• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Хочу всё знать». «Деятельностный подход во внеурочной деятельности»

Из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Хочу всё знать». «Деятельностный подход во внеурочной деятельности»

Научить  ребёнка  играть в шахматы можно только сидя с ним перед шахматной доской с фигурами,  плавать – только  находясь в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает:  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд № 1

Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует потребность в саморазвитии, самообразовании.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому мне как учителю необходимо на уроке не только всё доступно рассказать, но и научить ребёнка мыслить, а также привить ему навыки практических действий.

Слайд № 2

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала японскую пословицу, которая, на мой взгляд, очень точно передаёт суть сегодняшней темы.

Слайд № 3

Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся становится решение задач, т.е., освоение новых видов деятельности - учебно-исследовательской, поисковой, творческой и др.

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется

системно - деятельностным,

КОТОРЫЙ и лежит в основе ФГОС.

Согласитесь, что научить ребёнка играть в шахматы можно только сидя с ним перед шахматной доской с фигурами, плавать - только находясь в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Слайд № 4

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Слайд № 5

Итак, внеурочное занятие.

Чтобы выяснить о наличие познавательного интереса, детям было предложено дома найти информацию о самых больших и самых маленьких яйцах птиц в природе.

Детьми была сформулирована и скорректирована учителем тема занятия: Опыт «Варёное и сырое яйцо»

В соответствии с поставленной целью была спланирована работа.

Работаем в группах:

  • Выдвигаем гипотезы

  • Наблюдаем за объектами

  • Выполняем опыты

  • Делаем выводы

Слайд № 6

В процессе игры «Найди маму» выяснили, что не всё так просто. Особые затруднения были с определением гусиного и индюшачьего яиц.

Слайд № 7 Игра

Слайд № 8

В результате игры возник положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу: «С малой удачи начинается большой успех»

Перед ребятами задача: два совершенно одинаковых яйца: варёное и сырое. Определить где какое и промаркировать.

Таким образом, на этапе Постановки учебной задачи обсуждали затруднения «Чего мы еще не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Слайд № 9

Яйца взвешивали, слушали, лизали, встряхивали… Много гипотез выдвигали, много спорили

Слайд № 10

Этап: Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Организована коллективная деятельность детей в форме мозгового штурма Способы: диалог, групповая работа.

В итоге работы яйца промаркировали. При этом во 2-ой группе была девочка, которая умела определять это бытовым путём, покрутив на столе, она и убедила свою группу в правильности выбора. Оппоненты так до конца и не поверили в простоту данного опыта, поэтому разбили на их взгляд «варёное» яйцо. Вся тарелка…

Слайд № 11

Опыт № 2 с сырым яйцом. Тонет или нет?

Слайд № 12

Проблем стояло несколько: Яйцо поместили в воду, и оно утонуло.

Что надо сделать, чтобы яйцо всплыло и стало плавать на поверхности?

А теперь самое интересное! Когда яйцо будет плавать посередине?

Слайд № 13

Этап: Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы.

Вопросы:

Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?

Какие получили результаты? Где можно применить новое знание?

Слайд № 14

Опыт № 3 с варёным яйцом. Яйцо в бутылке?

Слайд № 15

Учитель предлагает высказать предположения - может ли яйцо само запрыгнуть в эту бутылку?

Для подтверждения гипотез предлагается выполнить следующий опыт.

В исполнении учителя: ПРОДЕЛЫВАЮ.

Слайд № 16

На этапе Рефлексии деятельности организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.

Слайд № 17

Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Таким образом, Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Применяя Деятельностный подход на уроках и во внеурочной деятельности, я добилась значительных результатов в развитии своих учеников. Дети научились мыслить логически, не ждут готовых знаний, а добывают их сами; умеют работать в группах, парах, выслушивать позицию других и отстаивать собственное мнение.

Слайд № 18

В качестве заключения:



  • Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
    Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
    Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
    Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
    Учебное действие - действие по созданию образа.
    Образ - слово, рисунок, схема, план.
    Оценочное действие - я умею! У меня получится!
    Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)



© 2010-2022