Рабочая программа по изо Б. М. Неменский для 7класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для 1-9 классов (базовый уровень) разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; на основе программы по изобразительному искусству для 7-8 классов авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2010 год издания).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В течение прошлых лет, начиная с 1 класса, ученики узнавали азы архитектуры и дизайна в процессе постижения изобразительного искусства в целом. На основе ранее приобретенных знаний в 7-8 классах они более глубоко постигают содержание Конструктивных искусств, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.

Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства.

Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.

Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательно-дидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессионально-педагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более доходчивые и образные заголовки.)

Дизайн - это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.

Архитектура - это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.

Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.

Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаютсяизобразительно, т. е. конкретными изображениями видимого мира.

В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.

Учебник«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа, не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам

Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий. (Структура заданий такова, что она может стать основой для работы и во внеурочное время, например в школе полного дня.)

Видеоряд учебника непосредственно связан с текстом и зрительно раскрывает его содержание. Это не просто иллюстративная, а вторая содержательная линия книги. В видеоряде каждой главы даются примеры содержательных положений текста, примеры, раскрывающие существо практических заданий и методику их выполнения. Помимо этого, представлены работы учащихся (естественно, не как образцы для копирования, а как ориентиры для самостоятельного творческого решения). Внимательно рассмотрев их, ученики смогут лучше понять характер и цели своей творческой работы.

Многие иллюстрации наглядно раскрывают этапы работы, соотношение образности и функциональности, стилевое единство формы и материала, частного и общего. Иллюстрации сопровождаются подрисуночными комментариями, уточняющими смысл приведенных примеров и объясняющими их достоинства, типовые ошибки или раскрывающими общее понимание заданий.

Одни и те же задания (макетирование в теме графического дизайна, коллажи и др.) можно выполнять на плоскости или в объеме при помощи бумаги, ножниц и клея, а также с помощью компьютера (простейшие задания - в программе Word, а более сложные, при достаточной компьютерной грамотности педагога и учащихся, - в программах Paint, Fotoshop или даже 3D Мах Auto CAD).

Все четыре части учебника одинаково важны для знакомства учащихся с многообразным миром конструктивных искусств. Но при этом нельзя не отметить особую значимость первой половины первой части учебника, посвященной проблеме композиции. Именно здесь закладываются основные принципы понимания гармонии и баланса масс, воплощающиеся затем в конструировании всевозможных архитектурных объектов (от дачи до небоскреба), в дизайне вещей и среды (от книги и одежды до мебели в интерьере или саду).

На основе выполнения ребятами упражнений с прямоугольниками, пятнами и линиями учителю предстоит развить у них интуитивное чувство композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое. От мастерства педагога, от его собственной композиционной культуры зависит, станет ли освоение этого материала увлекательным творческим процессом или превратится в механическое раскладывание квадратиков. (Рекомендуем учителям перед изложением принципов построения композиции - пожалуй, наиболее сложного раздела учебника - не только определить критерии оценки ученических работ, но и предварительно выполнить эти работы самим.

В учебнике чередуются аналитические и проектные, индивидуальные и групповые (коллективные) работы. Каждая часть книги завершается коллективной проектной работой, в которой суммируются знания и навыки, полученные учениками в течение четверти.

Итоговой творческой работой первой части является макетирование книги или журнала, подводящее итог изучению плоскостной композиции. В завершающем вторую часть коллективном проекте дизайна упаковки реализуется понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Итоговой работой в третьей части является коллективное проектирование фрагмента городского пространства («Города будущего», исторического ремейка или фантазийно - сказочного проекта). В этом макете воплощается умение «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком. Логическим завершением четвертой части является коллективная работа либо в жанре «Театра моды» и карнавала, либо в виде деловой игры «Моделируя себя - моделируешь мир».

В системе заданий осуществляется постоянная смена средств художественной выразительности. Не ограничиваясь рамками непосредственно дизайна и архитектуры (графического и объемно-пространственного макетирования, проектирования стиля одежды и среды интерьера и др.), авторы предлагают задания, которые обратят внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.)

К этому же ряду заданий относится и инсталляция. Не будучи видом дизайна, инсталляция тем не менее развивает образно-ассоциативное мышление детей и формирует художественное отношение к вещи как материальному отражению времени и человека. На основе композиционно-метафорических принципов, осваиваемых учащимися в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.), создается оформление витрин, спектаклей, фотоколлажи и плакаты. Конечно, прикосновение к этим формам художественного творчества требует от самого педагога определенного уровня компетентности и понимания современного искусства. Однако опыт свидетельствует, что заинтересованность и радость школьников при выполнении подобных работ с лихвой компенсирует предварительную подготовку учителя к подобным заданиям.

Задачи программы-

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 8 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

VII класс - Следующая ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс «Изобразительное искусств » относится к предметам учебной деятельности обязательной части изобразительное искусство учебного плана, образовательной области «Дизайн и архитектура в жизни человека».

