• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении»

Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении»

Методическая разработка описывает интегрированное занятие двух коллективов: коллектива "ИЗО" и коллектива "Керамика". Интегрированное занятие посвящено знакомству обучающихся с традиционными обрядами совершавшимися в дни зимнего и летнего солнцеворота. Оно является вводным и готовит ребят к созданию коллективной композиции "Солнцеворот". Эта композиция будет представлена на городской выставке проектов. В разработке представлен план проведения занятия, планы бесед, вопросы для закрепления материа...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Педагог дополнительного образования

Атрошенко М.В.

Программа

«Детское творчество в гончарных изделиях»

Год обучения

2,3

Возраст обучающихся

3-8 классы

Педагог дополнительного образования

Ковалькова Л.В

Программа

«Фантазия», «Графическая композиция»

Год обучения

1, 3

Возраст обучающихся

4-8 классы


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


По проведению открытого интегрированного занятия по теме:

«Традиционные персонажи празднования

зимнего и летнего солнцестояния

в творческом изображении».











Санкт-Петербург

2015 год


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Пояснительная записка.

  2. Время проведения

  3. Участники.

  4. Цель.

  5. Задачи.

  6. Оформление кабинета.

  7. План проведения занятия.

  8. План беседы: «Традиции празднования зимнего солнцестояния» - педагог Ковалькова Л.В.

  9. План беседы: «Традиции празднования летнего солнцестояния» - педагог Атрошенко М.В.

  10. Вопросы на закрепление материала.

  11. Задание для самостоятельной работы; техника исполнения.

  12. Составление коллективной композиции.

  13. Список литературы.

  14. Приложения.

  15. Продолжение работы.



  1. Пояснительная записка.

Данное занятие является подготовительным к участию в городском конкурсе-фестивале детских студий материально-художественного творчества «Круг друзей». Тема фестиваля: «СОЛНЦЕВОРОТ». Идея фестиваля состоит в том, чтобы дети могли проявить себя в разных качествах в процессе работы над проектом, познакомиться с творчеством детей из таких же студий и друг с другом.

Разрабатывая эту тему, педагоги хотят подробно познакомить детей с культурными традициями и обрядами празднования зимних и летних дней солнцестояния, раскрыть глубинный смысл обрядовой символики, показать многообразие и красоту русского народного костюма. В задачу педагогов входит привлечение детей к активному и деятельному их участию в проведении самого занятия. Интегрированное занятие способствует всестороннему погружению в заданную тему, предполагает глубокое изучение разных аспектов темы, включает элементы проигрывания обрядов.

В итоге интегрированного занятия ребята должны создать проект коллективной композиции «Солнцеврорт». Работа по выбранной теме будет охватывать серию занятий, в ходе которой каждый из участников проекта выполнит свою часть композиции.

  1. Время проведения:

5 февраля 2015 года.

  1. Участники:

  • Обучающиеся 3-ого года обучения по программе «Фантазия» (4-6 класс, 3 человека)-педагог Ковалькова Л.В.

  • Обучающиеся 1-ого года обучения по программе «Графическая композиция» (6-8 класс, 3 человека)-педагог Ковалькова Л.В.

  • Обучающиеся 2-ого года обучения по программе «Детское творчество в гончарных изделиях» (3-8 класс, 6 человек)-педагог Атрошенко М.В.

  • Педагоги Ковалькова Л.В. и Атрошенко М.В., родители, методисты.

  1. Цель занятия:

Создание проекта коллективной композиции «Солнцеврорт» творческим коллективом обучающихся.


  1. Задачи:

1. Обучающие

  • Познакомить со значением и символикой обрядов празднования дней зимнего и летнего солнцестояния;

  • Познакомить с использованием цвета, декора, украшений в создании ансамбля костюма участника обряда;

  • Отразить изученный материал в творческих работах.

2. Развивающие

  • Стимулировать чувства собранности и концентрации внимания на заданной теме;

  • Развить любознательность, вдумчивое отношение к предмету изучения;


    Содержание

    Исполнитель

    Время на выполнение

    Вступительное слово

    Атрошенко М.В.

    5 мин.

    Беседа: «Традиции празднования зимнего солнцестояния»

    Ковалькова Л.В.

    15 мин.

    Беседа: «Традиции празднования летнего солнцестояния»

    Атрошенко М.В.

    15 мин.

    Вопросы на закрепление материала.

    Атрошенко М.В.

    Ковалькова Л.В.

    10 мин.

    Переменка


    10 мин.

    Задание для самостоятельной работы; техника исполнения.

    Атрошенко М.В.

    5 мин.

    Выполнение самостоятельной работы

    Обучающиеся

    20 мин.

    Составление коллективной композиции.

    Обучающиеся

    15 мин.

    Обсуждение коллективной композиции.

    Обучающиеся, педагоги

    5 мин.



    И Т О Г О :

    1час 40 мин.

  • Пробудить заинтересованность к изучению родной культуры, истории;

3. Воспитательные

  • Воспитать самостоятельность, самоорганизацию, ответственность в процессе выполнения заданий.

  • Привить умение работать в коллективе и соподчинять свои замыслы общей цели композиции.


