- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок-размышление в технике монотипия, цветовой колорит, артрелаксация (1-5 кл)
Урок-размышление в технике монотипия, цветовой колорит, артрелаксация (1-5 кл)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Россол-Завалейкова М.Э. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Урок-размышление о добре и зле
Композиция в живописи: колорит, цветовая гамма (холодная, теплая), цветовая палитра.
Цель: − расширить знания о технике монотипии, формировать понятие о цвете как средстве выразительности живописи, теплая и холодная гамма, контрастные цвета;
− развивать умения и навыки применения основных правил цветоведения, основ контраста и использования цвета;
− формировать эстетический вкус, активизировать творческую инициативу;
− воспитывать любовь к окружающему миру, умение видеть доброе и совершать добрые поступки, способность воспринимать художественные образы через зону чувств добра и зла, интерес к изобразительному искусству.
Оборудование: для учащихся: заготовки для цветов, краски, кисти
для учителя: цветовой круг, наглядности для урока,
презентация
Тип урока: комбинированный, урок-размышление с элементами практических навыков
Ход урока:
1. Организация класса
2. Актуализация опорных знаний
Различные приветствия
− Приветствую вас, ученики!
− Здравствуйте, друзья мои! Приветствую вас!
− Чувствуете, каким холодом повеяло от первого приветствия и как чуть-чуть растопило этот холод приветствие второе. Холод и тепло. Ночь и день. Зло и добро. Тема Добра и Зла волновала людей с давних времен до сегодняшнего дня…
3. Объявление темы урока.
Меня зовут Мария Эдуардовна, я учитель изобразительного искусства гимназии №1, и сегодня мы с вами поразмышляем над этими понятиями и попробуем свои мысли и эмоции передать при помощи красок.
4. Мотивация учебной деятельности
Беседа
− Вы, конечно, знаете, что каждый художник пользуется цветовой палитрой.
Давайте попробуем дать ей определение. (Подвести учащихся к таким емким мыслеобразам, как радуга красок, возможность нарисовать чудо, нарисовать все, что хочется).
− Как вы чувствуете, можно ли при помощи цветовой палитры нарисовать добро?
− Покажите, как можно выразить доброе отношение!
− А вы знаете, что Добро − это 5 буква старославянской азбуки (аз, буки, веди, глаголь, добро).
Добро − это основа светлых слов:
− доброжелательность
− доброта
− добродушие
− добросовестность
Антоним к слову добро − зло.
Такие слова:
− злословие
− зловредный
− злоумышленник
− злопыхатель
− Возьмитесь за руки и попробуйте изобразить добрую линию, произнося добрые слова.
− А как будет выглядеть злая линия?
Тема Добра отражена в пословицах и поговорках разных народов:
Добра желаешь - добро и делай (Слово не должно расходиться с делом).
Добро того учить, кто слушает (Будь внимательным к добрым людям и они научат тебя добру).
− А можно ли научить добру и кто наш первый учитель?
Презентация
Мама наш первый учитель. Добро впервые входит в нашу жизнь в раннем детстве вместе со сказками, которые нам рассказывает наша мама. Мама у нас всегда олицетворяет добро.
В сказках добро и зло часто соперничают и даже враждуют друг с другом.
Но в финале добро всегда побеждает зло. Как вы думаете, почему?
5. Изучение нового материала
− А сейчас я вам расскажу сказку.
В одном далеком царстве-государстве под названием Цветовая Палитра жила-была птица Добрянка, оперение которой переливалось всеми цветами радуги. Узнала она, что существует волшебный сад с прекрасными цветами, которые дарят доброту и любовь. Кружила она над землей день и ночь в надежде найти его. И вот однажды, пролетая мимо одного сада, сердце ее замерло: в нем рос прекрасный цветок. Спустилась птица вниз, огляделась. И тут увидела, что все остальные цветы серые и безликие.
− Что случилось с цветами? − спросила она.
