Конспект урока по теме Русский драматический театр

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Нерльская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по предмету

« Мировая художественная культура»

Тема : « Русский драматический театр»

Конспект урока по теме Русский драматический театр











Подготовила учитель

высшей квалификационной категории

МБОУ Нерльская СОШ

Юрченко Ольга Николаевна

ТЕМА УРОКА: «Русский драматический театр»

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: приемы познавательной деятельности учащихся - урок -экскурсия, индивидуальный подход, сотрудничество, связь с жизнью, наглядность и т.д.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная

ЦЕЛЬ УРОКА: дать представление о русском драматическом театре, обратившись к истории его развития, продолжить знакомство с образцами театрального искусства; формировать навыки анализа материала, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения русским театром

ЗАДАЧИ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Знакомство учащихся со своеобразием русского драматического театра

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развитие культурной личности, расширение зоны понимания учащимся окружающего мира.

- Развивать у школьников воображение и творческие способности.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным.
- Пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор,

  • интерактивная доска

  • мультимедийная презентация.



ХОД УРОКА:



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие детей. Решение организационных вопросов.

Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, я надеюсь, что оно таким и останется до конца урока. Свой урок я хотела бы начать с притчи:

"Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках". В наших с вами руках, сделать все, чтобы урок получился интересным

Приветствие учителя. Занимают свои рабочие места.

Установление эмоционально-психологического контакта. Сосредоточение внимания.

Подготовка к восприятию нового материала

Звучит музыка

- Вам что-нибудь напоминает эта музыка и эти слова?

- Какие образы возникают, когда мы слушаем эти слова?

- Может быть назовём слова- ассоциации? ( театр, занавес, спектакль).

- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить? ( о русском театре).

- Не просто о театре.

( 1 слайд)

- Мы будем говорить с вами о русском драматическом театре.

(2 слайд).

Итак, тема нашего урока сегодня

«Русский драматический театр»

- Итак, запишем число и тему.

- Ребята, а теперь попробуйте определить цели нашего урока.

(Продолжить изучение истории русского драматического театра, обратившись к истории его развития, привить любовь к театру, проследить историю развития русского драматического театра 19 века, познакомиться с выдающимися драматическим актерами 19 века)

Ответы учащихся











Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, слушают задачи урока.

Ответы учащихся

Активизация мыслительной деятельности.

Введение нового материала.

- Театр - одно из древнейших искусств. Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. (3 слайд)А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр - таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь…

"Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой!"

П. Ронсар

(4 слайд)

Посетив театр, ты, как будто бы, встаёшь на новую, более высокую энергетическую ступень, и какое-то время на ней находишься. А потом снова идёшь в театр, окунаешься в этот мир, заведомо зная, что это всё придумано…но так здорово

(5 слайд)

Не так давно вы узнали о том, как возник, зародился русский драматический театр, кто стоял у его истоков, как происходило развитие театра в 18 веке. И прежде чем мы переступим порог театра века 19, я предлагаю провести небольшую викторину на театральную тему. Гостям нашего театрального урока я тоже предлагаю поучаствовать в нашей театральной викторине. Вопросы викторины прилагаются( см. Приложение1)

( 6 слайд)

Молодцы. Да, вы просто настоящие театралы. Я восхищена вашими познаниями. Спасибо за столь полные ответы!

Сегодня мы побываем с вами в творческой мастерской театра, узнаем о том, какие пьесы ставились на сценах русского театра. Я приглашаю Вас в театр!

(7 слайд)

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма в России.

А в жизни русского театра XIX век - «золотой век», в течение которого были созданы величайшие произведения классической драматургии, русская актерская школа.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил...

Там и Дидро венчался славой,

Там, там, под сению кулис

Младые дни мои неслись

Так А. С. Пушкин выразил свои впечатления о театральных спектаклях начала XIX в. в первой главе романа «Евгений Онегин».

( 8 слайд) В начале XIX века в Петербурге их было несколько: это дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр - огромное четырехъярусное здание, помещавшееся между Мойкой и Екатерининским каналом, и Малый театр, построенный в 1801 году архитектором Бренна у Аничкова моста.