Основными задачами реализации содержания образовательной области «Дизайн и архитектура в жизни человека» учебного плана являются:

Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд.» для учащихся 7 класса рассчитана на 1часов (34часа в неделю) в соответствии с БУП.

. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный курс может изучаться либо в течение двух лет (7-8 классы), либо одного 7 или 8 класса.

В зависимости от учебных планов школы учитель сам определяет оптимальный алгоритм прохождения курса конструктивных искусств. С методической точки зрения предпочтительным является изучение в 7 классе 1-й части программы «Художник - дизайн - архитектура. Основы композиции» и 2-й части «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Дидактико-содержательной основой этого года является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования.

В 8 классе излагается содержание 3-й части программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» и 4-й части «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». Раскрывается сфера применения дизайна и архитектуры в жизни человека и общества, даются знания и навыки индивидуального конструирования.

Если при одногодичном преподавании курса предлагается выбор для работы с учениками отдельных упражнений из системы заданий, то при двухгодичном прохождении курса у учителя появляется возможность более полного и глубокого раскрытия материала и выполнения всех предлагаемых заданий. При этом абсолютно необходимым представляется повторение на первых уроках в 8 классе некоторых композиционных упражнений из 7 класса в усложненном варианте, например составление цветных и разнофигурных плоскостных композиций, упражнений на пространственное формообразование и т. д. Продолжение знакомства с конструктивными искусствами, составление проектов домов, интерьеров, витрин, одежды и т. д. должно отражать постижение основных композиционных принципов.

В первой части учебника раскрывается применение основ композиции в графическом дизайне: плакате, открытке, книге, журнале. При их создании методически важно соблюдать стилевое единство и изобразительную выразительность композиции, поскольку при введении слов в графический эскиз (например, плаката) часто происходит подстраивание изображения под текст и разрушение собственно образно-изобразительной композиции, на чем перед этим было сосредоточено внимание учащихся.

Вторая часть учебника раскрывает проблематику объемно-пространственной композиции. Основной содержательный посыл этой части - выявление всеобщности действия законов композиции.

Третья часть книги посвящена социальному значению конструктивных искусств. Следует заметить, что этот учебник не содержит в полной мере истории архитектуры или дизайна. Архитектура рассматривается здесь не столько как описание стилей, сколько как форма организации городского пространства. Дизайн раскрывается не столько как вид формотворчества, сколько как средство организации вещной среды (интерьера, города, сада).

В заключительной, четвертой части учебника акцентируется внимание на способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

Личностные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

в познавательной сфере:

овладение средствами художественного изображения;

развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере

формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Предметные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыкаисредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;

восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

диалогический подход к освоению произведений искусства;

понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).

Предметные задачи/результаты

Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

К КОНЦУ 2016 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(ПРЕДМЕТНЫЕ)

Требования к уровню подготовки учащихся 7-х классов.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно строительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Формы контроля

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

Активность участия.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.

Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изображение фигуры человека и образ человека (8.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности (8ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни (10.)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века

Реальность жизни и художественный образ (8 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)


Тема

Количество часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

8

2

Поэзия повседневности

8

3

Великие темы жизни

10

4

Реальность жизни и художественный образ

8

Итого

34

.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Технические средства обучения.1. CD / DVD-проигрыватели.2. Телевизор.3. Аудиовидеомагнитофон.4. Компьютер с художественным программным обеспечением.5. Слайд-проектор.6. Мультимедиапроектор.7. Магнитная доска.8. Экран (на штативе или навесной).9Фотокамера цифровая.10. Видеокамера цифровая.11. Графический планшет.

2. Экранно-звуковые пособия.1. Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.2. Видеофильмы (DVD-фильмы) и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям.

3.Оборудование класса:

Наглядные пособия.1. Портреты русских и зарубежных художников.2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.7. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Учебно-практическое оборудование.1. Мольберты.2. Краски акварельные, гуашевые.3. Тушь.4. Ручки с перьями.5. Бумага А3, А4

6. Бумага цветная.7. Фломастеры.8. Восковые мелки.9. Пастель.10. Уголь.11. Кисти беличьи (№ 5, 10, 20).12. Кисти из щетины (№ 3, 10, 13).13. Емкости для воды.14. Стеки (набор).15. Пластилин / глина.16. Клей.17. Ножницы.18. Рамы для оформления работ.19. Подставки для натуры.

Модели и натурный фонд.1. Муляжи фруктов и овощей (комплект).2. Гербарии.3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.4. Гипсовые геометрические тела.5. Гипсовые орнаменты.6. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).12. Драпировки.13. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока, основные виды деятельности

Освоение предметных

знаний (базовые понятия)

Виды контроля.