− Мы росли в волшебном саду, но серый Колдун наслал на нас злые чары, спасся только я один, потому что спрятался под лопухом. А расколдовать нас может только Птица с добрым сердцем, которая знает все цвета Художественной палитры.
− Я как раз прилетела из этого царства!!!
− Тогда я дам тебе подсказку! Все цвета можно вычислить по волшебной формуле, которая начинается со слов: КАЖДЫЙ ОХОТНИК…
− Ребята, а вы случайно не знаете эту формулу?
− Что обозначают слова в этой формуле?
Добрянка предлагает совершить вместе с ней путешествие по волшебному саду и расколдовать его.
Мы пойдем по дороге добра и соберем на нашу волшебную палитру все цвета радуги: теплые, которые согреют любовью наш сад и холодные, которые подарят спокойствие и влагу!
− Ну что, в путь?
Тогда садитесь удобнее, расслабьтесь, кто хочет, закройте глаза и мысленным взором следите за Добрянкой. Вот она подлетела к саду, огляделась.
Арт-релакс, в ходе которого создается мыслеобраз Художественной палитры, на которой располагаются цвета: теплые и холодные. Ученики учатся дарить свою доброту и любовь окружающему миру.
− Кто хочет поделиться впечатлениями и рассказать, какие цвета появились на его палитре?
Давайте мысленно пошлем слова благодарности волшебной птице Добрянке и попросим ее принести из волшебного сада цветок, который будет символом Художественной палитры.
Анимация
− На что похож этот цветок? (Цветик-семицветик)
− А вы помните, какая особенность была у этого цветка?
− Назовите цвет каждого лепестка.
− Сейчас я буду называть слова, а вы мне скажите, с каким цветом они у вас связаны: мокрая трава, огонь, ягоды, солнце, море, слива, апельсин, мак.
− Покажите на цветке, какие теплые цвета встретились нам в волшебном саду.
− А какие холодные? Покажите их.
− Как вы чувствуете, какой из этих цветков в теплой гамме, а какой в холодной.
Сейчас мы с вами создадим свой волшебный сад, наполнив его добротой и светом, в котором каждый цветок будет в теплой или холодной гамме. Для этого представим себе, как они вырастут.
Физминутка музыка
6. Практическая работа
Посмотрите на этот цветок. У него одинаковая правая и левая сторона. Это называется симметрия. В природе много симметричного. Это фигура человека или животного, насекомые, цветы и листья. Симметрия придает изображению законченный вид и создает ощущение покоя, неподвижности, т.к. фигура в движении уже не будет симметричной.
Т.к. цветок симметричен, мы можем выполнить его в технике монотипии.
Монотипия − это отпечаток, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Он каждый раз разный.
Одну половинку цветка нарисуем, а вторую отпечатаем.
Этапы выполнения работы:
-
Согните заготовку пополам, линия сгиба будет осью симметрии.
-
Используйте два-три теплых или холодных цвета для изготовления лепестков цветка поэтапно. При помощи цветовых пятен нанесите одну краску на цветок. Сложите лист, прогладьте. Нанесите следующую краску. И так до тех пор, пока поверхность цветка не заполнится.
-
Нарисуйте детали: серединку цветка, тычинки.
-
Рисуя цветок, мысленно говорите ему добрые слова:
− Пусть для тебя всегда светит солнце.
− Ты самый добрый.
− Будь всегда счастливым.
− Пусть у тебя все будет хорошо.
− Будь нежным.
− Пусть всегда от тебя исходит душевное тепло.
7. Завершение урока
Теперь у нас в классе есть волшебная поляна с прекрасными цветами.
И наше занятие, как сказка, имеет хороший добрый конец. Добрый конец любому делу венец.
Но самое главное, что каждый из вас стал волшебником и научился делать добро. Ведь когда делишься добром, его не становится меньше. Давайте поделимся добрыми чувствами с другими. Возьмите по цветку и подарите нашим гостям с добрыми словами и пожеланиями, которые вы сегодня смогли прочувствовать по-новому.