( 9 слайд) Новыми театрами украсилась Москва. Здесь в 1806 году был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. А в 1825 году закончено было строительство Большого театра. В середине 19 в. не было ни одного губернского города, не имевшего театра.

Девятнадцатый век становится хорошей платформой для появления и развития многих талантливых драматургов, которые своим творчеством делают огромный вклад в развитие театрального искусства. Самой яркой персоной драматургии первой половины столетия является Н.В. Гоголь. По сути, он не был драматургом в классическом смысле этого слова, но, невзирая на это, сумел создать шедевры, которые мгновенно обрели мировую славу и популярность. Такими произведениями можно назвать «Ревизора» и «Женитьбу

( 10-11 слайды).

И сейчас я предлагаю вам на миг перенестись в эту эпоху и попробовать себя в роли актера

( сцена Хлестаков и Осип. Приложение № 2)

Ребята, чуть ранее вы познакомились с театральным делом 18 в. Вспомните пожалуйста, каков был социальный состав актерской среды?

(В 18 в. Актёрами являлись крепостные люди, без специального образования. Их называли унизительным словом «комедиант» и приравнивали к слугам)

Молодцы ,ребята, вы совершенно правы! Обратите внимание на эти фотографии. Может быть кто-то из вас назовет имена этих актрис?

(12 слайд)

Браво, ребята! Вы, молодцы!

А теперь мы посмотрим какой резонанс в положении актеров произошел в 19 в. Ситуация изменилась кардинально! В актёрской среде появляется значительное количество дворян, для которых театр стал жизненным призванием. Артистами становились гимназисты, студенты, чиновники, оставившие государственную службу, вышедшие в отставку офицеры. Актёры были признаны равноправными членами общества и почитались как представители Высокого искусства. Они занимали видное место в культурной и общественной жизни страны. Финансовое положение артистов -жалование, количество бенефисов- значительно изменилось. Оклады ведущих актеров настолько возросли, что не только обеспечивали им безбедное существование, но превращали их в состоятельных людей.

На подмостках русских драматических театров блистали такие прославленные актеры и актрисы как:

(13-14 слайды) Алексей Семенович Яковлев, Екатерина Семеновна Семенова, Павел Степанович Моча´лов, Петр Андреевич Каратыгин.

( 15 слайд)Одним из наиболее типичных представителей сценического романтизма на русской сцене был Василий Андреевич Каратыгин. Высокого роста, с благородными манерами, с сильным, даже громоподобным голосом, Каратыгин, как будто природой был предназначен для величественных монологов. Никто лучше его не умел носить пышные исторические костюмы из шелка и парчи, блистающие золотом и серебряным шитьем, сражаться на шпагах, принимать живописные позы. Излюбленными ролями Каратыгина были роли исторических персонажей, легендарных героев, людей преимущественно высокого происхождения или положения - королей, полководцев, вельмож.

(16 слайд) Если Каратыгин считался премьером столичной сцены, то на сцене московского драматического театра этих лет царил П. С. Мочалов. П. С. Мочалов охотно обращался к западноевропейской классике, к драмам Шекспира и Шиллера. Роли Дона Карлоса и Франца (в драмах Шиллера «Дон Карлос» и «Разбойники»), Фердинанда (в «Коварстве и любви» Шиллера), Мортимера (в драме Шиллера «Мария Стюарт») были сыграны Мочаловым с необыкновенной художественной силой.

А теперь, ребята, посмотрите внимательно на этот портрет. Знаете ли Вы человека, который на нем изображён?

( 17 слайд)

Это Михаил Семенович Щепкин- человек, который своими трудами заложил основы актёрской школы.

Став одним из лучших актеров русской сцены, Щепкин много сделал для преобразования ее. Своим творчеством он заложил основы реализма на русской сцене. Щепкин первый возвысил голос в защиту театра и его жрецов, призывая не только публику, но и артистов чтить высокое искусство: (18 слайд) «Театр для актера - храм. Это его святилище. Твоя жизнь, твоя честь принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Отнесись с уважением к этому храму и заставь уважать его других».

