Разработка урока по ИЗО на тему Монотипия

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ:

«Монотипия»



«Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами».
Ж..-Б.С.Шарден


Главная идея урока:

Познакомить детей не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!


Задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.

  • Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально - эстетического отношения к исследуемому предмету, явлению. Сформировать навык работы в технике монотипии.

  • Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

Цели урока:

Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Научить использовать различные способы рисования монотипии.

Цель развивающая: Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя: Примеры выполнения монотипии, как учителем, так и детьми, кисть, гуашь, оргстекло, эпиграф к уроку на доске, образцы изделий современного декоративного искусства, музыка П.И. Чайковского "Времена года".»

Для учащихся: Стекло формата А4 для каждого ребенка, простые карандаши, листы белой бумаги для эскизов, баночки для воды, кисти, акварельные и гуашевые краски.

Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный, "монотипия" на стекле, на бумаге.

Вид изобразительного искусства: графика

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.
Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.

План урока

  1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.

  2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

  3. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.

  4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

  5. Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся).

  6. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

  7. Этап контроля и самоконтроля.

  8. Этап подведения итогов урока.

Ход урока:


  1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.


Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку, прочитайте и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?


Эпиграф на доске:

.

Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.


Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.

Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка - монотипией или кляксографией.

  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Учитель. Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?

Учащиеся. Ответы детей самые разные.

Учитель. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да)

  1. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.

Учитель. Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.

Учитель: Цвет - это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!

Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением) Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель. Ребята! Какими материалами приходится рисовать Художнику?

Ученик: .красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами.

Учитель. Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день.

- А это кто появился среди картин? (показ рисунка Кляксы) Ученики. Клякса!

Учитель. Действительно, Клякса. Ты что здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать? Ребята, Клякса сказала мне, что она нарисовала все эти замечательные картины.

Учитель. Ребята, вам понравились эти работы? (Да).

Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? (Да).

Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ

Монотипия - это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно - один, типия - отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.

Учитель: Итак. Какие же этапы выполнения техники МОНОТИПИЯ.

1 этап: Берем стекло с закругленными краями, чтобы не порезаться или кафельную плитку. Наносим кляксы гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки. Используем разноцветные краски.

2 этап: Накрываем листом бумаги изображение на стекле или плитке. Прижимаем лист и говорим волшебные слова. Что тут вышло?»

3 этап: Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток - монотипия. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Если нужно, то этот образ можно дорисовать тонкой кистью деталями.

Учитель (всё показывает сам): Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии.

5. Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся). Выполнить рисунок на тему «Цветы» в технике «монотипия».

Вы можете в своих работах выразить настроение, как грустное, так и радостное, используя различные оттенки красок.

-Желаю творческого успеха. (На протяжении практической работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".)

6. Правила техники безопасности.

При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.

При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем. Сидим свободно, не сутулимся.

Учитель обращает внимание детей на инструкционную карту в презентации

Инструкционная карта


1. Выбор темы, цветовой гаммы.

2. Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.

3. Увлажнить бумагу.

4. Наложить бумагу на стекло

5. Снять оттиск

6. Поправить кистью

7. Высушить монотипию

8. Оформить работу.

7.Этап контроля и самоконтроля

Во время работы детей учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;

  2. контроль правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. контроль объема и качества выполненной работы.

8.Этап подведения итогов урока.

Учитель. Учитель вызывает тех, кто выполнил оттиски монотипии и просит их объяснить, на какую тему была работа, и достиг ли он цели, после этого как он получил оттиск. Каждый ребёнок даёт название своему рисунку.

С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?

(монотипией)

Какие материалы мы использовали для этого?

(стекло, краски, бумагу)

Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?

(Своей непредсказуемостью)

Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».

Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники.

Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов.

Вернисаж. Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно.

Литература:

1.Н.М. Сокольникова. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5-8 классов, М.,1999.

2. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. - М., 2000. - 160с.

3.Т.В Калинина. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.



© 2010-2022