церемониале.

  6. скифос - большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски». Он имел большие ручки, чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удержать их.

  7. киаф - черпак для разбавленного вина.

  8. килик - самая распространённая чаша для питья вина широкая чаша которая имела тонкую, удобную для охвата рукой ножку и две горизонтальные ручки.

  9. пелика - сосуд для хранения.

Пифос (бочка) - (греч. píthos), большой глиняный сосуд, применявшийся в крито-микенскую и античную эпоху для хранения зерна и др. хозяйственных припасов. Пифосы имели яйцевидную форму и в высоту достигали 1,5-2 м. Греческие пифосы были лишены декора. Обычно их врывали в землю и сверху акрывали каменной или глиняной крышкой.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Псиктер - сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

алабастр (вытянутый сосуд, подобный лекифу)- обычно этот сосуд изготавливался из минерала алебастра, но часто из глины. Они имел продолговатую, закругленную книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали при хранении. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Пиксид - круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Учащимся раздаются карточки с основными формами греческих сосудов.


Работа со схемой (Рисунок №1)

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп - жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар - царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»


Вернёмся снова к амфоре. У амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка - горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. В Древней Греции, для древнего грека амфора - это человек. Мало того, греки считали, что амфора - это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили так: скалывается стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находится в утробе матери, укладывается в амфору и хоронится прямо в подвале дома. Стало быть, для греков амфора служила символом материнской утробы. В древних захоронениях костяки взрослых людей обнаружены в глиняных бочках - пифосах. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора или лекиф с отбитой ножкой или дном. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом которая проникает к умершему в подземный мир - «кормили» покойников. Так что амфора - это надгробный памятник. Стало быть, амфора - это знак материнской утробы, в то же время это еще и гроб, в них хоронят.

Мы с вами рассмотрели, что древняя посуда насыщена духовным содержанием.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов - все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

О развитии живописи Древней Греции можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11-10 вв. до н. э. На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину - сюжетную роспись.

Греческие орнаменты (Дети в тетради записывают их названия)

Орнаментом украшали менее важные части вазы - ножку и горлышко.

Например, такой вот орнамент, называется "Пальметта"- стилизованное изображение пальмового листа:

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Этот орнамент был заимствован греками, это шумерский орнамент, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и "пальметта" стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они появляются на коньке древнегреческих храмов.

Очень распространен был меандр "Меандр" - это название реки во Фракии - узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. По сходству с рекой был назван орнамент, так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

Когда мы смотрим на амфору, то она омывается по кругу этим самым Меандром. То есть, амфора - это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная Меандром. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда, либо обрамляли им тулово.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

А затем появился и волнообразный орнамент который также любили греки изображать

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

бутон лотоса

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

А ножку амфоры часто покрывает зубчатый орнамент, он называется "Реверсо" Это знак чашелистика цветка. У цветка внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. Амфора - это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. То есть это знак плодоносящей природы.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»


Еще один орнамент, называется "Турецкая плетенка"

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»


Этот орнамент, пожалуй, самый древний из всех перечисленных. Этот орнамент придает прочность изделию. Пока посуду из глины не научились обжигать, чтобы она не разваливалась, делали каркас для нее, плели корзиночку, а сверху облепляли глиной. Глина на каркасе держится очень хорошо. Когда керамику научились обжигать, воспоминание о том, что переплетение прутиков придавало прочность изделию, осталось, поэтому на посуде уже обжигаемой, стали эти прутики, прежде просвечивающие сквозь глину, рисовать, и до сих пор рисуют.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Рассмотрим ещё «Солярные орнаменты» - изображение Солнца. Это - знак солнечного колеса, свастика. Бывает правосторонняя свастика и левосторонняя. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае - лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. В зависимости от того, как нарисована свастика, она имеет различное значение. Это древнейший тип солнечного орнамента.

Часто на вазе можно увидеть изображение «Человеческого глаза» Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

(рассмотрите килик на рисунке ) или «голову Горгоны с высунутым языком». Это - оберег. Этот нарисованный глаз или голова Горгоны оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом.

Теперь рассмотрим существовавшие стили росписи сосудов.

Принято выделять четыре стиля вазописи (рассмотрим рисунки, запишем в тетради):
1-й геометрический стиль В IX - VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. В этот период и появляется излюбленный греческий орнамент - меандр - узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками, возможно, имел какой-то магический смысл. (Рисунок 4, 5,6) Позже, в VIII веке до н. э. В абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя. (Рисунок 2, 3)

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»4 Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»5

6Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»2Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»3

2-й ковровый стиль В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. Ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.

3-й чернофигурный стиль Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком, по которому потом резцом прорабатывал детали. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Появляются талантливые мастера (Экзекий - автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости;

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза "Франсуа" (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

4 -й краснофигурный стиль.

Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др. ), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Закрепление пройденного материала.

Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? (Об этом нам рассказали греческие вазы).

Название вазописи

Характерные особенности стиля

Геометрический стиль

IX - VIII вв. до н. э.

Орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников, окружностей и греческий орнамент - меандр. Орнамент располагался горизонтальными полосками. Позже стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных

Ковровый стиль

VII - VI вв. до н. э.

Восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд,

особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

Чернофигурный стиль

VI - V вв. до н. э.

Это светлый (красный) фон и черные изображения. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком, по которому потом резцом прорабатывал детали. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. Отличается декоративностью и силуэтностью.

Краснофигурный стиль

V - IV вв. до н. э.

На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией.

Итог урока.

Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. Сосуд постепенно становился отражением реальной жизни. То есть ваза - это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к стихотворению

О. А. Таратутин. Античные вазы

(из сборника «Что я видел в Эрмитаже»)

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы.

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись… И может быть, час

никак не могли оторваться от ваз.

. . . То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

... Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей подающий советы.

А это - кентавры…

А это… А это….

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Домашнее задание: роспись ваз (Подумать, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) Выполнить домашнее задание).

Заключение

В итоге мы получим мини-музей детских работ на тему «Древнегреческая керамика».

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Я вас всех благодарю! Спасибо.

© 2010-2022