Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Рабочая программа по предмету ИЗО для 6 класса.составлена в соответствии с требованиями:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);2. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству базового уровня Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под редакцией Б.М. Неменского – М: ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

  2. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству базового уровня Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвящение, 2008;

  3. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы (автор Б.М. Неменский);

  4. Учебного плана МБОУ «Красноключинская СОШ» на 2014-2015 учебный год;

  5. Положения о рабочих программах МБОУ «Красноключинская СОШ»

Цели изучения курса изобразительного искусства:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства,

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи изучения курса изобразительного искусства:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

  • Формирование художественно-творческой активности личности:

  • учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 35 часов, уроки проводятся 1 раз в неделю. Стандарт выполняется в полном объеме.

Уровень обучения: базовый.

Внесенные изменения в программу.

В разделах введен национально-региональный компонент 4 часа.

Формы организации образовательного процесса: традиционный урок, урок-презентация, урок практическая работа, контрольный урок, урок-игра.

Формы контроля: практическая работа, сообщение по заданной теме, текущий (устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, защита индивидуального и группового проекта, реферат).


Содержание тем учебной программы.


Изобразительное искусство и его виды (9 час)

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линии. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемное изображение в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.(7 час)

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира- натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт - в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (10 час)

Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека, её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж. (9час)

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Учебно-тематический план.

Четверть

Всего часов

Практические работы

Тесты и проверочные

1

9

8

1

2

7

6

1

3

10

9

1

4

9

8

1

Итого:

35

31

4

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения ИЗО учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

В результате изучения ИЗО учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.


Учебно-методический комплект.

Основная литература:

  1. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству базового уровня Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвящение, 2008;

  2. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы (автор Б.М. Неменский).

  3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы.

  4. Рабочие программы по изобразительному искусству

Дополнительная литература:

  1. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 20010г.;

  2. коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 20010;

  3. Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;

  4. С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;

  5. О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

  6. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;

Интернет - ресурсы

  1. school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

  2. smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

  3. school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

  4. it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

  5. museum.ru/ - портал посвященный всем музеям России и мира.

  6. art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика

  7. искусства».

  8. 9.art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».

  9. 1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».

  10. rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».

  11. historic.ru/ - электронная библиотека.

  12. arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники,

  13. картины.

  14. ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.

  15. tmn.fio.ru/works/83x/311/index.htm - история костюма.

Учебно-тематическое планирование по ИЗО 6 класс

1 час в неделю (35 часов в год).


№п/п

Тема раздела

(Урока)

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата

план

факт

Изобразительное искусство и его виды (9часов).

I четверть.

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно- прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать историческую ретроспективу и особенности становления различных жанров пластических искусства, иметь мотивацию к учебной деятельности.

06.09


2

Рисунок - основа изобразительного искусства. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти, Рембрандт ванн Рейн, К.Моне, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо).

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Овладеть основными выразительными средствами рисунка и использовать их при работе различными материалами. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти, Рембрандт ванн Рейн, К.Моне, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо).

13.09


3

Линия и ее выразительные возможности

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать линии и ее выразительные возможности.

19.09


4

Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать понятия пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, применять роль пятна в изображении и использовать его выразительные возможности, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен.

Использовать приемы работы с красками.

22.09


5,6

Цвет и цветовой контраст. Основы цветоведения.

2

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать основы цветоведения; понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить близкие цветовые сочетания.

01.10,

08.10


7

Цвет в произведениях живописи (колорит, тон и тональные отношения, композиция).

Творчество художника Баки Урманче

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь сопоставлять понятия: «локальный цвет», «тон и тональные отношения», «колорит», «гармония» с цветовыми отношениями, взаимодействие цветовых пятен в композиции; находить гармоничные цветовые сочетания. Развивать технику и приемы работы красками.

15.10


8

Объемные изображения в скульптуре.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать выразительные возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связь объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами в скульптуре и их свойствами. Создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные.

22.10


9

Основы языка изобразительного искусства (Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры).

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать виды изобразительного искусства, художественные материалы, их выразительные возможности, в художественном творчестве разных направлений.

29.10


«Мир наших вещей. Натюрморт» (7часов).

II четверть.

10

Художественное познание: реальность и фантазия

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

12.11


11

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать изображение предметного мира - натюрморт.

19.11


12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать многообразие форм в мире; уметь объяснять понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. Видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира. Продолжать работу по формированию навыков конструирования простых геометрических тел из бумаги и картона. Применять на практике пространственные представления. Способствовать углублению межпредметных связей: математики, черчения, изобразительного искусства.

24.11


13

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Использовать перспективу как способ изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел. Дать определение понятию «ракурс», знать приемы объемного изображения геометрических тел

Применять конструктивные способности, изобразительные навыки в рисунке.

01.12


14

Освещение. Свет и тень.

Геометрические формы Казанского Кремля

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Использовать понятие «освещение», как средства выявления объема предмета,

понятие « блик», «полутон», «собственная тень»,« рефлекс», «падающая тень». Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.

Изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением. Углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка).

08.12


15

Натюрморт - в графике. Цвет в натюрморте.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Использовать знания распределения света и тени, тональной насыщенности, контраста в графическом изображении. Уметь работать различными графическими материалами.

Выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен (при работе цветным карандашом).

15.12


16

Выразительные возможности натюрморт.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Создавать предметный мир в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира.

22.12


Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (10 час)

III четверть.

17

Образ человека - главная тема искусства

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать историю возникновения портрета в искусстве разных эпох. Знать способы изображения в изобразительном искусстве характера человека, его внутреннего мира, чувств и переживаний. Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

12.01


18

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать конструкцию головы человека и ее пропорции

19.01


19

Изображение головы человека в пространстве

1

Ответы на вопросы. Выступление.

Знать техники рисования головы человека.

правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы находить красоту, гармонию, во внутреннем и внешнем облике человека.

26.01


20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Ответы на вопросы. Выступление.

Знать историю изображения образа человека в графическом портрете, его особенности отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе. Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.

Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, находить красоту, гармонию, во внутреннем и внешнем облике человека.

02.02


21

Портрет в скульптуре. Образ Мусы Джалиля в творчестве скульпторов Татарстана.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать историю портрета в жанре скульптура, выразительные возможности пластического искусства. Уметь изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства. Развивать пространственное мышление и воображение.

09.02


22

Сатирические образы человека.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Использовать понятия правды жизни и языка искусства, приемы художественного преувеличения, сатирические образы в искусстве: карикатура и ее разновидности.

Уметь отбирать детали и обострять образ при изображении дружеских шаржей сатирических, комических образов литературных персонажей. Уметь находить гротескные, смешные, характерные образы, для отображения в рисунке

16.02


23

Образные возможности освещения в портрете.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Использовать особенности изображения человека при различном освещении, с изменением источником света: при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения. Освоить приемы изображения человека. Развить наблюдательность. Уметь работать в технике гризайль».

23.02


24

Портрет в живописи.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Осознавать место живописного портрета в истории искусства, Восприятие обобщенного образа человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках.Уметь составлять композицию портрета в заданном формате листа. Совершенствовать технику работы карандашом, красками, соблюдение пропорций в изображении.

02.03


25

Роль цвета в портрете.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Использовать цветовые решения образа в портрете; понимать цвет, тон и освещение в портрете понимать, что цветом можно выражать настроение и характер героя, передать объем.

09.03


26

Великие портретисты (К.П.Брюллов, А.Дюрер).

(обобщение темы)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Обобщать знания учащихся о жанре портрета. Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

16.03


«Человек и пространство. Пейзаж». (9ч.)

IVчетверть.



27

Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства. Называть предметы и изображения картины, характеризующие: направление в искусстве, композицию, принадлежность к эпохе мира в изобразительном искусстве. Укреплять межпредметные связи через дисциплины:

изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история.

30.03


28

Изображение пространства.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Расширить знания о видах линейной и воздушной перспективы в изобразительном искусстве. Знать особенности изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Правила линейной перспективы в искусстве Средних веков и Возрождения.

06.04


29

Правила построения линейной и воздушной перспективы.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Расширить знания о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Понимать понятие точки зрения, точки схода. Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности.

13.04


30

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Расширять знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.Знать традиции изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе.

20.04


31,32

Пейзаж - настроение. Природа и художник. Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изо и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов,

А.Г.Ве-нецианов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев).

2

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Расширить знания о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Представлять многообразие форм и красок окружающего мира, с изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения. Находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день. Передавать красками яркие цветовые состояния природы. Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками.

27.04,

04.05


33

Пейзаж в графике.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Расширить знание о пейзаже в графике.

11.05


34

Городской (сельский) пейзаж. Наш любимый Нижнекамск.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам - краю, городу. Укреплять межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.

18.05


35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы).

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течение года, о значении изобразительного искусства в жизни людей. Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности и основы языка.

25.05


Приложение

Нормы оценки по изобразительному искусству

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.


© 2010-2022