- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по изобразительному искусству на тему Всепрощающая любовь
Урок по изобразительному искусству на тему Всепрощающая любовь
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шпетный П.В. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ВСЕПРОЩАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»).
Слайд №1
Урок-беседа с элементами ролевой игры
Цель: познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Задачи:
-
сформировать представление о сложном мире сюжетной картины;
-
формировать зрительские умения и навыки;
-
воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
-
развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.
Оборудование и материалы:
-
репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
-
презентация;
-
музыкальный ряд: четвертая симфония А. Шнитке; «Токката и фуга ре минор» И.-С. Бах.
-
видеозаписи.
План урока
-
Настрой на урок.
-
Вступительное слово учителя.
-
Чтение притчи с мини презентацией.
-
Вопросы по картине.
-
Беседа о картине.
-
Ролевая игра.
-
Разговор о празднике «Прощённое воскресенье».
-
Работа с листом - опросником.
-
Итоги, пожелания.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Вступительное слово учителя.
Слайд № 2
Эпиграфы
Любовь долго терпит милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не бесчинствует, не гордится, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а радуется истине, все покрывает, всему верит,
всему надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает ...
Евангелие от Павла (Первое послание коринфянам, 13, 14-8)
Слайд №3
Ты не забывай:
ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд № 4
Звучит колокольный звон - фрагмент из Четвертой симфонии А. Шнитке.
УЧИТЕЛЬ. «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол». И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить ее.
Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви - одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.
Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет - «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.
3. Чтение притчи с мини презентацией.
Ученики, заранее подготовленные, пересказывают в лицах с элементами инсценирования библейскую притчу.
ВСТАВКА МИНИПРЕЗЕНТАЦИИ.
СЛАЙД № 5
Притча о блудном сыне
У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, и пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней своих. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи: но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти, Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
Учитель. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
Ученики. Встреча отца и сына.
Учитель. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (Демонстрирует репродукцию.)
СЛАЙД № 6
-
Вопросы по картине.
Внимательно рассмотрим картину. Провести беседу нам помогут вопросы.
Слайд № 7
1. История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти художника).
2. Отец и сын.
СЛАЙД № 8
-
Чьи фигуры изображены в центре картины?
-
Видно ли лицо сына?
СЛАЙД № 9, 10
-
Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
СЛАЙД № 11
-
Что говорит о его раскаянии?
СЛАЙД № 12
-
Каким чувством проникнут отец?
СЛАЙД № 13
-
Что выражают руки и лицо старика?
3. Реакция окружающих.
СЛАЙД № 14
-
Что выражают лица стоящих рядом?
-
Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?
4. Композиция картины (построена на игре света и цвета: главные герои - отец и младший сын освещены как бы изнутри; картина выполнена в красноватых оттенках, что говорит о драматизме сюжета).
-
Беседа о картине.
Учитель. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.
СЛАЙД №15
В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына». Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.
Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.
Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.
-
Ролевая игра.
СЛАЙД № 16
Учитель просит ребят: «Порассуждайте о позиции художника, согласитесь
или поспорьте с ним. Предлагаю ролевую игру: я корреспондент, берущий интервью, Вы - персонажи картины».
Учитель.
-
«Отец», скажите, пожалуйста,
-
что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
-
Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой сына?
-
Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын»,
-
что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?
-
о чем вы подумали, когда пришли в себя?
-
как изменится впоследствии ваша жизнь?
«Старший брат»,
-
какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
-
каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи»,
-
чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
-
каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?
-
кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Спасибо. А теперь вопросы ко всему классу:
-
как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
Ученики. Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Учитель. Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (3ачumывает.)
СЛАЙД № 17
Любовь долго терпит милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не бесчинствует, не гордится, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а радуется истине, все покрывает, всему верит,
всему надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает ...
Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: « ... Был как бы мертв и ожил»?
Ученики. Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.
Учитель. Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Ученики. Старший сын.
Учитель. Притча - это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и картина Рембрандта?
Ученики. Милосердию, прощению.
Учитель. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?
Ученики. Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и действий.
Учитель. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери...
СЛАД № 18
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.
-
Разговор о празднике «Прощённое воскресенье».
СЛАЙД № 19
А теперь ребята в продолжении темы несколько слов о большом Христианском празднике, который отмечался на днях и который очень хорошо, если можно так выразиться, подходит к сегодняшнему уроку.
Христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Поэтому это воскресенье принято называть - Прощеным Воскресеньем.
Я хочу предложить Вам несколько стихов, посвящённых этому дню.
Послушайте, пожалуйста.
Гордыня, что я гордостью зову,
Не позволяет мне просить прощенья часто…
А есть за что, ведь сам порой творю,
Я то, что для души любой опасно.
Прошу тебя (я вас) сейчас меня простить,
Прощёным этим, светлым воскресеньем.
И сам прощаю, чтобы мог любить
И каждым в жизни дорожить мгновеньем.
Неделя только началась,
А воскресенье тут!
Прощёным этот день у нас
Недаром все зовут;
И время миру возвестить,
Что, ближних возлюбя,
Прошу я всех меня простить,
Особенно тебя!
Почему с утра в метро
Просят все прощения?
Знать, прощённое пришло
В гости воскресенье!
Ты прости меня
И я всё тебе прощаю!
С днём прощения, любя
Нежно поздравляю!
-
Работа с листом - опросником.
-
Итог урока, пожелания.
Слайд №20
Звучит песня Е Крылатава «Прекрасное далеко: из кинофильма «Гостья из будущего».
Песня, которая сейчас прозвучала, - мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной - зависит от вас!
Слайд №21
-
Домашнее задание: соберите материал на тему «Великие музеи мира». (Главные музеи России.)
Список музеев:
1. Лувр.
2. Кунсткамера.
3. Эрмитаж.
4. Третьяковская галерея.
5. Дрезденская галерея.
6. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
7. Государственный Русский музей и др.
Самоанализ урока.
Данный урок относится к теме «Великие темы жизни» и является основным этапом в обучении по данной теме.
Цель данного урока - воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве через знакомство учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
На уроке особо уделял внимание на развитие восприятия, воображения, мышления, речи.
Задания детям носят поисковый характер, т.к просят сделать вывод, порассуждать, проанализировать и следовательно дети активно включаются в работу.
На уроке была использованы следующие компетенции:
-
Предметные- работа с предметными терминами;
-
Познавательные: извлекают информацию, перерабатывают ее ( анализ , сравнение);
-
Коммуникативные: доносят свою позицию;
-
Личностные: оценивают поступки, объясняют нравственные оценки и мотивы, самоопределяются в системе ценностей.
Результатом урока является вывод детей о том, что любовь обязывает к благородству и порядочности.
12