• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока по Изобразительному искусству Русский народный костюм

Методическая разработка урока по Изобразительному искусству Русский народный костюм

Класс: 5   Учебный предмет: Изобразительное искусство. УМК: Авторы учебника, учебных пособий: учебник для 5 класса: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева. – М.: Просвещение, 2011.   Тема урока: «Русский народный костюм» Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: 1.Образовательные: - Становление и развитие личности на национальной основе. - Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. -Дать представление о русском национальном  костюме. -учить декорировать фигуры людей в ру...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа» № 16..






Методическая разработка урока

по Изобразительному искусству

в 5 классе по программе Б. М. Неменского

«Русский народный костюм»





подготовила

учитель изобразительного искусства

Пустовалова Валентина Викторовна











2014 год

Класс: 5

Учебный предмет: Изобразительное искусство.

УМК:

Авторы учебника, учебных пособий: учебник для 5 класса: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева. - М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: «Русский народный костюм»

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1.Образовательные:

- Становление и развитие личности на национальной основе.

- Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России.

-Дать представление о русском национальном костюме.

-учить декорировать фигуры людей в русских национальных костюмах

2.Развивающие:

- развивать творческое воображение ,художественный вкус ,чувство цвета, ритма.

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие мелкой моторики кистей рук;

- развитие наблюдательности;

3.Воспитательные:

- воспитание Российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину ,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности ,знание культуры своего народа ,своего края, основ культурного наследия народов России.

- воспитывать интерес к русской истории, культуре быту,чувство национального достоинства, любовь к своему народу ,стране.

- воспитание усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности в процессе учения.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • воспитание патриотизма ,любви и уважения к Отечеству,

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

  • Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов .

  • Участвовать в поисковой деятельности , в подборе зрительного материала по теме «Русский народный костюм»

регулятивные действия:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия:

участвовать в индивидуальной, групповой , коллективной формах деятельности ,связанной с созданием творческой работы.

  • активное использование наглядных средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия:

  • осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • передавать в творческой работе стилевое единство декоративного решения одежды .

.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки с изображением людей в национальной одежде), шаблоны фигур людей в русских костюмах..

СТРУКТУРА (ПЛАН) УРОКА:

1.Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности.

2.Повторение ранее изученного материала.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Актуализация знаний. Объяснение способов работы.

5.Практическая творческая деятельность учащихся.

6.Анализ работ. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Улыбнитесь друг другу. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!

Я рада вас снова видеть

Постарайтесь меня внимательно слушать ,все запоминать и полученные знания применять в своей работе. Хочется, чтобы у вас было хорошее настроение во время урока. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы и возможности.

Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу.

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок изо?

А что вы уже узнали на предыдущем уроке изо, чему научились?

Узнавать что то новое, интересное ,как жили наши предки, убранство русской избы, какая одежда была у наших предков.…

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

2.Повторение ранее изученного материала.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Ребята ,на прошлом уроке мы закончили работать над интересной темой. Проверим как вы ее усвоили. Предлагаю вашему вниманию кроссворд по теме» Убранство русской избы»

1.Полки над столом, на которых располагалась домашняя утварь.

(Полавошники)

2.Широкая лавка с крышкой, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.(Коник)

3.Деревянный настил около печи, на которой спали.(Полати)

4.Ящик в виде шкавчика с дверцами.(Голбец)

5.Материал, из которого было сделано все, кроме печи.( Дерево)

6.Материальный центр ,располагавшийся в одном из задних углов избы.(Печь)

7.Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки ,чугуны.( Шесток)

8.Святой угол в переднем углу избы , являющийся духовным центорм. (Красный).

Итак, кроссворд разгадан.И если вы верно написали все слова, то сможем ответить на вопрос: К чему относятся эти термины?

К интерьеру русской избы.

Вы справились с заданием, значит, были внимательны при изучении интерьера русской избы.

А сегодня мы продолжаем знакомство с традиционной культурой и искусством России.

Физкульт минутка:

- Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.

.

Тема сегодняшнего урока» Русский народный праздничный костюм»

Цель урока:

Продолжить знакомство с традиционной культурой России ,научиться декорировать фигуры людей в русских национальных костюмах и монтировать их на панно.

Сегодня мы выясним, как одевались наши предки, чем отличались комплекты одежды.

И к концу урока в нашей избе должны появиться празднично одетые парни и девушки.

Но сначала вспомним , что наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами.

Человек пытался разобраться как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному.

Он стремился привлечь к себе добрые силы, и делал это при помощи своего искусства Свои понятия о мире он выражал условными знаками.

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним что это за знаки.

-Изобразите на доске знаки солнца, земли, воды.

-кто такая Макошь? (Богиня плодородия, мать Земля)

-что представляет собой древо жизни?


Дети разгадывают кроссворд.

Полавошники.

Коник

Полати

Голбец.

Дерево.

Печь.

Шесток.

Красный.



Выполняют упражнение.










Это изображение фантастического растения. Оно символизирует благополучие.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

3.Сообщение нового материала..

Русский народный костюм -явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Еще в начале 20 века крестьянский костюм оставался истинно народным. ( Приложение 1)

Основой мужского костюма была рубаха ,которую носили навыпуск и подпоясывали. Шили ее из белой, синей, красной ткани. Обязательной частью одежды были широкие штаны, которые завязывали на шнурке вокруг талии. Украшали рубаху вышивкой , поверх одевали зипун.

Особенности русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать форм тела .Особенностью женского костюма была рубаха. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и защищала.

Но значение было общим, украшение костюма и защита человека от злых сил. Вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с понёвой.

(Приложение 2.)

Сарафан стал использоваться только в 16 веке. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали с переди узорной полоской ,тесьмой, серебряным кружевом.

Женский костюм не мыслим без головного убора. Существовало большое разнообразие платков, повседневных и праздничных, кроме них были такие головные уборы как повойник, кокошник, сорока, и др.

Уч-ся рассматривают картины с изображением русской народной одежды.


Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД







Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

4.Объяснение способов работы.

Вот вы и узнали какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарядить людей в русские народные костюмы. У всех на столах есть заготовки, но они безликие. Работать вы будите по группам. Каждая группа будет выполнять своё задание в разной манере исполнения.

Ребята первой группы обводят шаблон, дорисовывают его необходимыми элементами костюма.

Вторая и третья группы выполняют аппликацию сразу на шаблоне.

И последняя группа выполняет декор костюма. После того как фигуры будут готовы, мы пригласим ваших персонажей на посиделки в избу.

Так же как мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и вы буллите работать под музыку.

(Включаем подборку из русских народных песен.)


Дети выполняют задание в группах..

Личностные УУД, коммуникативные УУД

5.Практическая творческая деятельность учащихся.

Звучит русская народная музыка.

Уч-ся выполняют задание.

Прикрепляют свои шаблоны фигур к панно на доске.

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.





Познавательные

6.Анализ работ.

Подведение итогов.

Итак работа выполнена .Перед вами появилось коллективное панно. Какое название мы ему модем дать?

Скажите, для чего мы изучаем народный костюм?

Для того чтобы знать традиции своего народа.

А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где?

На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду.

Национальный костюм это визитная карточка любого народа.

Закончить наш урок хочется словами А.С.Пушкина:» Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости.»

Сегодня вы продемонстрировали свою образованность и уважение к старине.

Спасибо за работу!

«Народное гулянье», «Посиделки»

Личностные УУД Коммуникативные УУД































© 2010-2022