(19 слайд) В течение многих лет, создавая и совершенствуя свой метод, Щепкин неустанно работал над своими ролями. По воспоминаниям родных, вставая раньше всех в доме, он уходил в сад обдумывать и повторять роль, и проводил там время до обеда. В театр он тоже приезжал раньше других и снова репетировал. «И, заметьте, таким образом, он проходил каждую роль, хотя бы переигранную им сотни раз, - писал актер Нильский. - Трудно представить себе ту любовь и уважение к сцене, какие сохранил Щепкин до глубокой старости»

Одним из самых интересных созданий Щепкина стал гоголевский Городничий. Он сыграл в нем не просто провинциального самодура и грубого деспота, но и хитрого мошенника, человека себе на уме. Заключительную реплику Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Щепкин произносил в зрительный зал, обращаясь к высокопоставленной публике, сидящей в партере.

  • Щепкин выступал в самых различных амплуа. Будучи человеком невысокого роста, полноватым (что не раз давало повод к насмешкам), он научился в совершенстве владеть собой на сцене. Его игра неизменно вызывала шквал аплодисментов в зрительном зале.


  • К концу 50-х - началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского общества, оценивавшего его как один из важнейших духовных центров страны.

  • (20 слайд) К началу второй половины XIX века на сцене русских драматических театров преобладали те же жанры театральных представлений, которые господствовали там в течение первой половины века - драма, комедия, водевиль. Особой популярностью пользовались комедия и водевиль, носившие легкий, развлекательный характер.

  • О том, как создавались подобные произведения, красноречиво поведал Репетилов - персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

  • Однако ж я, когда умишком понатужась,

  • Засяду, часу не сижу,

  • И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

  • Другие у меня мысль эту же подцепят,

  • И вшестером, глядь, водевильчик слепят,

  • Другие шестеро на музыку кладут,

  • Другие хлопают, когда его дают.

Так, водевиль П. А. Каратыгина «Вицмундир» не сходил со сцены вплоть до 1875 года.

В 60-х годах приобрела популярность, особенно на сцене Александрийского театра, оперетта. Значительное место в репертуаре русских театров в 60-70-е годы занимала мелодрама. Но ни мелодрама, ни оперетта не могла удовлетворить более взыскательную публику. Зрители в столице и провинции хотели видеть на сцене российскую действительность. Наиболее полное и художественное претворение национальная тема получила в творчестве Александра Николаевича Островского. (21 слайд)

Островский разработал новые методы построения реалистической драмы - сюжеты его произведений основаны на глубоких нравственных и социальных конфликтах.

( 22 слайд)

Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в драматургии, отмечена кардинальными изменениями.

Оплотом сценического реализма стал Малый (московский) театр - театр Щепкина и Островского. Именно на его сцене в лице его актеров образы Островского получили великолепных исполнителей. (23 слайд)П. М. Садовский стал непревзойденным исполнителем - Дикого в «Грозе», Самсона Силыча Болыпова в «Свои люди - сочтемся» и др. Его сын М. П. Садовский считался лучшим Хлестаковым. О. О. Садовская играла роли купчих и свах в пьесах Островского, Матрены («Власть тьмы» Л. Толстого), графини-бабушки («Горе от ума» Грибоедова). Одной из ведущих актрис в труппе Малого театра, начиная с 60-х годов XIX века была Г. Н. Федотова. Ее игра достигла яркой выразительности в реалистической трактовке характера. Любимыми драматургами ее были Островский и Шекспир.

(24 слайд)

  • Выдающийся режиссер В.И. Немирович-Данченко однажды сказал: «Вы можете построить прекрасный дом, посадить там замечательную администрацию, пригласить музыкантов, и все-таки театра еще не будет. А вот выйдут на площадь трое актеров и начнут играть пьесу, даже без грима и бутафории, и театр уже есть».

