Мастер-класс по трафаретной росписи

Мастер-класс   «Весенний первоцвет.   Техника трафаретной росписи»                                       Педагог: Харитонова Лилия Николаевна       Возраст детей: 7-18 лет Цель: - ознакомление с техникой трафаретной росписи путем воплощения творческих идей на практике в виде цветочных композиций на ткани.   Задачи: Образовательные: - совершенствовать навыки создания композиции и росписи ткани в технике «холодного батика»; - познакомиться с техникой трафаретной росписи;   Развивающие: - развиват...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Октябрьский»



Мастер-класс

«Весенний первоцвет.

Техника трафаретной росписи»










Педагог: Харитонова Лилия Николаевна


Возраст детей: 7-18 лет











Липецк 2014


Оформление: наглядные пособия по составлению букетов, фотографии букетов, видеопрезентация видов трафаретной росписи.

Оборудование: ткань, набор трафаретов, кисти, поролоновые губки, красители.

Цель: - ознакомление с техникой трафаретной росписи путем воплощения творческих идей на практике в виде цветочных композиций на ткани.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки создания композиции и росписи ткани в технике «холодного батика»;

- познакомиться с техникой трафаретной росписи;

Развивающие:

- развивать творческую самостоятельность, образное мышление, наблюдательность, умение передавать свои впечатления в изображении;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

План:

I. Оргмомент:

-приветствие гостей;

-проверка готовности детей к занятию.

II. Теоретическая часть:

-сообщение темы занятия.

-ознакомление с техникой трафаретной росписи: историческая справка, просмотр видеоряда;

-обсуждение возможных композиций букета на ткани.

III. Практическая часть:

-ознакомление с этапами и основными приемами работы с трафаретом;

-изготовление панно «Весенний первоцвет» в технике трафаретной росписи.

IV. Подведение итогов:

-анализ работ детьми;

-анализ работ педагогом;

-рефлексия;

-заключительное слово педагога;

-уборка рабочих мест.


Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, девочки! Наше сегодняшнее занятие необычное. Сегодня вы все поучаствуете в увлекательном мастер- классе и познакомитесь с новым видом росписи ткани. Давайте сначала вспомним, какие виды батика мы с вами уже изучили? (Техника холодного и горячего батика, техника свободной росписи, узелковый батик.)

Но кроме всех этих способов создавать узоры на ткани можно и с использованием трафарета. Трафарет - приспособление, использующееся для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры и разнообразные фигуры.

Теоретическая часть:

Кто и когда придумал использование трафарета для росписи точно неизвестно.

История трафарета была реконструирована по тем немногочисленным фрагментам, которые дошли до наших дней. Известно, что впервые трафаретная роспись была использована в Китае еще 3000 лет до нашей эры для окрашивания шелка. Да и то, это был не столько трафарет, сколько его прообраз, в виде рисунка с проколотыми по контурам отверстиями. Чтобы перенести изображение на ткань, по трафарету постукивали мелом. Мел проникал сквозь дырочки, оставляя след на ткани. Затем меловые линии обводили и вручную раскрашивали изображение.

Затем по торговым путям трафареты попали в Европу. Сначала они появились в Италии, затем, в раннем Средневековье, трафаретная роспись достигла Франции и Англии. Средневековые ремесленники создавали разнообразные орнаменты, сочетая трафаретную технику с ручной росписью. Развитие трафаретной техники шло неравномерно, и лишь к концу ХVII века она получила широкое распространение.

Наибольшего расцвета роспись по трафарету как искусство достигло в начале XX века благодаря зарождению стиля модерн. На протяжении многих веков трафаретная живопись использовалась для декорирования жилищ, мебели, предметов интерьера, посуды, изразцов, одежды. Сегодня трафаретная живопись - это идеальный способ придать самой обыкновенной вещи художественный и оригинальный вид. Эта простая и эффектная техника, позволяющая создавать удивительный орнамент даже тем, кто не умеет рисовать. По-моему, это идеальный вариант для росписи сумок или декоративных подушек.

Кто знает, из чего и как выполняют трафареты?

Традиционный трафарет - это лист плотной бумаги, пергамента, тонкого пластика или картона с прорезанным рисунком. Рисунок может быть простым, из одного силуэта, а может представлять собой орнамент с тонкой внутренней разработкой.

Рисунок осторожно и тщательно вырезают острым ножом или скальпелем так, чтобы края были без заусенцев.
В подготовке трафаретов есть одна особенность - если форма рисунка имеет сложный силуэт, то его невозможно вырезать на бумаге - получаются или слишком тонкие перемычки или удлиненные язычки бумаги или картона, которые при протирании краски на ткань будут рваться, и трафарет сразу же придет в негодность. Чтобы этого избежать, для каждого цвета вырезают 2 трафарета, разделяя рисунок на более простые формы. Благодаря этому трафарет становится прочнее и может выдержать многократное употребление.
Последовательное наложение трафаретов, подготовленных для разных цветов, оставляет на ткани многоцветный рисунок.
Можно печатать рисунок «трафаретом наоборот». Способ заключается в том, что краской покрывается не элемент, а фон вокруг него.

Например, вырезается силуэт ветки, старинного замка, совы или летучей мыши, которые будут видны на фоне луны. Ткань для такого рисунка должна быть темной.
Ткань, предназначенную для росписи этим способом, предварительно нужно прогладить, разложить на столе без морщин и перекосов и при этом слегка ее растянуть. И напоминаю - не забывайте обязательно подкладывать под расписываемую ткань картон или клеенку!

Наша сегодняшняя задача - создание весенней цветочной композиции на ткани методом трафаретной росписи. Давайте обратим внимание на возможные виды букетов, представленные на доске. Какие особенности вы видите? Что объединяет все эти композиции? В чем их различия? Наш букет на ткани мы буем составлять из первых весенних цветов: тюльпанов, подснежников, нарциссов. Поэтому прежде чем начинать работу с красками, давайте пообдерем наиболее подходящие цвета и их сочетания. Кроме того, обратите внимание на возможные варианты расположения букета в вазе, его форму. Полагаясь на свою фантазию, сначала составьте букет из трафаретов, а лишь потом приступайте к нанесению красок на ткань.

Практическая часть:

Теперь приступим непосредственно к росписи - накладывайте на ткань трафарет и короткими круглыми большими щетинными кистями или губкой заполняйте цветом вырезанные места. При работе с трафаретами кисть держите вертикально по отношению к ткани и сильно пропитывайте краской, нажимая на ткань, словно прибиваете ее.
Затирку краски производите от краев прорезанного рисунка к центру - так краска ровнее ложится и менее лохматится трафарет.
Краску для трафарета налейте в плоскую широкую посуду, кисть погрузите в нее не более чем на 1 см. Для снятия излишков краски с кисти нужно ею легонько постучать по приготовленной специально для этого бумаге, сложенной в несколько слоев. Тогда при затирке краски ее излишки не затекут под края вырезанного рисунка. Краску следует наносить тонким слоем, чтобы сохранить эластичность ткани.

Педагог напоминает воспитанникам об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь, осуществляет контроль за выполнением работы.

Подведение итогов:

Педагог: Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось. Внимательно рассмотрите свою работу и скажите, все ли у вас получилось? Что помешало? Поменяйтесь работами, их оцените достоинства и недостатки. Давайте соберем все работы и устроим мини-выставку.

Идет коллективный анализ и оценка работ.

Педагог: Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу? Какие трудности были при ее выполнении? Какие ошибки? Что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем этого избежать? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что показалось вам наиболее интересным?

Рефлексия осуществляется методом «Закончи фразу…».

Список литературы:

1.Дворкина, И. А. Батик - М., Издательство «Радуга», 2002.

2.Подласый, А. В, Питкасистый, Н. И Педагогика - М., Инфра, 2003.

3.Терешина, Г.В. Батик своими руками - М., Просвещение, 2002.


© 2010-2022