Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Тема: Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.  Цели: -                      познакомить учащихся с основами цветоведения; -                      дать понятие цветового круга, основных, составных цве­тов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов; -                      учить находить гармонические цветовые сочетания; -                      смешивать краски для получения нужного цвета, оттенка; -                      развивать творческое воображение, уме...                                   Учитель. Вся природа вокруг нас сверкает разнообраз­ными красками. С древнейших времен цвет тесно связан с ду­ховной жизнью человека. Люди наделяли его ритуальными и магическим свойствами. Разные цвета обладают исторически сложившейся символи­кой. Например, белый цвет символизирует чистоту, благородст­во и святость, красный - величие и страдание, черный - мрак, смерть, горе. Учитель. Цвет оказывает сильное воздействие на эмоции человека. Красный цвет - возбуждает, согревает, ор...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»

Караганда

Разработала: Парахина М.Н.

Тема: Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Занятие кружка «Палитра»

Тема: Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Цели:

  • познакомить учащихся с основами цветоведения;

  • дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов;

  • учить находить гармонические цветовые сочетания;

  • смешивать краски для получения нужного цвета, оттенка;

  • развивать творческое воображение, умение выражать цветом свои мироощущения;

  • воспитывать художественный вкус.

Оборудование:

  • таблицы «цветовой круг», «теплые и холодные цвета», «дополнительные цвета»;

  • образец педагогического рисунка.

Словарь: цвет, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета, тональность, насыщенность, оттенок, теплые и холодные цвета, тон.

Ход урока I. Организация урока.

  • Приветствие.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Выполнение задания на развитие техники рисования.

Используя данные фигуры, нарисуйте различные рисунки.

  • Смачивание красок.



Учитель. Вся природа вокруг нас сверкает разнообразными красками. С древнейших времен цвет тесно связан с духовной жизнью человека. Люди наделяли его ритуальными и магическим свойствами.

Разные цвета обладают исторически сложившейся символикой. Например, белый цвет символизирует чистоту, благородство и святость, красный - величие и страдание, черный - мрак, смерть, горе.

Учитель. Цвет оказывает сильное воздействие на эмоции человека. Красный цвет - возбуждает, согревает, оранжевый - тонизирует, зеленый - успокаивает, фиолетовый - угнетает. Наполненный особым внутренним содержанием, цвет, по словам поэта, - вестник печали и вестник надежды, траура вестник и вестник мечты», а «краски память нашу будят, краски чувства наши будят». Именно поэтому цвет в изобразительном искусстве - это одно из главных выразительных средств, и языку цвета надо учиться.

III. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений.

1. Цвет как физическое явление.

Учитель. Свет - это форма энергии, электромагнитное излучение, которое обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами.

Эксперимент, проведенный некогда Ньютоном, показал, что луч света, проходящий через призму, разделяется на семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий (индиго) и фиолетовый. Каждый из них представляет собой волну определенной длины. Поскольку все тела обладают тем или иным цветом, мы можем различать цвета только благодаря наличию света. Зайдите в темную комнату, и вы поймете, что имеется в виду.

Человеческий глаз воспринимает тот или иной цвет, потому что в тот момент, когда свет попадает на поверхность, волны определенной длины поглощаются этой поверхностью, а другие волны отражаются от нее.

Мы видим синий цвет, когда поверхность отражает волны синего цвета и поглощает все остальные волны.

Мы видим красный цвет, когда поверхность отражает волны красного цвета и поглощает все остальные волны.

Когда мы видим черный цвет, это значит, что все световые волны поглощаются этой поверхностью. Если перед нами белая поверхность - все световые волны отражаются от нее. Все многообразие цветов представляет собой комбинации поглощенных и отраженных световых волн.

Информация о воспринятом цвете передается в головной мозг. Сетчатка глаза полностью состоит из нервных окончаний, которые позволяют различать световые волны различной длины.

В поисках системы. Поворотный момент в изучении феномена цвета наступил в 1666 году, когда английский физик Исаак Ньютон выяснил, что луч света, проходящий через стеклянную призму, разделяется на несколько спектральных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. При обратном прохождении через другую призму цвета, смешиваясь, вновь образуют белый луч света.

Эти семь цветов составляют радугу - атмосферный феномен, восхищавший и увлекавший человека с древнейших времен. Природа этого феномена состоит в том, что мельчайшие капельки воды в воздухе «работают» как миниатюрные призмы, миллионы миниатюрных призм.

В 1704 году Ньютон опубликовал результаты исследований в своем фундаментальном труде «Оптика», заложив основу для современных исследований в этой области. Доказав волновую природу света, Ньютон решил проблему феномена цвета в общих чертах.

  • Основные, составные и производные цвета. Цветовой круг.

Учитель. В цветоведении различают первичные, вторичные и производные цвета. Первичными называются цвета, которые не могут быть получены сочетанием других цветов.

Три основных цвета - это красный, желтый и синий. Эти три цвета нельзя получить путем смешивания других цветов, их изготавливают промышленным способом.

В результате смешивания любых двух первичных цветов можно получить составной (вторичный) цвет. Красный и желтый дают оранжевый цвет, желтый и синий - зеленый, а красный и синий - фиолетовый цвет.

В результате смешивания основного цвета с любым из вторичных цветов, соседствующих с ним на цветовом круге, можно получить производный цвет третьего порядка. Так, красный и оранжевый цвет, желтый и оранжевый дают желто-оранжевый цвет, желтый и зеленый дают желто-зеленый цвет, синий и зеленый дают сине-зеленый цвет, фиолетовый и синий дают фиолетово-синий, а фиолетовый и красный дают фиолетово-красный цвет.

Путем комбинирования трех основных цветов и их производных можно получить набор из 12 оттенков. Впрочем, следует помнить, что производные цвета обычно темнее и «грязнее» по сравнению с исходными. В теории цветов принято представлять цветовой спектр в виде круговой диаграммы.

Цветовой круг является диаграммой, с помощью которой можно проиллюстрировать некоторые основные положения теории цвета. Он позволяет наглядно продемонстрировать, что представляют собой первичные, вторичные и производные цвета.Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.


  • Теплые и холодные цвета.

Учитель. Все цвета можно описать как теплые или холодные. На «теплой» половине диаграммы находятся красные, желтые и оранжевые цвета, «холодную» половину составляют зеленые, синие, фиолетовые. В каждом цвете содержится теплый или холодный признак. Так, кадмий красный считается теплым цветом, потому что он близок к оранжевому, а ализариновый красный считается холодным цветом, так как он близок к синему. Небесно-голубой считается холодным, потому что он близок к зеленому цвету, а ультрамарин считается теплым, так как он близок к красному.

  • Дополняющие (дополнительные) цвета.

Учитель. Оттенки, которые располагается на цветовом круге строго друг напротив друга, образуют так называемые комплементарные пары и называются дополняющими оттенками.

Дополняющие оттенки вступают в особые, комплементарные отношения. Если внимательно рассмотреть комплементарные пары на цветовом круге, можно обратить внимание на ряд особенностей.

В комплементарные отношения вступают либо первичный и вторичный оттенки (красный и зеленый, желтый и фиолетовый или синий и оранжевый), либо два производных оттенка третьего порядка: красно-оранжевый и сине-зеленый или желто-красный и фиолетово-красный и так далее). Еще одна особенность состоит в том, что в этих парах один оттенок всегда теплый, а другой - холодный.

Дополняющие оттенки отличаются неизменной насыщенностью и интенсивностью. Если дополняющие оттенки расположить рядом, появится эффект усиления. Иначе это называется эффектом одновременного зрительного контраста, результатом чего является остаточное изображение.

Действие эффекта можно продемонстрировать с помощью следующего эксперимента. Если пристально посмотреть на красный квадрат, а затем перевести взгляд на белую поверхность, то на ней можно увидеть так называемое остаточное изображение, своеобразный «призрак» квадрата, но зеленого цвета, то есть цвета, который составляет комплементарную пару красному. Зеленый цвет усиливает качественные характеристики красного цвета, так же как красный усиливает качественные характеристики зеленого. Если после красного квадрата пристально посмотреть на зеленый квадрат, в качестве остаточного изображения появится красный «призрак».

  • Словарная работа.

Учитель. Несмотря на то что разные изобразительные материалы могут использоваться по-разному, у них много общих свойств и характеристик. Поэтому каждому художнику не помешает знание основных терминов, используемых в теории цвета, чтобы представлять себе возможности всех изобразительных материалов.

Оттенок. Оттенок, по сути, то же, что и цвет. Красный, желтый и оранжевый можно назвать оттенками. Лимонный желтый, кадмий желтый и Камбоджа являются оттенками желтого и очень близки друг к другу.

Оттенок того или иного цвета можно сделать более темным, если к нему добавить немного черного цвета или цвета, составляющего комплементарную пару. Оттенок принципиально не меняется, просто становится темнее. Диапазон таких оттенков нередко бывает довольно широким и может варьировать от основного оттенка того или иного цвета до густого черного.

Тональность того или иного цвета можно сделать более светлую, если к нему добавить немного белого цвета или, как в случае с акварелью, разбавить краску водой.

Тон. Эта характеристика описывает тональность (соотношение светлого и темного) оттенка. Лимонный цвет светлый по тону, а индиго - темный. Однако, если к индиго добавить немного белого, новый оттенок по тону будет ближе к лимонному.

Насыщенность. Описывает относительную полноту цвета, то есть его цветность или интенсивность. Чистые цвета - красный, синий и желтый считаются полноцветными, то есть насыщенными оттенками.

Колорит - это задуманное художником цветовое сочетание, с помощью которого он создает художественный образ. Так, если преобладают синие, зеленые, фиолетовые оттенки, то колорит называют холодным, а если красные, желтые - то теплым.

6. Беседа по картинам.

Учитель. Из всего богатства красок художник старается создать цветовое единство картины - колорит. «Колорит - оркестр из красок», - считал русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Это значит, что, передавая зрительные ощущения реального видимого мира, цвет в то же время передает и глубоко личное настроение художника.

Посмотрим на две картины известных художников, чтобы убедиться в том, что цвет - это одно из главных выразительных средств в живописи, ее душа, что он помогает художнику раскрыть свой замысел, свое мироощущение.

В Третьяковской галерее находится удивительная картина Филиппа Андреевича Малявина «Вихрь». Как вы видите, ее сюжет трудно пересказать.

Но картина не просто воссоздает увиденное событие, а раскрывает настроение и чувства художника. Изображение сверкает, рассыпается красочным калейдоскопом, захватывает зрителя живописной стихией цвета.

Мы первоначально даже и не различаем фигуры идущих навстречу ветру крестьянок, потому, что нас завораживают неистовые всплески красок, яростные всполохи цветового костра.

Горячий колорит насыщенного красного цвета напоминает о бурных драматических событиях начала XX века. В то же время красный цвет - это цвет праздника, жизненной силы, энергии, радости бытия.

В картине же Борисова-Мусатова «Вдвоем» вы видите, что цвет несет совершенно другое эмоциональное звучание. Мягкие, словно приглушенные краски создают особое лирическое настроение. Мир увиден художником как будто сквозь призму поэзии. Молчаливые, погруженные в свои мечты, хрупкие девушки замерли у неподвижной воды, в которую, как в зеркало, опрокинуты облака и деревья. Синий цвет платья воспринимается отзвуком высокого неба.

Преобладающие в картине переливы голубых, фиолетовых, желтых, зеленовато-охристых красок вызывают настроение светлой печали, задумчивости, расслабленности. Используя тонкие нюансы холодных цветов, художник пробуждает в зрителях невыразимое словами элегическое настроение, рождает волнующие, словно увиденные во сне, молчаливые образы.

А какие чувства вызывают эти картины у вас? Как вы опишете колорит этих картин? Как вы думаете, верно ли выражение «язык цвета»?

(Ответы учащихся.)

ГУ. Практическая работа.

Задание 1. . Выполнить рисунок цветка ограниченной палитрой (акварель, гуашь,акрил)Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Задание 2 Выполнить композицию в технике «узелковый батик».

Выполнение задания.

Вставить пропущенные слова в данные предложения.

В изобразительном искусстве три цвета - ... (желтый, красный, синий) - принято считать основными.

«Белый» солнечный цвет состоит из следующих цветов: ... (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Красный и зеленый - это ... (дополнительные) цвета.

Лимонный цвет - это ... (оттенок) желтого цвета.

Система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства называется ... (колоритом).

  • Заключительное слово учителя.

Учитель. Работа с цветом - одно из самых интригующих действ изобразительного искусства. Точно так же, как не существует двух идентичных отпечатков пальцев, нельзя найти людей, которые одинаково воспринимали бы или использовали в своем творчестве тот или иной цвет.

Но работа с цветом очень не проста. Художнику необходимо уметь различать разные оттенки цвета, которых великое множество. Ведь незнающий человек и розу, и закат солнца опишет прилагательным «розовые». Но ведь это не так! Поэтому практикуйтесь в смешивании цветов для получения самых разных оттенков, не пытайтесь подбирать цвета таким образом, чтобы они точно повторяли цвет какого-либо предмета. Только так в результате кропотливого труда, вы сможете мастерски работать с красками. Успехов вам в этом!



© 2010-2022