  • Сложно и одновременно прекрасно искусство актера. Выходя на подмостки сцены, он остается один на один со зрительным залом. От того, в какой степени он сумеет убедить зрителя в жизненности сыгранной им роли, включить его в происходящее на сцене действие, вызвать чувство сопереживания, в целом зависит успех театрального спектакля. Актер должен стать, по словам К.С. Станиславского, «единственным царем и владыкой сцены».

Медленнее и сложнее воспринимал новое направление Александрийский театр. Привилегированность труппы, особые условия «придворного» театра, стойкость традиций - все осложняло введение сценических новшеств.

( 25 слайд)Тем не менее яркие дарования талантливых артистов, таких, как К. А. Варламов, М.Г.Савина, способствовали реформированию казенной сцены.

(26 слайд) Одновременно с М. Г. Савиной на сцене Малого московского театра выступала артистка иного амплуа, иного характера, дарования, творчество которой составило одну из наиболее блестящих страниц истории русского драматического театра, - М. Н. Ермолова.

  • (27 слайд)Мастерство актера оттачивается годами напряженного труда. Конечно, чтобы стать великим актером, нужен талант, но одного таланта мало. Он решает многое, но не всё. Даже с талантом можно не стать большим актером. Нужно в совершенстве овладеть техникой актерского мастерства (голосом, мимикой, пластикой, жестом, гримом и т.д.). Наконец, необходимо тонко чувствовать игру партнеров по сцене.

  • ( 28 слайд)

  • Знаменитый артист Малого театра А.А. Остужев (1874 - 1953) был уже широко известным мастером сцены, когда неожиданно подкралась беда: начала надвигаться глухота. Врачи ничем не могли ему помочь. Потеря слуха - тяжелое, непреодолимое препятствие в работе актера. Но Остужев остался на сцене. Каких огромных усилий это стоило артисту! А он играл на сцене еще более сорока лет! Не слыша партнеров, аплодисментов и реакции зрительного зала, он выработал в себе идеально отточенное чувство времени, ритма, паузы. Он научился читать по губам... Будучи глухим, он в 1935 г. блестяще сыграл роль Отелло в трагедии Шекспира.( 29 слайд)

И я вновь предлагаю вам перенестись в мир театра 19 века и сыграть на его сцене.

( 30 слайд)Таким образом, во второй половине XIX века, проходя славный и сложный путь развития, русский драматический театр становится важным общественным фактором, демонстрируя в лучших своих образцах высокие этические идеалы. Многие театральные события приобретали, особенно в 60-70-х годах, политический характер - как, например, выступления студентов против полиции во время похорон знаменитого трагика А. Е. Мартынова или реакция публики после спектаклей Ермоловой и т. п. Драматический репертуар 60-70-х годов, отражая насущные проблемы русской жизни, воспринимался зрителями как протест против общественных порядков, а театр - как своего рода «учитель жизни».

Слово учителя





Слово учителя





Слово учителя



















Слово учителя





















Слово учителя





















Ответы учащихся





Слово учителя

Ответы учащихся













































Ответы детей

Слово учителя

























































































































































































.



















































Закрепление и обобщение изученного

Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня на занятии, мы с вами проследили историю развития русского драматического театра 19 века. Давайте еще раз вспомним какие цели мы поставили в начале урока ( проследить историю развития русского драматического театра 19 века, познакомиться с выдающимися драматическим актерами 19 века ). Как вы думаете, ребята, цели, поставленные в начале урока достигнуты?

Конечно, за один урок объять необъятное просто невозможно. И поэтому работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке.







Ответы учащихся



Умение анализировать и отстаивать свое мнение. Закрепление и обобщение полученных знаний

Задание на дом

Спасибо всем за участие в уроке.

( 31 слайд)В качестве домашнего задания я хотела бы попросить вас подготовить следующие сообщения:

  • Расскажите о драматургической и театральной деятельности А. Н. Островского и о славной плеяде актеров его школы. Какую роль в судьбе Малого театра сыграл великий русский драматург? Почему за ним прочно укрепилось имя «Дома Островского»?

  • «Выдающиеся актеры и режиссеры прошлого и настоящего».

( 32 слайд)

Запись в дневники домашнего задания

Осмысление домашнего задания.

38


© 2010-2022