• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности объединения Калейдоскоп ИЗО

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности объединения Калейдоскоп ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ ДО «Центр внешкольной работы»

Управления образования

Администрации Серпуховского муниципального района



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ЦВР Акимова Н.Л _________________________

«___»_______________2014г.


.


Дополнительная общеобразовательная программа

«Калейдоскоп изобразительной

деятельности »


Педагог дополнительного

Образования МОУ ДО «ЦВР»

Серпуховского муниципального

района

Уланова Галина Алексеевна









Оболенск 2014-2015г.

Пояснительная записка.


Направленность общеобразовательной программы - художественная

Актуальность.

В условиях коренной перестройке системы народного образования предметы художественного цикла приобретают одну из ведущих ролей в средних учебных заведениях. Это объясняется тем, что предметы этого цикла, и прежде всего изобразительное искусство, раскрывается учащимися мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формируют духовный мир.

Среди всех видов изобразительного искусства особое место занимает рисунок.

Весь курс рисунка это задания с постепенным усложнением. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременны­ми постановками, что активизирует процесс обучения.

Теоретическая часть предполагает знакомство с законами теорией рисунка. Практические занятия состоят из работы над поставленными графическими целями и задачами. Во время прохождения курса педагог знакомит учащихся с графическими материалами и их технически­ми свойствами (карандаш, бумага, пастель и пр.), а также дает учащимся первые необходимые сведения о тоне в воздушной среде, рефлексе, контрастности , тоне и перспективе.

В течение всех лет обучения по данной программе, учащиеся осваивают и развивают умение пользоваться изобразительными графическими средствами, а также умением грамотно подбирать и умело использовать полученные знания на практике. Программа по рисунку тесно взаимосвязана с программой по живописи.

Вид: традиционная, адаптированная, сквозная.

Уровень освоения: 3 года.

1год-4ч. в неделю

2год-6ч. в неделю

3 год-6ч. в неделю

Распределение учебных часов по годам обучения согласно действующему учебному плану.

Уровень реализации: общее художественно - эстетическое образование.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 - 12 лет.

Цель: формирование у учащихся знаний, умений и навыков в передаче натуры средствами рисунка. Получение навыков изготовления изделий в различных техниках изобразительной деятельности и использование их при оформлении интерьера.

Задачи:

- обучающие: в процессе обучения, ученик должен научиться видеть и передавать линейные и тональные отношения (на плоских формах). Затем на простых объемах, далее на более сложных формах и с более сложными тональными отношениями и рефлексами, в условиях про­странственно - воздушной среды, как в закрытом помеще­нии, так и под открытым небом. Развитие познавательного интереса к изобразительной деятельности, приобщение к современной мировой культуре, приобретение определенных знаний, умений и навыков, формирование потребности к самопознанию и к творчеству;

- воспитательные: формирование культуры художественного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений графики, их эстетическую сущность; формирование общечеловеческих нравственных ценностей ориентации, экологического самосознания, общественно ценных личностных качеств;

- развивающие: развитие самостоятельности, целеустремленности, скромности, самокритичности, чувству собственного достоинства; развить потребность к самопознанию и совершенствованию;

- общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;

Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие. Которое предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой формы учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся - оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Все сведенья даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произ­ведений классиков и современных художников.

Виды уроков:

- традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения);

- комплексный - собеседование, консультации, экскурсии;

- практические

Формами проведения занятий являются: экскурсии, беседы, практические работы, игры, выставки.

Продолжительность занятия - 40минут - 1 академический час.

Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода.

Занятие по предлагаемой программе состоит из:

- подготовки рабочего места и художественных материалов;

- введения в тему занятия;

- восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности;

- созидательной творческой, практической деятельности учащегося по этой же теме;

- обобщения и обсуждения итогов урока;

- уборка рабочего места и художественных материалов.

Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия - путешествия и занятия - праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.

Методы обучения:

- объяснительно - иллюстративный;

- личностно - ориентированные;

- репродуктивный;

- методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению.

Принципы обучения:

- доступность в обучении и воспитании;

- индивидуальный подход и принцип сотрудничества;

- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;

- наглядность и научность;

- прочность, осознанность и действенность результатов;

- связь теории с практикой;

- систематичность и последовательность;

- сознательность, активность, самостоятельность;

- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип обучения живописи - нераздель­ность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористи­ческих задач не может проходить в отрыве от изучения формы.

