Методическая разработка Уроки дизайна

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что такое дизайн?


Есть любопытная притча о двух неразлучных соседях. Рассказывают, что в небольшом городке на юге Англии жил ремесленник, который изготавливал для продажи кухонные ножи. Жители охотно раскупали их, но со временем в каждом доме было по несколько ножей и ремесленнику стало все труднее и труднее продавать свою продукцию. Тогда он обратился к художнику и тот придумал нож с очень красивой ручкой. Ремесленнику удалось быстро продать с десяток красивых ножей, но, затем, дело снова застопорилось.

Тогда он обратился к дизайнеру. И вот что из этого вышло. Дизайнер тоже первым делом обратил внимание на ручку ножа. Но в отличие от художника, он думал не столько о красоте, сколько об удобстве, и своей цели достиг. Ножом с новой рукояткой было удивительно легко работать, рука не уставала, его было приятно просто держать в руке. Жители городка быстро оценили достоинство новинки, и все старые ножи отложили в сторону. Они стали наперебой заказывать ремесленнику ножи с новой рукояткой.

Затем дизайнер предложил делать лезвие ножа не из обычного металла, а из прочной стали. И это новшество горожане тоже оценили по достоинству, так как затачивать новые ножи можно было не так часто, а работать острым ножом лучше, чем тупым - это знает каждый. Ножи из прочной стали могли долго служить своему хозяину, так как металл почти не стирался и чтобы не тормозить работу ремесленника, дизайнер предложил красить ручку в коричневый невзрачный цвет. Нож с такой ручкой легко терялся в картофельной кожуре и оказывался на помойке. А жители были вынуждены снова и снова обращаться за новыми ножами.

Ремесленник был доволен. Он даже перенес свою мастерскую поближе к дому дизайнера, так нужны были ему советы и помощь, и стали они жить не разлей вода. Затем дизайнер придумал специальный нож для чистки рыбы, топорик для разделки мяса, особые приспособления дл резки хлеба и много всяких полезных мелочей. С тех пор так и повелось - если увидел мастерскую, то ищи поблизости

дом дизайнера и наоборот.

Что такое дизайн? Заглянем в словарь. Там сказано: дизайн-слово английское и означает «конструировать». Если какая-либо вещь была красивой и удобной, говорили - это хороший дизайн. Такая оценка в равной степени могла относиться к автомобилю и мебели, к кораблю, игрушкам и ботинкам.

Искусство дизайна требовало знания законов красоты, техники и глубокого понимания человеческого труда. А человека, владеющего такими знаниями, называли дизайнером. Постепенно такие люди стали появляться в самых разных отраслях промышленности, строительства и транспорта - они выбирали материал, из которого будет сделан предмет, придавали ему удобную в использовании форму, задавали нужный размер, подбирали цвет, заботились о том, чтобы этот предмет гармонично сочетался с другими, уже существующими, предметами. Дизайнер, как правило, имел дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами и поэтому всегда должен был учитывать вкусы многих людей одновременно. А вкусы эти всегда следовали моде. Что считалось красивым десть лет назад, теперь выглядит старомодным и не таким привлекательным, как вещи сегодняшнего дня. Следование моде, а часто и формирование новых модных направлений и тенденций - составная и обязательная часть работы дизайнера.

Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо рисовать, иметь отличный вкус, видеть и представлять окружающий мир целиком, иметь развитое воображение и, самое главное, - уметь внимательно наблюдать за тем, что и как де лают люди и находить удобные и красивые решения, облегчающие труд людей в достижении своих целей. Трудно назвать области человеческой деятельности, где бы дизайнер не нашел себе применение, а некоторые вообще не могут без них обойтись. Например, издатели книг и журналов, архитекторы, мебельщики и приборостроители. А многие профессии так прочно слились с дизайном,- что их невозможно отлучить друг от друга - модельеры, разрабатывающие новую одежду, проектировщики интерьеров - ландшафтных парков, визажисты, декораторы, костюмеры, флористы и многие-многие другие.

Надеемся, что первое знакомство с дизайном вызовет интерес и тебе захочется больше узнать об этой увлекательной и очень важной области человеческого труда.






















Методические рекомендации к проведению занятий

Познакомив детей с тем, что такое дизайн, не следует перегружать их теорией, лучше пусть они сразу попробуют себя в роли дизайнера, а заодно учатся обращать внима­ние на обычные вещи, облагораживать и превращать их в предметы до­стойные восхищения. Поэтому сразу же приступим к работе и попытаем­ся сделать большой красивый подарок.

Методическая разработка Уроки дизайнаПредложим детям рассмотреть иллюстрацию. На ней изображена какая-то странная ваза - бутылка и ветка с круглыми подвесками. Одним это необычное сооружение напомнит букет цветов, которыми так любят украшать дом в праздники, другие вспомнят новогоднюю елку, третьи - повязанные памятными лоскутами ветви де­ревьев у святых источников, а четвертые скажут, что перед нами сказоч­ное дерево с волшебными плодами. На самом деле этот необычный букет уместно дарить по любому поводу - дню рождения, новому году, пасхе, летнему равноденствию, дню Св. Валентина, и вовсе без повода. Эта нехитрая конструкция восхитительно смотрится в самых разных интерьерах, изготавливается без особого труда и радует глаз, вызывая положительные эмо­ции. На фотографии изображен всего лишь один из возможных вариантов. О том, как это делается и ка­кими способами добиваются нужного эффекта и пойдет речь ниже.

