Урок-размышление в технике монотипия, цветовой колорит, артрелаксация (1-5 кл)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок-размышление о добре и зле

Композиция в живописи: колорит, цветовая гамма (холодная, теплая), цветовая палитра.

Цель: − расширить знания о технике монотипии, формировать понятие о цвете как средстве выразительности живописи, теплая и холодная гамма, контрастные цвета;

− развивать умения и навыки применения основных правил цветоведения, основ контраста и использования цвета;

− формировать эстетический вкус, активизировать творческую инициативу;

− воспитывать любовь к окружающему миру, умение видеть доброе и совершать добрые поступки, способность воспринимать художественные образы через зону чувств добра и зла, интерес к изобразительному искусству.

Оборудование: для учащихся: заготовки для цветов, краски, кисти

для учителя: цветовой круг, наглядности для урока,

презентация

Тип урока: комбинированный, урок-размышление с элементами практических навыков

Ход урока:

1. Организация класса

2. Актуализация опорных знаний

Различные приветствия

− Приветствую вас, ученики!

− Здравствуйте, друзья мои! Приветствую вас!

− Чувствуете, каким холодом повеяло от первого приветствия и как чуть-чуть растопило этот холод приветствие второе. Холод и тепло. Ночь и день. Зло и добро. Тема Добра и Зла волновала людей с давних времен до сегодняшнего дня…

3. Объявление темы урока.

Меня зовут Мария Эдуардовна, я учитель изобразительного искусства гимназии №1, и сегодня мы с вами поразмышляем над этими понятиями и попробуем свои мысли и эмоции передать при помощи красок.

4. Мотивация учебной деятельности

Беседа

− Вы, конечно, знаете, что каждый художник пользуется цветовой палитрой.

Давайте попробуем дать ей определение. (Подвести учащихся к таким емким мыслеобразам, как радуга красок, возможность нарисовать чудо, нарисовать все, что хочется).

− Как вы чувствуете, можно ли при помощи цветовой палитры нарисовать добро?

− Покажите, как можно выразить доброе отношение!

− А вы знаете, что Добро − это 5 буква старославянской азбуки (аз, буки, веди, глаголь, добро).

Добро − это основа светлых слов:

− доброжелательность

− доброта

− добродушие

− добросовестность

Антоним к слову добро − зло.

Такие слова:

− злословие

− зловредный

− злоумышленник

− злопыхатель

− Возьмитесь за руки и попробуйте изобразить добрую линию, произнося добрые слова.

− А как будет выглядеть злая линия?

Тема Добра отражена в пословицах и поговорках разных народов:

Добра желаешь - добро и делай (Слово не должно расходиться с делом).

Добро того учить, кто слушает (Будь внимательным к добрым людям и они научат тебя добру).

− А можно ли научить добру и кто наш первый учитель?

Презентация

Мама наш первый учитель. Добро впервые входит в нашу жизнь в раннем детстве вместе со сказками, которые нам рассказывает наша мама. Мама у нас всегда олицетворяет добро.

В сказках добро и зло часто соперничают и даже враждуют друг с другом.

Но в финале добро всегда побеждает зло. Как вы думаете, почему?

5. Изучение нового материала

− А сейчас я вам расскажу сказку.

В одном далеком царстве-государстве под названием Цветовая Палитра жила-была птица Добрянка, оперение которой переливалось всеми цветами радуги. Узнала она, что существует волшебный сад с прекрасными цветами, которые дарят доброту и любовь. Кружила она над землей день и ночь в надежде найти его. И вот однажды, пролетая мимо одного сада, сердце ее замерло: в нем рос прекрасный цветок. Спустилась птица вниз, огляделась. И тут увидела, что все остальные цветы серые и безликие.

− Что случилось с цветами? − спросила она.

− Мы росли в волшебном саду, но серый Колдун наслал на нас злые чары, спасся только я один, потому что спрятался под лопухом. А расколдовать нас может только Птица с добрым сердцем, которая знает все цвета Художественной палитры.

