Открытый урок по живописи на тему: «Цветовая гармония» (1 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУ ДО «Детская школа искусств №2»











Открытый урок по живописи в 1 классе на тему:

«Цветовая гармония»











Подготовила и провела:

преподаватель

художественного отделения

Никколова

Ирина Александровна



Г. Старый Оскол 2015 г.

«Цветовая гармония»

Предмет, класс: живопись, 1 класс.

Преподаватель: Никколова Ирина Александровна.

Дата урока: 15 апреля 2015 года.

Время исполнения: 45 минут.

Всего на заданную тему 6 часов.

Тема урока: «Цветовая гармония» Натюрморт.

Вид занятий: Живопись.

Форма организации деятельности: Индивидуальная.

Цель: Выполнить натюрморт несложной постановки.

Задачи:

1. Научить ставить и выполнять задачу тонального и цветового

решения в живописной постановке.

2. Способствовать развитию чувства цвета и тона через использование живописных приёмов.

3. Развитие у учащихся навыкам самоконтроля и самоанализа.

Оборудование для учащихся:

  1. бумага (формат А3),

  2. карандаш,

  3. ластик,

  4. краски гуашевые,

  5. кисти,

  6. палитра.

Оборудование для учителя:

  1. муляжи фруктов, драпировка, кофейник,

  2. методические таблицы,

  3. образцы творческих работ учащихся.

Структура урока:
1.Организационный момент (1мин)
2.Объяснение (8мин)
3.Самостоятельная работа (25мин)
4.Анализ работы (10 мин)
5.Окончание урока (1мин).

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Теоретическая часть: объяснение материала, необходимого для решения поставленных задач.

  3. Практическая работа учащихся.

  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, организация рабочего

места учащихся.

  1. Сообщение темы урока. «Цветовая гармония».

  2. Вводная беседа. Объяснение преподавателем выполнения

задания.

  1. Выполнение практической работы. Обсуждение возникшей проблемы.

  2. Анализ работы. Просмотр и обсуждение работ.

  3. Завершение урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольберта-

ми, на них кнопками закреплена бумага формата А3. На табуретках около каждого ученика приготовлены гуашевые краски, кисти, палитра, вода для рисования. Проверить, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.

Сегодня у нас урок живописи и начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания: Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Паскаль.

Так размышлял великий Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства, - эта мертвая природа окружает нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей. Своей живописью натюрмористы Голландии убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.

Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое видение мира.

Каждый урок живописи натюрморта начинается с композиции, с подбора и расстановки предметов.

Предметы, составляющие ту или иную постановку, должны иметь смысловую связь и, если можно так сказать, родство, определяющееся их применением в жизни. Желательно, чтобы предметы, выбираемые для рисования натюрморта, были разнообразны по форме, цвету, свойствам материала, отличались и по своей величине. Используемые в постановке драпировки не должны вносить диссонанса. Они должны соответствовать общему замыслу.

Закончив постановку, приступайте к композиции на бумаге. Бумага должна быть плотной - ватман или бумага для акварели. Выбирая размер листа, руководствуйтесь масштабами участвующих в постановке предметов, но так, чтобы изображение было не очень крупным и не очень мелким.

Какой кистью писать - важный вопрос. Он имеет непосредственное значение к технике письма, к масштабу мазка и разнообразию приемов.

Начинающим рисовать на каждом уроке живописи, мы обращаем внимание, что при работе с цветом необходимо частное увязывать с общим. Не нужно смотреть на поставленные предметы избирательно. Изображение всей постановки в цвете не складывается механически из отдельных деталей, скопированных изолированно, а образуется из гармоничного сочетания деталей и цвета в целом.

Следующая стадия работы - рисунок. Прежде, чем к нему приступить, утвердитесь в композиционном решении, сделав в эскизном альбоме несколько пробных рисунков карандашом.

Набросав рисунок, проверьте правильность пропорций, перспективы, а также масштаба предметов. Затем обязательно нарисуйте наиболее характерные детали. После чего приступайте к работе с красками, к живописи.

С чего начать писать? Лучше начать с предметов, имеющую яркую и чистую по тону окраску: «живопись от темного».

В нашей постановке такими являются виноградная гроздь и тёмно- зелёная драпировка, поэтому в нахождении их цвета легче избежать ошибок. Кофейник, яблоко и светлая ткань менее определены по цвету, поэтому, начав с них, мы ошибочно могли бы написать их более ярко, чем они в действительности по отношению к целому, и тогда сразу нарушились бы цветовые соотношения в натюрморте. Цвет виноградной грозди и тёмной драпировки можно взять в полную силу. Это сразу задаст общий тон цветового диапазона.

Белый кофейник имеет разные оттенки: на освещенной части - одни, в полутени и тени - другие, также нельзя забывать о влиянии рефлексов и отражений. Поэтому, чтобы нам эти различия написать вернее, старайтесь все время видеть весь предмет. Подбирая цвет для освещенной части, смотрите на кофейник, охватывая его вместе с фоном, чтобы выявить основной контраст силуэта по отношению к драпировке.

Одновременно, при живописи гуашью, помните, что краска по высыхании становится более светлой. Поэтому чтобы живопись правильно отображала реальность, кладите краску более насыщенную, чем она вам видится в натуре.

Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. Свет может несколько захватывать полутень, полутень может захватывать тень. Тени на предметах под воздействием рефлексов будут отличаться между собой и по светосиле, и по оттенку цвета.

Начиная писать яблоко, сравните его с фоном и остальными предметами. Что светлее? А что холоднее по цвету? Какие различия? Так, все время, задавая себе вопросы и находя ответы, наблюдая натуру, ведите работу дальше. Так ваша живопись не будет «разваливаться». Живопись будет целостной.

Прорисовав последовательно цветом весь натюрморт, проверьте его с расстояния, поставив рядом с натурой.

Занимаясь живописью, работая с цветом, необходимо с первых шагов приучать себя к порядку в работе, не торопиться, проверять себя непрестанно в ходе всего занятия по живописи, от первого и до последнего мазка. Как вести сравнения? Не по контрастам (их нужно лишь иметь ввиду), а по родству взаимных признаков: теплые с теплыми, холодные с холодными, светлые со светлыми, темные с темными, слабонасыщенные со слабонасыщенными. Это аксиомы живописи.

Устанавливайте в постановке натуры самые цветные по насыщенности участки для теплых и холодных тонов. Держите их в поле зрения, определяя от них производные. Ведь в цвете законы контраста действуют особенно активно, поэтому одна ошибка влечет за собой механически другую.

На этом уроке живописи мы подробно разобрали поэтапное написание натюрморта гуашью от начального замысла до его завершения.

Подведение итогов урока. Просмотр и анализ учебных работ.

Завершение урока. Организованное завершение урока.





© 2010-2022