  1. Оформление кабинета.

В кабинете приготовлена аппаратура для показа видеоматериалов по теме занятия. На столах и демонстрационных щитах расположены иллюстрации по русскому костюму, вышивке. Приготовлен материал для работы:

  • Бумага, карандаши, мелки, цветные бумага и картон,

  • Пластилин, стеки, клей, ножницы.


  1. План проведения занятия.

8. План беседы: «Традиции празднования зимнего солнцестояния»

  1. Самый короткий день и самая длинная ночь в году - 22 декабря - день зимнего солнцестояния.

  2. Традиционные занятия в эти дни;

  3. Мифические герои колядования;

  4. Колядки, угощения;

  5. Цветовая гамма, декоративность, ансамблевость праздничных костюмов.

9. План беседы: «Традиции празднования летнего солнцестояния»

  1. Самый длинный день и самая короткая ночь 21-22 июня

  2. Празднование на Руси дня Купайлы

  3. Обряды праздника

  4. Гадания и поверья

10. Вопросы на закрепление материала:

  1. Какие персонажи участвовали в обряде колядования?

  2. Из каких основных элементов состоит мужской и женский костюмы?

  3. Элементы декора и его расположение на костюме.

  4. Перечислите элементы костюмов и атрибуты колядовщиков.

  5. Суть праздника Дня Купайлы?

  6. Какие три природные стихии участвовали в обрядах праздника?

11. Задание для самостоятельной работы на занятии:

Выполните графический рисунок или вылепите из пластилина любой персонаж обряда с детальной проработкой костюма и дополнительных атрибутов. На работу вам дается 20 минут. Затем мы посмотрим и обсудим ваши работы. Работ будут оцениваться по следующим критериям:

  1. Проявление индивидуальной выдумки и фантазии.

  2. Полнота использования элементов костюма и его декора.

  3. Соблюдение заданного формата и техники исполнения.

12. Составление коллективной композиции.

А теперь давайте составим общую композицию праздника, используя ваши работы и дорисовывая необходимые детали для полноты и выразительности композиции.

После осуждения выполненных работ и предложений по составлению эскиза будущей композиции, ребята пришли к следующему варианту:

  • Коллектив педагога Ковальковой Л. В. выполняет персонажей зимнего праздника Коляды в технике бумажной пластики;

  • Коллектив педагога Атрошенко М. В. выполняет персонажей летнего праздника Купайлы;

  • Персонажи расположатся по кругу, в центре которого находится костер. А над всей композицией висит большое солнце, выполненное из цветной бумаги.

13. Список литературы.


  1. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Художник РСФСР, Л., 1984.

  2. Харченкова Л. По одежке встречают… Секреты русского костюма.

  3. Лингвистический словарь. Астра-люкс, С-Пб., 1994.

  4. Жюльен Н. Словарь символов, Урал LTD, Челябинск, 1999.

  5. Издательский дом «Дрофа», М., СПб.,2000.

  6. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. «Паритет», С-Пб., 2001.

  7. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. «Издательство союз», С-Пб., 2000.

  8. ru.wikipedia.org/

  9. city-n.ru

  10. hv-life.ru


П Р И Л О Ж Е Н И Я:


Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».

Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».


Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».


Продолжение работы над проектом.


Работа над проектом продолжилась в коллективах самостоятельно.

Коллектив средней группы «Фантазия» выполнял работу по созданию персонажей в технике бумажной пластики. За основу элементов композиции был выбран белый ватман с применением металлизированной пленки. Рисунок на пленке выполнен в технике «граттаж».

Коллектив старшей группы «Графическая композиция» создавал композицию «Солнце». Сперва мы выполнили предварительное задание «солнышко». Затем эскиз солнца выполнила Клименко Таня (13 лет). Он всем очень понравился. Коллективно мы решили, как выполнить задумку в объёме, какой цвет выбрать для каждого элемента композиции. Работа шла очень дружно, каждому нашлась задача по его силам и возможностям. Коллективы групп помогали друг другу.

Коллектив студии керамики выполнял свою часть работы из глины, ребята лепили персонажей праздника летнего солнцестояния, особое внимание уделялось русскому костюму, его деталям и колориту. Также мы сделали эскизы солярных знаков, а потом выполнили их из глины.

Второй этап работы заключался в раскрашивании изделий,з а основу мы взяли роспись дымковской игрушки, в которой нет полутонов, только яркий,ч истый цвет. В итоге изделия получились очень красочные и декоративные. Персонажи очень хорошо отображают настроение радости и веселья летнего праздника солнцестояния.

Список литературы.


  1. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир. «Диамант», «Валери СПб». СПб 1997.

  2. Кабаченко Сергей. Бумажные человечки. Москва, ЭКСМО, 2010.

  3. Корнева Галина. Бумага играем-вырезаем-клеим. Санкт-Петербург, КРИСТАЛЛ, 2001.

  4. dymka.teploruk.ru/

  5. vk.com/russkij_kostjum




П Р И Л О Ж Е Н И Я:

Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».Методическая разработка по ИЗО на тему «Традиционные персонажи празднования зимнего и летнего солнцестояния в творческом изображении».

© 2010-2022