Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сукромленская средняя общеобразовательная школа им.М.Н.Виноградова

Торжокского района Тверской области




РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

Протокол № ____ от _____________ 2015г.

Руководитель МО _______/___________

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ Сукромленской СОШ

_________ _____Н.Г.Зиновьева /

«____» _______________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ Сукромленская СОШ

___________ ______С.Г.Чурикова

приказ № ___от «___»____________2015 г

Рабочая программа

курса ИЗО 9 класс


Учитель: Максимова Татьяна Николаевна



2015 - 2016 учебный год





Пояснительная записка.


Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского

( 1- 9 классы).- Москва: Просвещение, 2013.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана МБОУ Сукромленской СОШ» на 2015- 2016 учебный год. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе -17 часов, из расчета 0,5 ч. в неделю.


Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 9 классе представляет собой расширение курса визуально- пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами ( кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран- движущая картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий ( телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных , декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе лишь после прохождения «первоискуств».

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся в синтетическими видами искусства, является то, что многие ученики ( а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развивается( а иногда и портится).

Цель курса изобразительного искусства в 9 классе:

помочь учащимся получить представления:

-о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,

-о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.

Учащиеся должны:

- освоить элементарную азбуку фотографирования,

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в съемочной фотопрактике.

-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа,

- осознать технологическую цепочку производства видеофильма.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Содержание программы.

Изобразительное творчество и синтетические искусства ( кино, театр, телевидение)- 14 часов.

.

Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание учащихся необходимо сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно- графических выразительных средств ( линия, тон, цвет т.д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос прежде всего на примере театра и кино, т.е. спектакля и фильма. ( Прослеживается взаимосвязь между изображением ив живописи и в экранных произведениях- изобразительными по совей визуальной художественной природе.)

Несколько уроков посвящены фотографии. Фотография рассматривается как художественно- документальное произведение.. на примере искусства фотографии исследуется общее в художественно- творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно жанру фотографии.

Азбука экранного искусства- 3 часов.

Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе.

Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно- проекционных технологий. Кино- это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино- пространственно- временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно- образной природы, когда впечатление соединяется от соединения мозаики кадров и звука. Кино- синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение.

Монтаж- специфика экранного искусства и его образности. Условность времени в фильме.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фрагменты фильмов, комплект уроков ИЗО в 9 классе, шедевров русского и зарубежного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной , временной композиции и понимание ее принципов,

- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах,

- формирование художественно- творческой активности.

Учащиеся должны:

- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения,

- развивать навыки создания собственных композиционных работ,

- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства,

- познакомиться с элементарной азбукой фотографирования,

- уметь анализировать фотопроизведение,

- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.

Методическое обеспечение уроков.

  1. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.

  2. Фрагменты фильмов Г.Козинцева, А. Тарковского, Н.Михалкова, Д. Вертова.

  3. Фрагменты фильмов У.Диснея.

  4. С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.

  5. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.

  6. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.

  7. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.

  8. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.

  9. Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.

  10. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.

  11. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.

  12. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.

  13. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.

  14. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.

  15. А.Ф Шембель. Основы рисунка. -М.: Высшая школа, 1994.

16. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. - М.; «ТЦ Сфера», 2002.

17. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-

кусству . - М.; Просвещение,2006.

Тематическое планирование по ИЗО 9 класс на 2015 - 2016 учебный год




Тема


Тип урока

Художественные материалы

Зрительный ряд

Практическая работа

Домашнее задание

Дата

1

Синтез искусств. ТБ на уроке ИЗО

2ч.

Изучение нового материала

Тетрадь по искусству

Книги, журналы, фотографии видеоклипы, сценографии спектаклей, интерьеры зданий, фрагменты фильмов.

Беседа, просмотр презентации, запись в тетрадь искусства.

Подготовить сообщения и презентации по теме «Художники театра»


2

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра

2ч.

Изучение нового материала

Бумага, гуашь.

Афиши, изображения костюмов, грима театральных и киноактеров

Сообщения и презентации уч-ся по данной теме. Создание эскиза костюма и грима персонажа.

Подобрать иллюстративный материал





3

Сценография

1ч.

Изучение нового материала

Цветная бумага, картон, гуашь,

Афиши, изображения декораций к спектаклям

Создание эскиза макета декорации

Подобрать иллюстративный материал


4

Театр кукол

1ч.

Изучение нового материала

Бумага, гуашь.

Видеофильмы с кукольным спектаклем

Создание эскиза кукольного спектакля или создание кукольного персонажа

Подготовить сообщения и презентации по теме «Развитие фотографии. Фотохудожники»


5

Фотография - расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

1ч.

Изучение нового материала

Тетрадь по искусству

Демонстрация съемочных аппаратов и их изображений.

Беседа, просмотр презентаций по теме, запись в тетрадь искусства.

Подобрать иллюстративный материал


6

Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.

1ч.

Комбинированный урок

Фотоаппарат, тетрадь по искусству

Фотоработы известных мастеров

Создание фотоколлажа, художественной фотографии.

Подготовить сообщения по теме «Современная съемочная техника»



Контрольная работа (тест -20 мин) по теме «Синтез искусств»



Тестовая работа по теме «синтез искусств»

7

Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества ХХI века.

1ч.

Комбинированный урок

Тетрадь по искусству

Фотоработы известных мастеров

Информационные сообщения или краткие реферативные резюме во время проведения круглого стола «Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества ХХI века»

Подборка коллекций «Мой фотоальбом»


8

Освоение элементарных азов съемочного процесса.

1ч.

Изучение нового материала

Фото

аппарат

Фотоработы известных мастеров

Освоение элементарных азов съемочного процесса. Лекция

Подборка коллекций «Мой фотоальбом»


9

Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом», а также их обсуждение и анализ.

1ч.

Изучение нового материала

Фото

аппарат

Работы учащихся

Обсуждение, анализ работ учащихся

Подборка коллекций «Мой фотоальбом»


10

Фотосъемка натюрморта, пейзажа, портрета.

2ч.

Изучение нового материала

Фото

аппарат

Натурные постановки, фотоработы известных мастеров

Фотосъемка натюрморта, пейзажа, портрета: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и т.д.

Подборка коллекций «Мой фотоальбом»


11

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

1ч.

Изучение нового материала

Тетрадь по искусству

Фрагменты фильмов Эйзенштейна

Анализ искусства монтажа по фильмам С.Эйзенштейна

Подобрать материал по известной сказке или рассказу


12

Азбука экранного искусства

1ч.

Изучение нового материала

Тетрадь по искусству

Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов

Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа

Подобрать иллюстративный материал






13

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры.

1ч.

Изучение нового материала

Тетрадь по искусству

Презентация по теме урока

Изучение языка трех групп пластических искусств, национальная, историческая, региональная специфика этих искусств

Подготовить сообщения, презентации по данной теме


14

Контрольная работа Вечные темы искусства.

1ч.

Обобщение темы

Тетрадь по искусству

Презентации учащихся

Просмотр и обсуждение презентаций учащихся.

Посещение музея изобразительных искусств, краеведческого музея.




17ч








© 2010-2022