Дата проведения

Примечание

По плану

факт

1

Раздел 1

Изображение фигуры человека и образ 8ч

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств

1

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное

и безобразное в жизни

и искусстве

Знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

- процессе работы

индивидуальный

2

Пропорции и строение фигуры человека

1

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное

и безобразное в жизни

и искусстве

изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

групповой

3

Лепка фигуры человека

1

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное

и безобразное в жизни

и искусстве

владеть материалами, лепки в соответствии с программными требованиями

групповой

4-5

Наброски фигуры человека с натуры

2

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

групповой

6-7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

2

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

групповой

8

Обобщение темы четверти

1

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

Знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении


9

Р а з д е л 2. поэзия повседневности (7 часов)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

- о композиции, особенностях построения произведения искусства;

- роли формата;

- выразительном значении размера произведения

индивидуальный

10-11

Тематическая картина. Бытовой

и исторический жанры

2

Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

- о поэтической красоте повседневности;

- роли искусства в жизни человека;

- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни

групповой

12-13

Сюжет и содержание в картине

2

Ознакомление с сюжетной композицией

Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения.

Уметь:

- строить тематические композиции;

- осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

групповой

14

Жизнь каждого

дня - большая тема в искусстве

1

Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов

Знать:

-- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни

групповой

15

Жизнь в моем городе в прошлые века

1

Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией

Знать:

-;

- роли искусства в жизни человека;

- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни

групповой

16

Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)

1

Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией

Знать:

- о поэтической красоте повседневности;

- роли искусства в жизни человека;

- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни

групповой

17

Р а з д е л 3. великие темы жизни (11 часов

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией

Знать:

- о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям

групповой

18-19


Тематическая картина в русском искусстве XIX века

2

Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров

Знать: - о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.

групповой

20-21

Процесс работы

над тематической картиной

2

Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Знать о роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре

групповой

22-23

Библейские темы

в изобразительном искусстве

2

Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы

чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;

- соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы

групповой

24-25

Монументальная скульптура и образ истории народа

2

Ознакомление с творчеством художников-мону-менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)

соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы

групповой

26

Место и роль картины в искусстве

XX века

1

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя

Знать творчество выдающихся художников XX века.

Уметь различать картины художников данной эпохи

групповой

27

Р а з д е л 4. реальность жизни и художественный образ (8 часов

Художественно-творческие проекты

1

Искусство оформления книги

Знать:

- о роли художественной иллюстрации;

- выдающиеся произведения изобразительного искусства;

- о роли русской тематической картины XIX-XX столетий.

групповой

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Искусство оформления книги

Знать:

о роли художественной иллюстрации;

- выдающиеся произведения изобразительного искусства;

групповой

29

Конструктивное

и декоративное

начало в изобразительном искусстве

1

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Иметь представление:

историческом художественном процессе;

- о роли творческой индивидуальности художника

групповой

30

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Представление о зрительских умениях

иллюстрировать литературные произведения;

- показать в работе навыки дизайна;

групповой

31

История искусств

и история человечества

1

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве

иллюстрировать литературные произведения;

- показать в работе навыки дизайна;

групповой

32

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)

1

Представление о стилях и направлениях в искусстве

анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;

- представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении

групповой

33

Личность художника и мир его

времени

1

Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени

анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;

групповой

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Ознакомление с хранилищами мирового искусства

представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении

групповой


ГРАФИК, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (входной, текущий контроль

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование по четвертям

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа по данному курсу обеспечивается: УМК

Программа для общеобразовательных учреждений, «Изобразительноеискуссво и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского 1-9 класс. Москва.изд. «Просвещение», 2010.

Диск: «Тематическое планирование изобразительное искусство». Изд. «Учитель»,2009.

Дополнительные литература

. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт. - сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 223 с.: ил.

. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт./сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков авт./сост. А.В.Пожарская (и др.). - Волгоград: Учитель, 2010.

. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З.А.Степанчук (и др.). - Волгоград: Учитель, 2009. - 271 с.

. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт./сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 77 с.: ил.

. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с.: ил.

. Урок-презентация / авт.-сост. В.Н.Пунчик, Е.П.Семенова, Н.Н.Пунчик. - Минск: Красико-Принт, 2009.

. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. - Минск: Красико-Принт, 2009.

-б) дополнительные пособия для учащихся:

. Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д.Кора. - М.: Росмэн, 2010.

. Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. - М.: Педагогика, 1983.

Образовательные диски.

«Государственный Эрмитаж » ООО Видеостудия «КВАРТ».

«Санкт- Петербург и пригороды» ООО Видеостудия «КВАРТ».

Литература, использованная при подготовке программы:

Программа для общеобразовательных учреждений, «Изобразительноеискуссво и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского 1-9 класс. Москва.изд. «Просвещение», 2010

Диск: «Тематическое планирование изобразительное искусство». Изд. «Учитель»,2009.

Литература, рекомендованная для учащихся:

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7-8 класса общеобразовательного учреждения/А.С. Питерская, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского- Москва: Просвещение, 2011.


21


© 2010-2022