Главная цель практики - закрепление и расширение учебно-профессиональных знаний по предмету «Рисунок». Выработка умений сознательно применять их в самостоятельной работе.

Основные задачи:

- научить глубокой пространственной ориентации - воспринимать натуру в трехмерном пространстве, а ее изображение на двухмерной плоскости;

- целостному восприятию натуры, применять метод работы отношениями по тону;

- умелое применение воздушной перспективы;

- моторной координации - умение быстро и точно координировать положение глаз, рук в процессе работы, оптимальных по скорости и точных движений.

















Учебно-тематический план первого года обучения


Количество часов занятий


Темы

Теоре-тические

Практи-ческие

Всего


I - четверть




1

Беседа о рисунке. Вводное занятие

1

1

2

2

Зарисовки листьев и веток

1

5

6

3

Зарисовки веток с тональным решением

1

5

6

4

Краткосрочные зарисовки бытовых предметов с осью симметрии и осью вращения

1

7

8

5

Натюрморт из двух предметов

1

5

6

6

Рисунок натюрморта в тоне

1

7

8


II - четверть




7

Зарисовка шара (гипс)

1

7

8

8

Изображение простейших складок

1

7

8

9

Натюрморт из 2-х - 3-х предметов на нейтральном фоне

1

11

12


III - четверть




10

Создание натюрморта из 2-х - 3-х предметов

2

10

12

11

Натюрморт из 2-х - 3-х предметов на контрастном фоне

2

10

12

12

Обобщающее занятие по теме

-

4

4


IV - четверть




13

Натюрморт из 2-х - 3-х предметов. Тональные отношения

1

11

12

14

Экзаменационная работа

Составление композиции

2

10

12







Итого:

16

128

144


Учебно-тематический план второго года обучения



Количество часов занятий


Темы

Теоре-тические

Практи-ческие

Всего


I - четверть

Вводное занятие. Свойства рисовальных материалов

1


5


6

1

Линейные зарисовки предметов с осями вращения

1

7

8

2

Линейная перспектива геометрических тел на плоскости

1

7

8

3

Рисунок геометрического тела в тоне (куб)

1

11

12

4

Композиция из предметов геометрических форм

2

20

22


II - четверть









5

Декоративная композиция предметов

1

23

24

6

Линейная перспектива геометрических тел на плоскости


2

10

12


III - четверть




7

Зарисовки чучел птиц

1

11

12

8

Творческий натюрморт

2

22

24

9

Натюрморт их трех предметов разной фактуры


2

10

12


IV - четверть




10

Декоративный натюрморт

2

22

24

11

12

Зарисовки птиц, животных

Составление композиции и выполнение в материале

2

2

18

30

20

32







Итого:

20

196

216

Учебно-тематический план третьего года обучения



Количество часов занятий


Темы

Теоре-тические

Практи-ческие

Всего


I - четверть




1

Стилизация предметов

2

10

12

2

Стилизованный натюрморт

4

10

14

3

Изобразительные возможности линии.

Зарисовки фигуры человека


2

8

10


II - четверть




4

Декоративный рисунок для батика

2

10

12


Цветовое решение

2

10

12


Выполнение в материале


2

18

20


III - четверть




5

Тематический рисунок в разной технике

4

20

24

6

Творческий рисунок пастелью


2

22

24


IV - четверть




7

Архитектурные зарисовки

2

14

16

8

Портретные зарисовки

2

10

12

9

Составление композиции

2

22

24

10

Творческая работа учащихся в материале

6

30

36




































Итого:

32

84

216

Программа первого года обучения: учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.

Программа второго года обучения: учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Программа третьего года обучения: учащиеся продолжают углублять творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.

Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности;

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно);

- элементарные правила построения предмета;

- простейшие сведения линейной перспективе, линии горизонта, много плановости, точки схода;

- об основных средствах композиции, объема, пространства и среды;

- об особенностях работы карандашом.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш;

- свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение;

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;

- чувствовать гармоничное сочетание линий.

К концу второго года обучения.

Учащиеся должны знать:

- Правила техники безопасности.

- Основные жанры и виды изобразительного искусства.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков тона ).

- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

- Изменение тона в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты тона).

- Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).

- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).

- О деятельности художника, скульптора, народных мастеров.

Учащиеся должны уметь:

- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть.

- Свободно работать карандашом.

- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

- чувствовать определять красоту линий, формы, тональных оттенков, объектов в действительности и в изображении.

- Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.

- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.

- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение.

- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером в рисунке.

- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

- Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

К концу третьего года.

Учащиеся должны знать:

- Правила техники безопасности.

- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Хохлома, Городец).

- Об особенностях работы графическими инструментами.

- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства.

- Основные средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит) в декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся должны уметь:

- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, изделие.

- Свободно работать карандашом.

- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.

- Чувствовать гармоничное сочетание предметов, изящество их форм, очертаний.

- Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

- Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

- Передавать на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

- Использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- выставка работ.

Ожидаемые результаты образовательной деятельности.

В результате освоения обязательного минимума содержания выпускники должны:

Иметь представление:

- об изобразительном искусстве как виде искусства, о его роли в жизни человека, о взаимосвязи изобразительного и других видов искусств;

- о целостности специфики образного языка, видов пластических искусств, о жанровом разнообразии и специфике исторического развития основных жанров пластических искусств;

- о специфике национального искусства народов России;

о выдающихся представителях пластических искусств своей страны и мира, их основных произведениях, об основных музеях изобразительного, декоративного искусства и архитектуры нашей страны и мира и их роли в развитии, сохранении культуры России и человечества;

- об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи, приемах переработки реальной формы в декоративные;

- об общности древнейших истоков содержания орнаментальных мотивов в искусстве народов России и мира, о мифотворчестве и мировосприятии народного мастера на любом континенте;

- о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов разных стран и народов, об образах художественных вещей различных как по материалу, так и по технологии.

Иметь опыт:

- использования рисунка, формы, пространства в решении практических работ, видов и жанров пластических искусств;

- владения на доступном уровне основами светотени, композиции, колорита (соответственно с образными задачами), решения пространства в объеме и на плоскости (линейная и цветовая перспектива), передачи пропорции лица и тела человека, характерных движений фигур;

- изображения натюрморта из двух или трех предметов с драпировкой, пейзажа, портрета на соответствующем возрасту уровне;

- комплексной оценке художественных качеств произведения народного и декоративно-прикладного искусства на основе взаимосвязи, формы предмета с его функциональным назначением, соотношения формы и материала, формы и украшения, синтеза эстетического, функционального и духовного;

- узнавать разные приемы трансформации природных форм в декоративные;

- приводить примеры произведений народного и декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены черты национального своеобразия;

- сравнивать воплощение одной и той же идеи в разных видах народного и художественного творчества; устойчивость тем и образов в искусстве народов мира; образы - типы, которые проносят через века представления народа о красоте и добре;

- применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды, используя теоретический материал по истории материальной культуры, экологии культуры и среды, развитию взаимоотношений системы "человек - среда";

- определять "общее" в языке разных видов искусства, единства образной системы в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- высказывать оценочные суждения о шедеврах русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры;

- проявлять историческую и культурную память в знании национальных особенностей облика русского дома, народного костюма в соответствии с особенностями жизни человека прошлых эпох; в умении видеть черты национального своеобразия в облике людей, в произведениях народного и профессионального искусства; в понимании самых разнообразных региональных стилевых особенностей русского фольклора и изобразительно-пластического народного искусства с выявлением их общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности;

- проявлять интерес к местной, региональной, национальной специфике традиционного и профессионального искусства как способу выявления индивидуальности человека наступающего тысячелетия.

Учет и контроль организации образовательного процесса:

- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность введения работы;

- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он выявляет полученные знания и умения по блокам;

- итоговый, проводимые после завершения четвертей, полугодия, экзаменационные - после завершения всей учебной программы.


Работа с родителями

Работа с родителями имеет большое значение. Общая тенденция современного времени - начинать обучать ребенка в более раннем возрасте, поэтому формирование группы первого года обучения приходится на два года моложе обычного. Программа гораздо объемнее и серьезнее. Задатки, способности, опыт детей неравномерны, поэтому необходим строгий индивидуальный подход.

Родительские собрания обязательны в начале и конце года. Беседы с родителями по телефону, индивидуальные встречи, посещение открытых уроков, выставок, организационная и финансовая помощь их неоценима. Интересны беседы ребят с родителями, профессии которых связаны с дизайном. Эти родители могут оказать помощь в организации экскурсий на предприятие. Родители -педагоги, помогают собирать дидактический материал, литературу. Они делятся своим педагогическим опытом.

