• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья-презентация Конкурсная программа Бумажная планета (из опыта работы РМО учителей ИЗО)

Статья-презентация Конкурсная программа Бумажная планета (из опыта работы РМО учителей ИЗО)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурсная программа «Бумажная планета»


Савенкова Наталия Николаевна,

учитель ИЗО МБОУ СОШ №41

города Екатеринбурга,

руководитель районного МО учителей ИЗО

Вот уже шестой год в нашем районе проводится конкурсная программа «Бумажная планета» в рамках фестиваля «Верх-Исетские самоцветы». Ученики в очном соревновании выполняют различные задания по рисунку, живописи, композиции и бумагопластике. Идея проведения такого конкурса родилась давно, и была с воодушевлением подхвачена нашими педагогами-художниками.

В нашем районе имеется богатый опыт проведения различных конкурсов, игр, олимпиад. Конкурсное движение в районе началось в 1998 году, с Районного фестиваля Пластических искусств «Стремление к совершенству», проводимого МЦ «Новая Авеста». Здесь впервые дети знакомились с новыми видами творческой деятельности, которые носили повышенный уровень сложности, имеющий целью развитие пространственно-образного мышления. Однако, видя то, что дети с увлечением осваивали новые виды деятельности, преподаватели стали вводить такие задания в свои программы, и они (эти задания) прочно вошли в систему занятий кружков, студий района. На этом фестивальное движение в районе не закончилось - каждый год ИМЦ «Новая Авеста» предлагали новые и новые многоуровневые конкурсы и творческие игры. Задания были сложнее и сложнее. Иногда требовалась специальная подготовка, которую могли предложить своим воспитанникам преподаватели «Новой Авесты». Дети из общеобразовательных школ иногда даже не могли понять, что в конечном итоге от них требуется. Преподаватели тоже, в свою очередь, не могли уделить столько времени на подготовку к этим конкурсам. Постепенно количество общеобразовательных школ-участников данных конкурсов сокращалось, и в результате из всех общеобразовательных школ осталась только та школа, в которой я работаю в качестве учителя (мне по долгу службы приходилось поддерживать фестивальное движение в районе). Вскоре и это «участие» сошло «на нет».

Возникло противоречие между желанием педагогов внести что-то новое в развитие содержания и форм деятельности и невозможностью создания ситуации успешности для своих воспитанников из-за разного уровня подготовленности.

Хотелось верить, что стабильное сотрудничество в рамках совместной работы всех педагогов, входящих в районное методическое объединение, привело бы к интересным результатам, к развитию содержания и форм деятельности педагогов с целью обеспечения успеха эстетического и художественного развития детей в районе.

Хотелось также верить в большие творческие потенциалы всех стремящихся к взаимодействию преподавателей изобразительного искусства.

А так как мы, педагоги ИЗО Верх-Исетского района, уже привыкли к такой напряженной и интересной работе по развитию фестивально-конкурсного движения в районе, мы решили разработать более демократичный конкурс для всех ОУ в районе, не требующий специальной подготовки, больших затрат, такой, в котором дети и педагоги смогли бы участвовать и не чувствовать себя в чем-то ущемленным. Так родилась наша районная КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «Бумажная планета». Хрупкая, как бумажный листочек, планета…но может стать очень прочной, сильной и красивой, как то, что мы сможем смастерить из бумаги…

Мы в содружестве разрабатываем Положение программы, конкурсы и задания, критерии оценивания детских работ.

Цели и задачи конкурсной программы:

  • воспитание чувства прекрасного средствами изобразительного творчества, формирование художественного вкуса;

  • стимулирование развития творческой активности школьников;

  • совершенствование навыков работы с различными художественными материалами;

  • выявление талантливых детей и неравнодушных педагогов.

  • Содержание практических заданий строится на основе методических находок учителей района. Все задания разделены по номинациям, связанных с работой с бумагой (оригами, аппликации, бумагопластика) и работа с изобразительными материалами (графические и живописные). В каждой номинации задания различаются по возрастным категориям 7-9, 10-12, 13-14 и 15-17 лет.

  • Некоторые задания являются традиционными, некоторые - необычные, требующие от участников особых навыков, точности и аккуратности, но все задания требуют выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка. Все задания конкурсной программы - развивающие. Одни задания развивают чувства цвета, симметрии, равновесия, чувства меры, другие - помогают в развитии объемно-пространственного мышления. Любая работа, которую ребенок выполняет на конкурсе, заставляет его решать многие задачи - творческие, конструктивные, технические, композиционные.

  • Большая увлеченность учащихся художественным творчеством имеет объяснение: процесс этот содержит в себе элемент занимательности, соответствующий интересам и особенностям детей. При этом для детей важно изучение и открытие новых средств пластического выражения, познание которых помогает воспринимать и понимать искусство. В результате у каждого участника получается авторская работа, не похожая на другие. Участие в конкурсе укрепляет в них уверенность в собственных силах и все больше увлекает заниматься творчеством.

  • Работы оценивает жюри. Всем ребятам вручается грамота участника. А тем, кто занимает призовые места в отдельных номинациях - дипломы 1,2,3 степеней. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьез. К каждой конкурсной программе мы разрабатываем оригинальные дипломы и благодарственные письма педагогам и, надо заметить, что все дипломы и благодарности уникальны. К юбилейному 5 конкурсу мы разработали эмблему.

  • Конкурсная программа «Бумажная планета» была задумана не просто как форма внеклассной работы с детьми и не как демонстрация уровня подготовленности учащихся. Для детей это, прежде всего, испытание на мастерство, а для педагогов - стремление внести в школьную программу новые элементы, а быть может, и переосмыслить свои творческие предпочтения с целью обеспечения успеха художественного развития детей.

  • Многолетний педагогический опыт и наблюдения показали большую заинтересованность учащихся в подобных мероприятиях. О большом интересе учителей и их воспитанников свидетельствуют показатели сводной таблицы конкурсной программы «Бумажная планета» за годы ее существования:

2004-05уч.г.

2005-06уч.г.

2006-07уч.г.

2007-08уч.г.

2008-09уч.г

Количество участников, чел.

53

54

54

92

112

Количество педагогов, чел.

9

11

12

15

22

Количество ОУ

9

7

9

12

20

Количество номинаций

4

5

6

6

6

Возраст участников, лет

7-13

8-14

7-16

7-17

7-17

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что к конкурсной программе проявляется устойчивая заинтересованность со стороны педагогов и учащихся. Количество участников стабильно растет. Расширился возрастной диапазон участников, дети растут, но продолжают участвовать в конкурсе, так как им это очень нравится. В связи с этим им предложены новые «взрослые» номинации. Уровень исполнения работ был настолько высок, что при оценивании нам пришлось ввести категорию «ПРОФИ».

Два года подряд по многочисленным просьбам учащихся был введен новый конкурс - «Граффити». Большое количество подростков мальчиков влилось в состав участников.

Мы, педагоги, гордимся успехами учеников. Ориентация на внутренние духовные установки ребенка помогает ему приобщаться к творчеству и к искусству в целом. Через собственные малые успехи, шаги ребенок узнает себя с неведомой стороны. Так возникает повышенный интерес к своим собственным творческим возможностям, радость от полученного результата. Отсюда - огромный стимул и мотивация самостоятельной творческой деятельности, к новым победам как способу самопознания и культурного самоопределения. Ребенок входит в искусство, как в «свой мир», где можно выразить то, что несешь в своей душе.


© 2010-2022