Самоанализ открытого урока по ИЗО «Изображение и фантазия»

                 Самоанализ открытого урока по ИЗО «Изображение и фантазия».     1.Данный урок проводился во 2  классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные,   живые и подвижные. Отношения  внутри коллектива доброжелательные. 2. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы - Б.Н. Неменский. Данный урок взаимосвязан с предыдущими уроками темы, т.к. он я...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ открытого урока по ИЗО «Изображение и фантазия».

1.Данный урок проводился во 2 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные, живые и подвижные. Отношения внутри коллектива доброжелательные.

2. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы - Б.Н. Неменский. Данный урок взаимосвязан с предыдущими уроками темы, т.к. он является частью II раздела « Реальность и фантазия» и ему непосредственно предшествовал урок « Изображение и реальность.» Поэтому после изображения представителей реально существующего животного мира , где дети научились передавать пропорции основных частей тела , дополнять их деталями, рисуя с натуры , мы перешли к фантазийным персонажам, где им пригодились навыки сравнения, обобщения и композиционного размещения на листе частей тела. Последующие уроки будут зависеть от успешности усвоения данной темы, т.к. она является базовой для формирования принципов создания фантастических образов, т.к. темы следующих уроков таковы: « Украшение и реальность», «Украшение и фантазия», «Построение и реальность», «Построение и фантазия».

3. Цели урока: совершенствовать умения и навыки в стилизации объекта , научить передавать образные представления о персонажах, своё отношение к изображаемому, развивать творческие способности, фантазию, совершенствовать технику работы графическими материалами, воспитывать любовь к животным.

На уроке решались следующие задачи:

Задачи урока: дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании графических материалов; развивать умение сравнивать комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности, использование физкультпаузы.

Личностные УУД: осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Метапредметные УУД:-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.-Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.-Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

ПредметныеУУД: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинировании форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ. В его содержании отобраны принципы: наглядностиа, доступности, связь с жизнью, принцип проблемного обучения.

4.Весь учебный материал в доступной и наглядной форме я предложила в виде видеопрезентации, которую назвала « Как появляются фантастические и сказочные животные?» .Это дало возможность установить и решать проблему коллективно, поэтапно рассматривая 4 принципа, которые, на мой взгляд, являются основными в создании фантастического образа:

-упрощение формы и цвета,

-комбинирование частей,

-декорирование,

-одушевление (очеловечивание)

Для эффективности усвоения материала я использовала разнообразные методы: метод стимулирования и мотивации, метод наблюдений натуры и ее трансформация, показ приемов изображения; демонстрация как фото-,видеоматериала, так и показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Из словесных: вопросы, объяснение, поощрение, совет и др.

В качестве методических приемов обучения я использовала сказку, проблемную ситуацию, игру и упражнение.

Из основных форм обучения я выбрала сочетание индивидуальной и коллективной формы работы , а также игру при решении проблемных задач.

5,6. Предварительно кабинет был подготовлен к приходу учеников( на столах разложены листы для 2-х практических заданий, на доске подготовлен лист А2 , маркеры, вывешены фото животных.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение),

Повтор пройденного на прошлом уроке помог логически подойти к новой теме, о которой дети догадались сами. Тема урока в виде вопроса была оформлена на слайде видеопрезентации. Был задан аналогичный вопрос тому, который прозвучал в повторении пройденного « Что необходимо художнику кроме наблюдательности и мастерства?» Он подвел уч-ся к размышлению о том, что же такое фантазия, для чего она нужна и откуда берет свое начало.

Таким образом , 2 и 3 слайд наглядно продемонстрировал как художник , упрощая форму и цвет, превращает реалистичные изображения в фантазийные. Дети активно анализировали форму и цвет и самостоятельно пришли к такому выводу.

Для раскрытия следующего принципа создания фантастического животного я использовала метод удивления и продемонстрировала фотомонтаж известных фотомастеров, где фантастический объект был получен в результате комбинации частей разных животных( слайды4-7) .Это вызвало нескрываемый восторг у детей. В результате чего им самим захотелось попробовать себя в роли художников-фантастов. К доске были приглашены 2 добровольца, которых развернули лицом к классу, чтобы они не видели как я на формате А2 нарисовала голову поросенка и, закрыв рисунок бумагой, предложила ученикам по очереди его продолжить . В итоге, класс стал свидетелем появления « на свет» диковинного зверя с головой свиньи, туловищем слона и хвостом рыбы. Творческий процесс захватил весь класс и мы поиграли коллективно, создавая фантастических героев, работая за партой по парам. Для этого использовали приготовленные заранее листы А4. Сначала правая половина ряда начинала рисовать, а левая отворачивалась в сторону, затем левая продолжала рисовать. Полученный «продукт» коллективной фантазии нужно было как-то назвать и вывесить на доске. Результат превзошел все ожидания. И мы дружно поапплодировали нашей фантазии. На вопрос « почему нет ни одного повтора? Все пришли к выводу, что по причине того, что все мы разные!

Третий принцип создания фантастических животных мы рассмотрели на слайдах 8,9, посвященых декорированию формы. Выяснили, что это принцип украшения реальности, как формы, так и ее цвета.

На слайде10,11 ученикам предложила определить ,что необычного они заметили на иллюстрациях Ю. Васнецова? Дети увидели 4 принцип- одушевления, очеловечивания животного. Для его закрепления я использовала игру-сказку. Рассказала о лесной полянке, где я нашла объявление « Ищу друга!», якобы оставленную обитателями леса. И предложила им помочь, нарисовав им друзей способом одушевления . Затем предложила потанцевать с обитателями леса, представив в танце того, кого они хотят изобразить. Использовала для такой физминутки видеоролик с танцующими мультзверями. Дети очень охотно вошли в образ и размялись физически. По окончании работы графическими материалами (цв. карандаш, фломастеры) ребята должны были собрать своих героев на полянке (кл. доске) и представить их для знакомства.

В завершении я предложила, пока наши будущие друзья знакомятся, мы повторим пройденный материал. Материал был успешно усвоен. Я поблагодарила их за активное участие, отменила их творчество. Осталось только убрать свои рабочие места.

7,8. Структура урока была построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Объём материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.

Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала я чередовала формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность учащихся была организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ, т.к. это наиболее эффективно. Дети очень любят уроки с яркой наглядностью, видеороликами. Для смены деятельности применяла физминутку , а также работа в игровой форме давала им возможность свободно перемещаться по классу. Дети с удовольствием выполняли предложенные задания. Работа получилась интересной и радостной. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным и увлекательным .И установить сотрудничество между мной и детьми не составило никакого труда.

Сказка позволила создать необходимый эмоциональный настрой и сделала знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным. Проблемная ситуация послужила средством активизации мышления и воображения, помогла школьникам почувствовать себя исследователями. Таким образом, на уроке ребенку отведена была роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса создания фантастического объекта.

Я осталась довольна результатами урока. Цель была достигнута, поставленные задачи выполнены, дети остались довольны и ушли в хорошем настроении.


© 2010-2022