Урок по теме: «Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»





урок по теме:

«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»

Класс: 7 Б

дата проведения 20.05.2015 г

учитель изобразительного искусства

Трошкина Ю.В.


г.п. Лянтор

2015г.

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 7 Б.

Автор: Б.М. Неменский.

Тема урока: «Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»».

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель: закрепление знаний о пропорциях фигуры человека, рисование человека с передачей характерного движения, ознакомление с танцами народов мира.

Задачи:

1) познакомить учащихся с индийским танцем и его особенностями;

2) учить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции;

3) развивать пространственное мышление;

4) воспитывать интерес к культуре других стран и народов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, коллективная.


организационная структура урока.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I этап.

Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать.

Сегодня на уроке мы будем впадать в изумленье, удивляться, тянуться к знаниям.

Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний.


Танец-это жизнь,

А может смысл жизни,

А каждое движение-это миг,

Миг, пришедший из бесконечности.


Танец-это чувства, мысли и мечты,

Эмоциональный выход нашей страсти,

Танец-это жизнь, которую проживаешь только ты,

Движение, спасающее от любой напасти. (Приложение 1)

II этап. Сообщение темы урока.

Цель: продолжение изучение темы «Человек в движении».(на примере индийского танца).




Учащиеся включаются в беседу.




Проводит беседу с учащимися, подводит их к пониманию «что такое танец», знакомит с видами танца, с понятием мавзолея в Индии.



- Итак, мы в Индии, и соответственно знакомиться будем с индийским танцем.

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки, изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи.

Танец - мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура - в пространстве. Но танец живет одновременно и во времени и в пространстве. Как вы понимаете, что такое танец? (ответы учащихся).

Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Иными словами танец - это движения тела человека. И в разных танцах эти движения будут различными.

А какие танцы известны вам? И каковы их отличительные черты? (ответы учащихся). (Балет, степ, вальс, танго, фламенко, самба, румба, фокстрот, сальса, R&B, канкан, танец живота, национальные танцы и т.д.).

Танцев очень много, но мы с вами сегодня познакомимся подробнее только с одним. А чтобы узнать с каким именно, мы с вами отправимся в Индию.

Тадж-Махал - мавзолей в Индии - усыпальница любимой жены властителя Индии Шах-Джехана. (Приложение 2). Он был построен между 1632 и 1653 годами. Скажите, к какому виду изобразительного искусства относится данное творение? (ответы учащихся)

Архитектура.

Этот мавзолей - яркий образец восточной архитектуры, он неподражаем и сказочно прекрасен. В зависимости от времени дня и соотношения света и тени он меняет свой облик и по-разному воздействует на наблюдателя.

III. Изучение нового материала.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируютего.

Работают с информацией, представленной в форме сообщения учителя.

Организует обсуждение проблемных вопросов.


Представляет сообщение.

Задачи: способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.

1. Беседа по теме.

А что вы можете сказать об индийском танце? (ответы учащихся). Красивый своеобразный танец, также поражающий своей необычайностью.

С каким танцем он похож, и чем отличается? (ответы учащихся). С танцем живота имеет некоторые сходства и различия в движениях и нарядах.

2. Сообщение учителя «Из истории индийского танца».

Пальму первенства за звание древнейшего танца на Земле могут оспаривать два больших восточных направления - танец живота и индийский классический танец. (Приложение 3)

У каждого народа Земли есть свои танцы, они являются неотъемлемой частью любого народного праздника. Наверное, одни из самых загадочных и волшебных танцев - это танцы Индии. Индия - одна из немногих стран мира, где танец сохранился почти таким, каким он был в глубокой древности...

Сказать, что танцевать индийскую классику сложно - значит не сказать вообще ничего. Помимо отличной физической подготовки, необходимо еще освоить огромный пласт знаний, касающийся индийской мифологии, культуры и религии, ибо изначально индийский танец - танец религиозный, это ритуал.

Но и в Индии существуют несколько разновидностей танца. Три южноиндийских стиля (бхарата-натьям, кучипуди и одисси) в общем и целом имеют много похожих моментов (требуют большой физической выносливости, исполняются в глубоком приседе, только под южноиндийскую музыку карнатак), а также и массу отличительных особенностей, присущих каждому из стилей. Самый популярный из них, конечно же, бхарата-натьям. Еще два вида классических индийских танцев - манипури и катхакали, практически неизвестны российским почитателям. Стиль мохиниаттам, относительно недавно причисленный к классическим, только-только начинает исполняться отдельными последователями.

