• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Выступление ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ из опыта работы

Выступление ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ из опыта работы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Из опыта работы Земленухиной Ольги Викторовны, учителя МХК МБОУ СОШ №1 г. Ессентуки

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости. В.А. Сухомлинский.

Во все времена школа помимо обучения детей основам наук выполняла важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе, а обществу сегодня необходимы люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками. Современная школа в качестве своей главной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. А создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку детей с повышенным уровнем интеллектуального развития является одной из приоритетных задач. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями нашего общества, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой детей с повышенным уровнем интеллектуального развития. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Мотивационными признаками таких детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.

Передовой опыт практической деятельности многих учебных заведений в целом подтверждает стремление педагогов к активному поиску более эффективных форм, подходов и технологий в работе с такими учащимися. Поэтому и мне, современному учителю, приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые позволили бы сформировать указанные качества у данной категории учащихся.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

· выявление детей с повышенным уровнем интеллектуального развития;

· развитие их творческих способностей на уроках;

· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

· создание условий для всестороннего развития этой категории детей.

Итак, прежде всего, таких детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Большую часть времени наши дети проводят на уроках. В учебной деятельности моя работа с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:
- подготовка презентаций;
- создание и защита проектов по теме исследования;
- организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
- организация образовательной коммуникации в групповой деятельности (работа в парах, в малых группах); - разноуровневые и творческие задания, виртуальные экскурсии, некоторые методы педагогики ТРИЗ.

Я считаю, что в основе образовательного процесса должен лежать деятельностный способ обучения, в соответствии с которым будет личностное включение школьника в познавательную и творческую деятельность на уровне его способностей, а компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

При разработке системы работы по МХК с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития всегда обращаю внимание на создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие трёх основных характеристик: интеллектуальных способностей; креативности; настойчивости. При этом руководствуюсь следующими принципами организации педагогической деятельности: разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися помощи, наставничества.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства, к активному умственному труду и самопознанию. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки. После знакомства и анализа инновационных методик и технологий я решила, что введение проектного метода, позволит исправить недостатки традиционного подхода к преподаванию урока.

Например, технология проектов позволяет мне строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Она органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на интересующие вопросы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Проектный метод позволяет выявлять и развивать задатки личности, её способности. Именно творческая проектная деятельность школьников способствует формированию и развитию эстетического чувства и художественной инициативы одаренного ребёнка, способна развивать творчество, а так же помогает учащимся выбрать свою траекторию обучения.

В последнее время, все чаще применяя проектную технологию в своей практике, я пришла к выводу, что в преподавании МХК или ОРКСЭ под научно-исследовательским проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического и теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы мои ученики проявляют возможность по-новому рассмотреть процессы культурного и исторического развития нашей страны, вопросы социальной жизни. Так, например, научно-исследовательская работа по ОРКСЭ «Православие на Северном Кавказе: история, традиции, современность», выполненная учеником 5 класса способствовало более глубокому изучению возникновения православия в нашем, таком многонациональном регионе, что привело к формированию собственных оценок, развитию критического мышления ребенка. Границы его исследования простираются от начала зарождения христианства на Кавказе до сего дня. В центре внимания автора - история церквей в контексте внешней политики Русского государства. Видна личная заинтересованность в теме, смелость, когда юный автор предлагает разработать международный проект под названием «Великий шёлковый путь на Кавказе», который мог бы сыграть решающую роль в формировании возрождения православной культуры на Северном Кавказе. Эта работа получила высокую оценку жюри VI Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению (РЕЦЕНЗИЯ на работу №13032). А в проектно-исследовательской работе «Сохранение историко-культурного наследия Кавказских Минеральных Вод», ученица 9 класса определила ряд задач, которые являются очень важными для развития региона КМВ как в культурном, так и экономическом аспектах. Она аргументировала, что познавательный туризм в регионе КМВ будет способствовать не только сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией, но играть большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур.

Также, одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке детей с учащимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, является участие моих учеников в олимпиадном движении и системе творческих конкурсов.

На мой взгляд, в школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое было бы способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Методы и формы работы с учащимися с повышенным уровнем интеллектуального развития должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися в классе, но в то же время отличаться определенным своеобразием.

Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что, чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю, как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.



Список литературы

  1. Е. Тропп. «Я воспитываю одарённого ребёнка».

  2. С. Лупан. «Поверь в своё дитя».

  3. Г. Доман. «Гармоничное развитие ребёнка».

  4. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. - №1 [Электронный ресурс]. URL: eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)

  5. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. - М.: Молодая гвардия, 2004 - С. 328 - 348.

  6. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 232c.

  7. Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. - М.: Прогресс. 1991. - 246с.

  8. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. - М.: Прогресс. 1996г.

  9. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. - 2003. - № 6. - С. 45-51.

4


© 2010-2022