Лекция «Искусство единого Российского государства»

МХК (10 класс)   Лекция к главе 18 «Искусство единого Российского государства» 1.    1.                      Искусство периода образования государства, 2.         Искусство периода утверждения государственности, 3.         Искусство России на пороге Нового времени К концу XV столетия (время правления Ивана III 1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. Объединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусл...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МХК (10 класс)

Лекция к главе 18 «Искусство единого Российского государства»

1. Искусство периода образования государства,

2. Искусство периода утверждения государственности

3. Искусство России на пороге Нового времени

К концу XV столетия (время правления Ивана III 1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство.

Архитектура

Объединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусловили широкую строительную деятельность. Особенное внимание было уделено Москве. Сюда были привлечены мастера из Пскова, Владимира, а также на московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Обращаясь к иноземным зодчим, великий князь хотел использовать достижения западноевропейского инженерного искусства. Но в основе всего ансамбля кремлевских стен и башен - традиции исконно русского зодчества.

Джакомо Кваренги. Вид на соборную площадь Московского Кремля. 1797. ЭрмитажЛекция «Искусство единого Российского государства»



Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков. Сегодня он является уникальным памятником отечественной истории и культуры времени создания единого Русского государства.

Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

Планировка площади сложилась в XIV веке, когда были построены первые, не сохранившиеся до наших дней Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился первый, примыкающий к великокняжескому дворцу Благовещенский собор, а в середине XV века Ризоположенская церковь. Нынешний облик площади сложился в конце XV - начале XVI века. Перестройка Кремля начинается при участи итальянских мастеров. Лекция «Искусство единого Российского государства»

Столп "Ивана Великого" играет большую роль в формировании силуэта московского Кремля. Иван Калита поставил на самом высоком месте Боровицкого холма церковь в честь святого Иоанна Лествичника, которого считал своим покровителем. Церковь имела форму столпа, над ней располагалась колокольня. При Иване III, когда перестраивался весь Кремль, была заново возведена и эта церковь. Новую церковь построил архитектор Бон Фрязин за три с небольшим года (1505-1509). Она состояла из трех восьмериков, поставленных один на другой, причем нижний восьмерик являлся перестроенной церковью Иоанна Лествичника.

Архитектурный облик каждого здания в значительной степени определен его назначением и ролью в этом ансамбле.Лекция «Искусство единого Российского государства»

Успенский собор - первый на Руси храм зального типа с крестовыми сводами был возведён благодаря деятельности итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Собор было предписано создать по образцу владимирского Успенского собора, но не желая копировать, итальянский архитектор сумел привнести много нового в его строительство. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана на 12 равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров.

Лекция «Искусство единого Российского государства»

В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом.

Лекция «Искусство единого Российского государства»

Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор служил усыпальницей царей.

В Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские соборы. Построена в 1487 - 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Красное крыльцо Грановитой палаты было снесено в 1930 году по приказу Сталина, в 1994 году восстановлено.Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

Наиболее полно и глубоко архитектурно-художественные идеи XVI века раскрылись в одном из самых замечательных созданий русских зодчих - соборе Покрова «на рву», или храме Василия Блаженного, возведенном Бармой и Посником в 1555-1560 годах. Собор Василия Блаженного, сооруженный в честь взятия войсками Ивана IV столицы Казанского ханства, стал символом окончательной победы русского народа над татарами.

Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведённая на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне черте г. Москвы). Лекция «Искусство единого Российского государства»

Монументальная живопись.

Так же как и архитектура, изобразительное искусство второй половины XV века переживает большой подъем. Главным направлением в живописи великокняжеской Москвы было творчество Дионисия (ок. 1440-1503) и его школы. Впервые имя Дионисия упоминается в связи с росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре вместе с именем мастера Митрофана.

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыряЛекция «Искусство единого Российского государства»

Ферапонтов монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Этот сравнительно небольшой монастырь в Вологодской земле хорошо известен не только русским людям, но и за рубежом. Здесь вот уже пять столетий радуют душу и восхищают зрение дивные фрески Дионисия. Лекция «Искусство единого Российского государства»

Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.

На самых видных местах храма представлены

Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

«Покров Богоматери», фреска восточной стены. «О Тебе радуется», фреска Ферапонтова монастыря.







Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь, 1502 год

Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

Лекция «Искусство единого Российского государства»

Искусство России на пороге нового времени

XVII век - эпоха крутого перелома в отечественной истории. Борьба за русский престол, крестьянские восстания, церковный раскол, который разделил не только общество, но и православную церковь. В это время были созданы многочисленные трактаты по изобразительному искусству и музыке. В живописи появились парсуны (от слова «персона») - предвестники портрета.Лекция «Искусство единого Российского государства»

В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении храмов указ патриарха предписывал строго соблюдать закон «освящённого пятиглавия», тройной алтарь с полукруглыми абсидами. Абсида (от греч. hapsís, род. п. hapsídos - свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ.

В 1652 г. патриархом Никоном было запрещено строительство одношатровых храмов, не отвечающих этим требованиям.

Новую страницу в архитектуре XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле, который имеет ступенчато-ярусную структуру. Лекция «Искусство единого Российского государства»

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628-1651 годы был сооружён новый каменный храмЛекция «Искусство единого Российского государства»

К концу XVII века в зодчестве происходят новые качественные изменения. Архитектура, играющая роль синтезирующего начала для различных видов искусств, формирует из них единый ансамбль. Складывается тип динамичной культовой постройки «восьмерик на четверике»1, который дал название нарышкинскому стилю (по имени Нарышкиных - родственников царя Петра 1 по линии матери).

Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях, воздвигнутая неподалёку от Москвы-реки. Здание относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.Лекция «Искусство единого Российского государства»

Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Выдающимся произведение деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Лекция «Искусство единого Российского государства»

Дворец царя Алексея Михайловича - деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Снесён позднее 1767 года, «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году по адресу: Москва, 2-я улица Дьяково Городище, 27.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена - макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.Лекция «Искусство единого Российского государства»

На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народной архитектуры.

Кижи - музей деревянного зодчества под открытым небом. В музей Кижи организуют экскурсии. Музей Кижи находится в 68 км от города Петрозаводска - столицы Республики Карелия. Общая территория музея насчитывает более десяти тысяч гектаров. В ее состав входят остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея Кижи находятся несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты, а также памятники археологии. На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии - древнейшая на Русском Севере культовая постройка - церковь Воскрешения Лазаря (XIV век). Собранная в музее Кижи коллекция памятников архитектуры насчитывает 76 построек.Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

Ма́лые Коре́лы - государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.Лекция «Искусство единого Российского государства»Лекция «Искусство единого Российского государства»

Музей под открытым небом расположен в Архангельской области на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Карелка)

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626-1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625-1691) и Федору Зубову (1615-1689).Лекция «Искусство единого Российского государства»

Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец. Им были созданы иконы для церкви Троицы в Никитниках, под его руководством осуществляли росписи в Архангельском и Успенском соборах и Грановитой палате Московского Кремля. Одна из наиболее значительных работ мастера - икона «Насаждения древа Государства Российского» с прижизненным изображением царя Алексея Михайловича с семьёй.

Именно в это время появляются парсуны - предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль надгробных изображений (например, воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского и царя Фёдора Иоанновича).Лекция «Искусство единого Российского государства»

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный- царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.Лекция «Искусство единого Российского государства»

Воевода князя

М.В. Скопина-Шуйского

1«Восьмерик на четверике» - популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве - сруб), а верхняя - поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках (в эпоху барокко).

© 2010-2022