Создан сайт для родителей, где они могут познакомиться с итогами выставок детских творческих работ. Родители могут получить консультации педагога. А также оставить свои отзывы и пожелания. Вся информация от родителей приходит на электронную почту педагога.

Адрес сайта для родителей преподавателя ИЗО Улановой Галины Алексеевны galinaizo.jimdo.com/


















Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

На занятиях по композиции в данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд - комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии , репродукция картин, таблицы, схемы).

Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:

- подборка наглядного материала, изделий народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.

- подборка технологических карт, схем;

- разработка творческих проектов;

- компьютер;

- видео материалы;

- тематические презентации;

- музыкальные записи.

Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:

- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 10 человек;

- столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

- оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности.

Помещение мастерской для занятий, должен отвечать всем требованиям безопасности труда.

- застекленные шкафы для выставки готовых работ;

- мольберты;

- планшеты;

- подрамники;

- софиты;

- натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в работе;

- инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе;

-расходные материалы: бумага, карандаш, гуашевые краски, красители «Батик», палитра, подрамник ;

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков;

- дидактический и лекционный материал, методики по выполнению творческих работ обучающихся.

- обеспечение программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов;

- дидактический и лекционный материал, методики по выполнению творческих работ обучающихся.










Список использованной литературы


Нормативные документы, регламентирующие обра­зовательную деятельность педагога:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 9 СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20 июня 2003 года)

  4. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей от 26 июня 2012 г. №504.

  5. Устав МОУ ДОД ЦВР

Список литературы для педагога:

  1. А в с и я н О. А. Натура и рисование по представлению.-М.,1985.

  2. А к с е н о в К. Н. Рисунок.-М.,1987.

  3. Б а р щ А. О. Наброски и зарисовкию.-М.,1957.

  4. Б а р щ А. О. Рисунок в средней художественной школе.-М.,1957.

  5. Б е д а Г. В. Основы изобразительной грамоты.-М.,1989.

  6. В а т а г и н В. А. Изображение животного: Записки анималиста.-М.,1957.

  7. Д е й н е к а А. А. Учись рисовать.-М.,1961.

  8. К а р д о в с к и й Д. Н. Об искусстве.-М.,1960.

  9. К а р п о в Г. Н. Изображение птиц и зверей.-М.,1961.

  10. К а р ц е р Ю. М. Рисунок и живопись.-М.,1992.

  11. К и р и л л о А. А. Учителю об изобразительных материалах.-М.,1971.

  12. К о р о в и н К. Жизнь и творчество: Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Н. М. Молева.-М.,1963.

  13. К р а м с к о й И. Н. Письма, статьи-М.,1965-1966.

  14. К р ы м о в Н. П. Художник и педагог-М.,1960.

  15. К у з и н В. С. Наброски и зарисовки-М.,1981.

  16. К у з и н В. С., К у б ы ш к и н а Э. И. Изобразительное искусство. 1-2 классы: Учебник: В 2 ч.-М.,1997.

  17. К у з и н В. С., К у б ы ш к и н а Э. И. Изобразительное искусство. 3-4 классы: Учебник: В 2 ч.-М.,1997.

  18. К у з и н В. С. Изобразительное искусство и методики его преподавания в школе: Учебник-М.,1998.

  19. Р а б и н о в и ч М. У. Пластическая анатомия и изображение человека на её.-М.,1985.

  20. Р е п и н Е. И. Далёкое и близкое.-М.,1964.

  21. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, У. В. Шорохов-М.,1984.

  22. Р о с т о в ц е в Н. Н. История методов обучению рисованию: Зарубежная школа рисунка-М.,1981.

  23. Р о с т о в ц е в Н. Н. История методов обучению рисованию: Русская и советская школа рисунка-М.,1982.

  24. Р о с т о в ц е в Н. Н. Рисование головы человека-М.,1989.

  25. Р о с т о в ц е в Н. Н. Учебный рисунок-М.,1985.

  26. Т е р е н ь т ь е в А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства-М.,1981.

  27. Т и х а н о в а В. А. Птицы и звери Василия Ватагина-М.,1987.

  28. Учебный рисунок в Академии художеств-М., 1990.

  29. Ч и с т а к о в П. П. Письма, записные книжки, воспоминания-Л; М.,1953

  30. Щ и п а н о в А. С. Юным любителям кисти и резца.-М.,1981.

  31. Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983.

  32. "Юный художник", журнал.



© 2010-2022