- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Haзина Л.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
З
доровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
Учитель изобразительного искусства
НАЗИНА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА,
ГБОУ СОШ 777
«Как это возможно?»- спросят многие из вас.
«Нельзя! Да и не нужно!» - воскликнут многие.
Но, я уверена, что каждый учитель, входя в класс, совершает это маленькое чудо каждый день. А в особенности, учителя художественной культуры. Научить счастью способности понимать другого человека, то есть счастье дружбы и любви, счастье семьи. Научить счастью творческого труда в любой человеческой деятельности. Радость достижения результатов, радость этого процесса и радость его итогов. Справиться с эмоциональными волнениями, психическими расстройствами и даже с физической болью помогает искусство.
Что такое карандаш в руках первоклассника? Пустяк? Нет, это целый мир. Ребенок готов рассказать о нем, рассказать о своем сокровенном. Важно не торопиться, помочь ему почувствовать наше внимание и поддержку. Ну, а когда найдено взаимопонимание, начнется учеба. Длинный путь- шаг за шагом, ступенька за ступенькой. Обучение изобразительной грамоте? Нет, обучение счастью.
Более семнадцати лет преподаю изобразительное искусство по программе
Б.М. Неменского. Автор программы ведет нас с ребятами к познанию всего мира и к изучению своих национальных традиций. Собственные наблюдения, переживания ребята учатся выражать в цвете, линиях, образах.
Рисовать можно все: «доброе и злое, прекрасное и ужасное. Важно научить правильно воспринимать различные явления. Детский рисунок - это сильное психологическое развивающее средство. Зачастую, ребятам уже в раннем возрасте приходится сталкиваться с сильными психическими напряжениями.
Занимаясь рисованием, ребенок переносит на бумагу свое эмоциональное состояние. Если после работы красками или карандашами удается достичь психического равновесия, то можно говорить о том, что изобразительное искусство играет важную роль в сохранении здоровья.
Любой рисунок, каждое произведение художника может оказывать на человека то или иное воздействие и иметь свою энергетику - позитивную или негативную. Здесь все имеет значение: само изображение, цветовая гамма, настроение, с каким художник рисовал или писал картину.
Обсуждение своих работ и работ одноклассников - один из важных моментов урока. Необходимо сразу скорректировать высказывания ребят. Обсудить то, о чем та или иная работа. Что хотел сказать автор. Какие образы, цвета помогли это сделать. Разговор о качестве работы оставляю для индивидуальной беседы, делая конкретные замечания и практические рекомендации. Часто ребенку трудно объяснить, почему он нарисовал тот или иной предмет выбрал какие - либо цвета. Язык цвета помогает понять окружающим юного художника.
Синий - потребность в покое и отдыхе.
Зеленый цвет олицетворяет гордость, стремление к независимости, заботе о здоровье.
Красный - энергия, радость от своей деятельности.
Желтый- необходимость в радостных переживаниях, реализации своей мечты.
Фиолетовый - синтементальноть, жажда романтических приключений.
Оранжевый - стремление человека к самораскрытию и установлению контактов с окружающими. Оранжевый - это цвет освобождающий. Раскрепощающий, способствующий терпимому и доверительному отношению людей друг к другу.
(по Максу Люшеру).
Так значит мечта не обязательно розовая?
Да, совсем не обязательно! Главное, чтобы она непременно была. Научить детей мечтать, идти к своей мечте. Преодолевать жизненные трудности без вреда собственному здоровью - главная задача предметов искусства в общеобразовательной школе.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО:
-
Динамические паузы, физкульминутки для глаз, например, рисуем глазами (начальная школа)
-
Применение игровых моментов с движениями учащихся (начальная школа)
-
Элементы релаксации (например, использование аудио записей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй»)
-
Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки и т. д.)
-
Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
-
Чередование видов учебной деятельности
-
Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности