ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Пути и способы развития у учащихся пространственных представлений и творческого воображения на уроках ИЗО.В наш век грандиозных достижений, когда перед человеком открываются широкие просторы вселенной, особенно остро встает вопрос о развитии у него творческого воображения  и  умения ориентироваться в пространстве.Развитие у учащихся эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из актуальных вопросов современной ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cуматохина О.А.,

учитель изобразительного искусства, черчения

МОУ СОШ №4

Заводоуковского

городского округа



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ



Пути и способы развития у учащихся пространственных представлений и творческого воображения на уроках ИЗО.

В наш век грандиозных достижений, когда перед человеком открываются широкие просторы вселенной, особенно остро встает вопрос о развитии у него творческого воображения и умения ориентироваться в пространстве.

Развитие у учащихся эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из актуальных вопросов современной школы.

Большое значение в формировании этих качеств наряду с другими предметами имеют уроки изобразительного искусства.

Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения выразить свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явление окружающей действительности. Процесс рисования тесно связан с живой работой мысли, с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.

Проблема состоит в том, что отсутствие конкретных умений (умения сориентироваться и воплотить свои мысли на холсте или формате, найти наиболее короткий и удобный способ работы с правильностью построения, представить результат своих размышлений, поиска, исследований) является негативным фактором, тормозящим процесс развития познавательного интереса и познавательной самостоятельности школьника.

Основной задачей преподавателя является обучение детей основам реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, развитие творческого отношения к рисованию, а также проведению поисковых операций с применением информационно коммуникативных технологий. Чтобы учащийся почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить его правильно видеть окружающий мир.

Осмысление указанного противоречия и необходимость решения проблемы потребовали выбора определённых технологий и определили тему нашего исследования

«Пути и способы развития у учащихся пространственных представлений и творческого воображения на уроках ИЗО».

Объект: пути и способы развития творческого воображения и пространственных представлений в процессе обучения.

Предмет: формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося, развитие его творческого потенциала как фактора художественного освоения и преобразования мира.

Цель исследования: найти пути и способы развития чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру; решить проблему развития эстетических потребностей и вкусов, формирования морально-эстетического облика учащихся;

художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

Гипотеза:

Если целенаправленно и систематически развивать творческое воображение и пространственное мышление, использование технологии- способов, то это обеспечит стимулирование и развитие их познавательной активности, проявляющейся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме.

  2. Выявить пути и способы развития творческого воображения и пространственных представлений и проверить их эффективность на практике.

В рамках данного исследования мы изучили философскую и психолого-педагогическую литературу в следующих направлениях:

  • Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства: концепция «Школа рисунка - графическая грамота» (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин).

  • Современная концепция художественного образования «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б. Неменский).

  • Современная концепция художественного образования «Целостный подход к художественному воспитанию человека через категорию «художественный образ»» (Б. Юсов).

  • Основные методические положения обучения школьников изобразительному искусству в работах Н.Н. Рос­товцева, В.С. Кузина, Н. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, А.Н. Терентьева.

На основе анализа изученной литературы мы пришли к следующему:

Понятие «пространственные представления» нельзя связывать только с включающими в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Мир информации многообразен и представлен в различных информационных источниках (книга, аудио - и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения).

  1. В связи с этим для нас важным является определение, данное Н. Сокольниковой: Значение использования педагогического рисования на уроках изобразительного искусства. Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

Пути и способы в изобразительном искусстве - это развитие интереса к творчеству на уроках проявляется в освоении различных техник, и при том не требующих кропотливых, однообразных движений.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет подчеркнуть следующие положения:

Творческая устремленность как венец иерархии способностей к изобразительному искусству и движущая сила саморазвития личности учащегося. Проявление творческой устремленности через потребность работать самостоятельно в сфере изобразительного искусства, основа которой - опыт грамотного реалистического изображения и развитое воображение, образные представления.

Признаком развития творческой устремленности является рост работоспособности, а условием - преодоление стереотипов изобразительных представлений.

Образы воссоздающего воображения - это новые образы, которые создаются на основе заданного материала (рисунка, репродукции, словесного описания) путем его мысленной переработки, например, представление и рисование всего изображения по точкам, изображение предмета по его словесному описанию.

Другое воображение - творческое, это когда создание новых образов не направляется, не диктуется заданным материалом (рисунком, репродукцией, схемой, описанием). В процессе творческого воображения формируются такие образы, реализация которых на практике приводит к созданию новых материальных ценностей. Творческое воображение характерно для конструкторов, изобретателей, архитекторов.

Воспитание способов развития у учащихся творческого воображения и пространственного представления, обеспечивающих развитие их учебно-познавательного интереса к учению, ставит перед учителем задачу - научить ребенка основным приемам работы с изучаемым материалом, которые базируются на конкретных общеучебных умениях и навыках:

1). Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2). Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3). Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;

  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Решить эту задачу реально возможно при обучении школьников по учебно-методическому компоненту овладение теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства, навыками практического решения художественных задач;

развитие художественно-образного восприятия мира и произведений искусства;

расширение знаний, умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности;

систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления;

совершенствование умений воплощать в художественных образах творческие задачи, художественный и конструкторский замысел.

учебная программа по предмету «Изобразительное искусство»;

учебное пособие для учащихся;

альбом для учащихся;

методическое пособие для учителя;

программно-методический комплекс на электронном носителе.

В учебной программе по предмету «Изобразительное искусство» раскрывается содержание образования по предмету для каждого класса, предъявляются требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся, представлены основные литературные источники для учителя и учащихся. Программа предлагает вариативный иллюстративный материал для восприятия учащимися, тематику творческих работ и возможные материалы для их выполнения.

  1. Учебное пособие для учащихся представляет собой модель учебного процесса и конкретизирует содержание, регламентированное учебной программой. Содержание образования по предмету «Изобразительное искусство» предъявляется в учебном пособии модульно, в последовательности, обусловленной возрастными особенностями учащихся, решаемыми учебными задачами.

  2. Альбом для учащихся обеспечивает практическую художественно-творческую деятельность учащихся и может быть представлен на печатной основе. В альбоме выполняются творческие задания, предварительные упражнения. Посредством использования данного компонента учебно-методического комплекса возможно проследить динамику художественного развития учащихся.

  3. Методическое пособие для учителя содержит материалы по методике обучения предмету «Изобразительное искусство». В нём раскрываются ценностные основания художественного образования, приоритетные теоретические подходы и принципы, цели обучения, характеризуются основное содержание, методы, средства и формы организации обучения. В методическое пособие входят дидактические сценарии уроков по предмету «Изобразительное искусство».

  4. Программно-методический комплекс на электронном носителе может использоваться как учителем, так и учащимися. Состав, структура и содержание компонентов программно-методического комплекса на электронном носителе должны учитывать жанрово-видовую специфику искусства, включать основные виды деятельности. В перечень программно-методических комплексов на электронных носителях могут входить электронный сборник упражнений, гипертекстовый словарь по изобразительному искусству, электронный музей, включающий произведения искусства, предусмотренные программой, электронный справочник со схемами и таблицами по изобразительной грамоте, биографическими сведениями, полезными ссылками для поиска дополнительного материала.

Подбор заданий для электронного сборника упражнений осуществляется с учётом уровня (репродуктивный, комбинаторный, творческий) и этапа усвоения учебного материала (обучающий, контрольный, творческий), решаемых изобразительных задач (композиция, пространство, форма, конструкция, пропорции, цвет, украшение), которые, в свою очередь, определяются объектом практической художественно-творческой деятельности. Практическое освоение явлений изобразительного искусства с использованием электронного сборника упражнений может осуществляться посредством выполнения заданий поискового, комбинаторного и творческого типов. Задания поискового типа включают деятельность учащихся по определению, поиску решения поставленных задач в предложенном художественном материале. Комбинаторный тип заданий ориентирован на составление определённых композиций из имеющихся объектов или по заданным параметрам. Задания творческого типа предполагают создание творческих работ учащимися по памяти, по представлению, по воображению, с натуры, на темы с использованием имеющихся инструментов.

Гипертекстовый словарь по изобразительному искусству обеспечивает знаниевую составляющую процесса обучения: расширяет и углубляет знания учащихся в той или иной сфере искусства; даёт определения основных понятий.

Электронный музей включает оцифрованные варианты произведений искусства основных видов и жанров, предусмотренных программой учебного предмета «Изобразительное искусство», и обеспечивает изучение раздела, связанного с восприятием. Данный компонент программно-методического комплекса способствует визуализации процесса обучения, содействует возникновению качественно нового уровня процесса восприятия.

Электронный справочник позволяет расширить и систематизировать знания учащихся в сфере искусствоведческих основ изобразительного искусства.

Разработка учебно-методических комплексов с учётом приоритетных задач художественного образования позволит оптимизировать как процессуальную, так и результативную составляющие процесса обучения изобразительному искусству.

У детей формируется познавательный мотив, возникает потребность найти ответы на волнующие их вопросы. В дальнейшем ученики уже самостоятельно смогут выбирать технику выполнения поставленной задачи, а также использовать нужную информацию для проектной деятельности, работая не только в альбоме, но и со справочной литературой, энциклопедиями, определять её значимость и необходимость, готовить презентацию, к источникам информации, уметь объяснить свои предпочтения.

Применение выявленных путей и способов развития творческого воображения пространственных представлений обеспечивает:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;

  • постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;

  • формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта пластических искусств;

  • расширение представлений о своеобразии отечественной культуры;

  • духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

  • развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру;

  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

  • формирование эстетических потребностей и вкусов, морально-эстетического облика учащихся.



ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М., 1993.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М., 1961.

4.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. - М., 2001.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1991.

6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994.

7. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М., 1979.

8. Кузин В.С. Психология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

10. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1987.

11. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М., 1989.

12. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1998.

13. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. М., 1987.

14.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. Обнинск, 2000.

15. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1979.

16. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. М., 1980.

17. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1977.

18. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1979.





© 2010-2022