Из всех стилей индийского классического танца, Бхарата-натьям считается самым древним. Бхарата-натьям (переводится как "индийский танец") - танец-молитва, танец-разговор. Слово "бхарат" складывается из трех слогов:

"бха" значит "бхав" (чувства) или актерское мастерство,

"ра" значит "рага" (мелодия),

"та" значит "тал", или ритм.

Т.е. в этом танце история рассказывается при помощи чувств, мелодии и ритма.

Исполнители бхаратнатьям одеты в сари или дхоти. (Приложение 4). Дхоти оборачивают вокруг ног, оно покрывает тело сзади и перекидывается вперед и закрепляется на талии с помощью пояса. Между обеими ногами помещается гофрированная материя, напоминающий китайский веер, раскрывающийся во время танца. Волосы и дхоти украшают белыми и оранжевыми цветами, а на лоб надевают украшения, и рисуют круглое пятнышко, ноги и руки украшены браслетами и кольцами, уши - серьгами, и т.д.

Искусство абхинайя - искусство драматического артиста, позволяющее передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют 24 движения головы, 26 движений глаз, 6 положений бровей, движения шеи. Вот, например, некоторые из них:

тирлонната - движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества);

вира - сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);

фиресита - брови кокетливо приподняты (любопытство);
пракамрита - шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа) и т.д.

Все они подчинены общей задаче - максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия.

Индийский классический танец знаменит языком жестов - хаста мудра (санскритск. хаста - кисть руки, мудра - символ, знак, жест). Несколько напоминающий сурдоперевод, этот язык универсален и способен трактовать - пояснить значение практически любой песни. Также кисти рук у индианок украшают росписью. Искусство росписи хной называется Менди. (Приложение 5).

IV. Физкультминутка.

Учащиеся участвуют в физкультминутке.

Организует физическую разминку с учащимися.

Некоторые специалисты говорят о целительном воздействии на организм человека той или иной комбинации пальцев в связи с тем, что на наших ладонях находятся масса точек, а хаста мудра - определённое воздействие на эти центры... Любой терапевт вам скажет, что для развития некоторых отделов головного мозга крайне полезны занятия гимнастикой для пальцев, разнообразные движения пальцами... Индийские танцоры говорят: «Пока есть гибкость в пальцах, есть молодость».

Вот и мы с вами сейчас попробуем поработать руками, подражая индийским танцовщицам.

V. Актуализация знаний учащихся.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Показывает образцы зарисовок, выполняет примеры зарисовок на экране.

Задачи: содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение).

А сейчас давайте вспомним, как мы рисовали фигуру человека? Какие существуют правила при изображении фигуры человека? Для чего нужно соблюдать пропорции фигуры человека при изображении? (ответы учащихся).

Сегодня на уроке вам предлагается выполнить зарисовки фигур нескольких человек в движении. Мы с вами вспомнили, что необходимо соблюдать при изображении человека, а также вы сегодня много всего прослушали и увидели, и у каждого что-то отложилось в памяти. В ваших работах вам нужно будет решить общую согласованность положения фигур (композицию), их индивидуальные особенности. (Приложение 6).

VI этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель:

Организовать практическую работу и контроль за правильностью выполнения приемов работы.

Выполняют практическую работу.

Подводят итог.

Участвуют в диалоге с учителем.

Организовывает практическую работу.

Целевые обходы учителя.

Контроль за организацией рабочего места.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Задачи: организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы.

Задание: выполнить зарисовки фигур нескольких человек при исполнении индийского танца без обязательной прорисовки лица, т.е. постараться передать определенные движения.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия.

Организует выставку работ, проводит рефлексию. Заключительное слово учителя.

Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Выставка работ учащихся.

Молодцы! Ваши работы показывают, что, несмотря на то, что фигуры в некоторых не проработаны полностью, вам все же удалось изобразить движение фигур в танце. Конечно, это не означает, что вы в совершенстве освоили приемы изображения людей. Над этим нужно много работать, и вы только в начале пути. Развивайте свою наблюдательность, работайте над техникой и тогда добьетесь результатов.

Обсуждение вопросов:

Что произвело более яркое впечатление при знакомстве с индийскими танцами?

Хотели бы вы изучить технику индийского танца? Почему?

Смотрели ли вы индийское кино? Чем оно отличается от нашего?

Почему в индийских фильмах много песен и танцев?

Как вы думаете, легко ли научиться танцевать?

Выставление оценок.

Приложение 1

Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»

Приложение 2

Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»

Приложение 3

Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»

Приложение 4

Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»


Приложение 5

Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»


Приложение 6


Урок по теме:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Индия»


© 2010-2022