− Я как раз прилетела из этого царства!!!

− Тогда я дам тебе подсказку! Все цвета можно вычислить по волшебной формуле, которая начинается со слов: КАЖДЫЙ ОХОТНИК…

− Ребята, а вы случайно не знаете эту формулу?

− Что обозначают слова в этой формуле?

Добрянка предлагает совершить вместе с ней путешествие по волшебному саду и расколдовать его.

Мы пойдем по дороге добра и соберем на нашу волшебную палитру все цвета радуги: теплые, которые согреют любовью наш сад и холодные, которые подарят спокойствие и влагу!

− Ну что, в путь?

Тогда садитесь удобнее, расслабьтесь, кто хочет, закройте глаза и мысленным взором следите за Добрянкой. Вот она подлетела к саду, огляделась.

Арт-релакс, в ходе которого создается мыслеобраз Художественной палитры, на которой располагаются цвета: теплые и холодные. Ученики учатся дарить свою доброту и любовь окружающему миру.

− Кто хочет поделиться впечатлениями и рассказать, какие цвета появились на его палитре?

Давайте мысленно пошлем слова благодарности волшебной птице Добрянке и попросим ее принести из волшебного сада цветок, который будет символом Художественной палитры.

Анимация

− На что похож этот цветок? (Цветик-семицветик)

− А вы помните, какая особенность была у этого цветка?

− Назовите цвет каждого лепестка.

− Сейчас я буду называть слова, а вы мне скажите, с каким цветом они у вас связаны: мокрая трава, огонь, ягоды, солнце, море, слива, апельсин, мак.

− Покажите на цветке, какие теплые цвета встретились нам в волшебном саду.

− А какие холодные? Покажите их.

− Как вы чувствуете, какой из этих цветков в теплой гамме, а какой в холодной.

Сейчас мы с вами создадим свой волшебный сад, наполнив его добротой и светом, в котором каждый цветок будет в теплой или холодной гамме. Для этого представим себе, как они вырастут.

Физминутка музыка

6. Практическая работа

Посмотрите на этот цветок. У него одинаковая правая и левая сторона. Это называется симметрия. В природе много симметричного. Это фигура человека или животного, насекомые, цветы и листья. Симметрия придает изображению законченный вид и создает ощущение покоя, неподвижности, т.к. фигура в движении уже не будет симметричной.

Т.к. цветок симметричен, мы можем выполнить его в технике монотипии.

Монотипия − это отпечаток, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Он каждый раз разный.

Одну половинку цветка нарисуем, а вторую отпечатаем.

Этапы выполнения работы:

  1. Согните заготовку пополам, линия сгиба будет осью симметрии.

  2. Используйте два-три теплых или холодных цвета для изготовления лепестков цветка поэтапно. При помощи цветовых пятен нанесите одну краску на цветок. Сложите лист, прогладьте. Нанесите следующую краску. И так до тех пор, пока поверхность цветка не заполнится.

  3. Нарисуйте детали: серединку цветка, тычинки.

  4. Рисуя цветок, мысленно говорите ему добрые слова:

− Пусть для тебя всегда светит солнце.

− Ты самый добрый.

− Будь всегда счастливым.

− Пусть у тебя все будет хорошо.

− Будь нежным.

− Пусть всегда от тебя исходит душевное тепло.

7. Завершение урока

Теперь у нас в классе есть волшебная поляна с прекрасными цветами.

И наше занятие, как сказка, имеет хороший добрый конец. Добрый конец любому делу венец.

Но самое главное, что каждый из вас стал волшебником и научился делать добро. Ведь когда делишься добром, его не становится меньше. Давайте поделимся добрыми чувствами с другими. Возьмите по цветку и подарите нашим гостям с добрыми словами и пожеланиями, которые вы сегодня смогли прочувствовать по-новому.

© 2010-2022