Методическая разработка Уроки дизайна

Итак, для работы понадобится сосуд - подставка для ветки. На эту роль подойдет любая бутылка, но лучше взять не совсем ординарную. Бывают бутыл­ки квадратные, бывают плоские, а некоторые кажут­ся вытянутыми, будто их кто-то специально тянул за горлышко. Еще для работы потребуется сухая ветка, о ней мы поговорим позже, и самоклеющаяся бумага разных цветов. И, наконец, - клей, ножницы, картон, гуашевые краски, кисточка, простой карандаш и нитки. А самое главное - детям понадобится терпение, хо­роший глазомер, чувство меры и много, очень много фантазии.

Примечание. Лучше приобрести специальную пленку - оракал, которую при­меняют в наружной рекламе. Такая пленка продается в некоторых художественных салонах. Подойдет и яркая цветная бумага без клейкой основы из наборов для детского творчества, а если и ее нет, то вполне можно обойтись цветными обложками глянцевых журналов, буклетов или старыми открытками.

Занятие 1

Цель. Знакомство и освоение простых композиций, составленных из ге­ометрических элементов - квадратов.


Методическая разработка Уроки дизайна



Организация занятия. Выполнение такого задания приучит глаз и руку к гармоническому порядку, и позже, когда Вы будете составлять компози­ции с нарушенной симметией, чувство гармонии не даст нам превратить в хаос свободные композиции. Но, прежде чем приступать к декорированию бутылки, следует выполнить несколько тренировочных упражнений на бумаге. Это поможет освоиться с материалом, отработать некоторые навы­ки и технологические приемы.

Задание 1. Для работы понадобятся большие и малые квадраты двух цветов по 10-12 шт. каждого вида. Для выполнения заданий луч­ше использовать обычную цветную бумагу и клей-карандаш, чтобы сэко­номить самоклеящуюся бумагу для декорирования бутылочек.

На белом прямоугольнике раскладываем и двигаем квадраты, составляя из них разные комбинации. Делаем несколько вариантов. Чем богаче фантазия, тем больше вариантов получится. Выбрав лучшую композицию, наклеиваем ее на лист.

Задание 2. Второе задание в занятии позволяет ребенку применить полученные при выполнении первого задания навыки для декорирования более сложной формы - изображения предмета. Либо можно поэкспериментировать сразу на сосуде (бутылка любой формы).

Занятие 2

Цель. Знакомство и освоение простых компози­ций, составленных из геометрических элементов - квадратов и треугольников. При заготовке фигур можно использовать квадраты со сторонами 15см , 10 см.

Проводится аналогично занятию 1.

Занятие 3

Цель. Освоение приемов построения простых аб­страктных композиций с использованием лент раз­ной ширины, полос, спиралей и змеек.

Методическая разработка Уроки дизайнаОрганизация занятия. Очень интересные узоры можно придумать, используя сочетания прямых на­клонных и кривых линий. При этом следует помнить, что в узоре важны не только форма полосок, но также их расположение, интервалы между ними, их толщи­на - именно это придает узору легкость и плавность или плотность и жесткость.

Обратите внимание детей, на то, как линия, расши­ряясь, превращается в полоску, полоска, изгибаясь, превращается в ленточку, ленточка, закручиваясь, становиться завитком.

Проводится аналогично занятию 1.

Занятие 4

ЦМетодическая разработка Уроки дизайнаель. Освоение приемов построения сложных абстрактных и тематиче­ских композиций.

Организация занятия. От геометрических декоративных композиций из треугольников, квадратов и полосок мы переходим к более сложным аб­страктным и тематическим: ленточки -это «ветви», а заостренные ова­лы - «листья». Из полос не трудно дом «построить», а волнистые линии подойдут для изображения моря и облаков. При составлении декоратив ных композиций нужно помнить, что умелое упрощение формы нисколь­ко не вредит выразительности изображаемого образа. Приглушая и опус­кая детали изображения, мы делаем более заметным главное.

Задание 1. Прежде всего нужно решить, какую композицию создавать - абстрактную или тематическую. Для те­матической композиции дети самостоятельно или советуясь с педагогом выбирают тему. В работе можно

использовать весь арсенал фигур - квад­раты, треугольники, полоски, ленточки и завитки и любые другие простые формы, которые могут понадобиться для воплощения замысла.

ЗМетодическая разработка Уроки дизайнаадание 2. Теперь дети, выполнявшие абстрактную композицию на пря­моугольнике, пусть выберут тему, а делавшие тематическое изображение, создают абстрактный узор.


Задание 3. Наконец можно приступить и к декорированию бутылочки.

Нарежьте из самоклеящейся бумаги различные раз­ноцветные полоски, призовите в помощь всю свою фантазию и выполните оригинальную композицию на приготовленной бутылочке. Однако тут ребенка под­стерегают небольшие трудности. Во-первых, нужно быть осторожным при работе с легко бьющимся мате­риалом, а во-вторых на стекле невозможно отмечать карандашом место приклеивания, но глазомер ребенка к этому времени уже должен быть достаточно натрени­рован и не беда, если получится немного криво, можно легко отделить фигурку от плоскости стекла и пере­клеить ее снова.

Приклеивая длинную полоску, не стоит сразу сни­мать всю защитную пленку. Делайте это постепенно, по мере приклеивания полоски.

Посмотрите, как обыкновенная бутылочка постепен­но превращается в красивый декоративный сосуд.

Методическая разработка Уроки дизайнаМетодическая разработка Уроки дизайна




Занятие 5

Цель. Освоение простых приемов украшения круга.

Организация занятия. Предыдущее занятие закон­чилось изготовлением декоративного сосуда, или кра­сивой бутылочки, или вазы - кому как больше нравит­ся. Теперь можно поставить туда живой цветок, например, розу -и подарок готов. Однако живые цветы недолговечны. Но настоящий дизай­нер всегда найдет выход из ситуации: можно, например, вместо цветов раз­местить в вазе живописную веточку, украшенную декоративными подвес­ками.

Подвески могут быть любой формы, но мы начнем с самого простого, но очень эффектного варианта - круглых подвесок с геометрическим ор­наментом.

Задание. Изготовление декоративных подвесок круглой формы.

Для работы необходимо взять тонкий цветной картон или плотную глян­цевую бумагу и вырезать кружки радиусом 3,5 см. Можно использовать упаковку из-под молока или соков. Коробочки внутри покрыты серебряной фольгой. Это очень удобно при изготовлении подвесок. Наружную, реклам­ную сторону при этом нужно заклеить цветной бумагой или пленкой. Не за­бывайте вкладывать нитку между слоями, когда делаете подвески.

Теперь нужно нарезать из самоклеящейся бумаги или пленки орнамен­тальные детали и украсить кружок с двух сторон. Необходимо сделать 10-12 подвесок.

Занятие 6

Цель. Знакомство с некоторыми простыми формами подвесок и вари­антами их декоративного оформления.

Организация занятия. Ранее мы знакомились с некоторыми способами украшения круглых подвесок треугольниками и квадратами. Но, как изве­стно по предыдущим занятиям, у нас в арсенале имеются и другие фор­мы - ленты, полосы, спирали, овалы и т. д. Кроме того, сами подвески не обязательно должны иметь форму круга - они могут быть в виде сердечка, звездочки, рыбки, солнышка, месяца, квадрата, ромба, любого многоуголь­ника. Выбор формы дает дополнительный простор дет­ской фантазии, чему и посвящено это занятие. На по­лях тетради можно отыскать некоторые подсказки, хотя и не обязательно ими пользоваться.

Задание. Изготовление декоративных подвесок произвольной формы. Выполняется аналогично заданию из занятия 5.

Методическая разработка Уроки дизайна





Занятие 7

Цель. Использование ранее полученных знаний для самостоятельной работы по декоративному оформле­нию подарка.

Организация занятия. Вот и наступило последнее занятие. Мы научились превращать обычную бутылку в декоративную вазу, а из картона и бумаги делать за­мечательные подвески. Осталось одна небольшая, но важная деталь. Та, что соединяет первое и второе, а именно, чудо-ветка.

Ветку можно найти во дворе, в лесу или парке. Ко­нечно, никто не станет ломать живые деревья. Сухих веток достаточно, особенно осенью. Ветка должна вы­глядеть как маленькое деревце - крепкая и развесистая. Если есть необхо­димость, то слишком длинные отростки ее можно подрезать. Ветка естест­венно должна подходить к нашему декоративному сосуду и свободно проходить через горлышко. Ветку следует покрасить. Лучше всего подой­дет белая гуашь, но можно взять и акриловую или водоэмульсионную кра­ску. Когда краска высохнет, необходимо собрать наш подарок в единое це­лое.

И в конце - несколько советов общего характера. Если подарок имеет отношение к новому году, то подбирайте соответствующие теме холодные цвета -синий, голубой, белый; очень эффектно смотрится серебряная фольга, бронза с фиолетовыми вставками. Если подарок тематически свя­зан с весной, то лучше брать весеннюю гамму - это нежно зеленые цвета, желтый разных оттенков, а для контраста добавьте немного черного цвета.

Надеемся, что эта работа доставила детям много радости.

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Методическая разработка Уроки дизайна

Желаем творческих успехов!


Использованная литература:


  1. Логунова Т. Первые уроки дизайна. Учебное издание. Серия «Искусство - детям» - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2005 г.

  2. Люцкевич Л. Праздник своими руками. - М.: Эксмо, 2008. - Азбука рукоделия.

© 2010-2022