Публичное представление собственного инновационного опыта

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного опыта

Информационная карта инновационного опыта

I. Общие сведения

Ноздрина

Вера

Михайловна



Публичное представление собственного инновационного опыта

МОУ «Первомайская СОШ»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия



Учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Стаж работы

28 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Художественное развитие познавательных интересов учащихся к декоративно-прикладному творчеству в едином образовательном пространстве школы.

2. Актуальность и перспективность опыта

Актуализация духовно-содержательного начала декоративно-прикладного искусства в познавательном учебном процессе при оценке художественного произведения, поднятие восприятия над обыденностью, привычностью восприятия.

Гармонизация личности учащихся через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе художественного образования средствами разнообразных видов художественной прикладной деятельности. Синтез интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической деятельности.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Данный опыт позволяет повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность, глубже входить в предмет, устанавливать причинно-следственные связи, дискутировать, использовать дополнительную литературу. Идея личностно-ориентированного обучения принята сегодня массовой школой. Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого обучающего, обеспечивает право каждого обучающего на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам)

Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края, раскрывая взаимодействие народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

Формировать информационную грамотность учащихся, развивать исполнительское мастерство в области декоративно-прикладного творчества.

Организация проектно-художественной творческой и исследовательской деятельности.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Научная новизна обобщения опыта заключается в разработке собственного подхода организации деятельности обучающихся на уроках, во внеурочное время, элективных курсах, работе с одаренными детьми. Педагог находится в творческом поиске по реализации педагогического процесса, личностно-значимого для каждого обучающего. В процессе обучения осуществляется личностно-ориентированный подход в комбинации с элементами известных методик, творчеством педагога и обучающего.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Педагогическая деятельность направляется на формирование художественной культуры учащихся через интенсификацию образного мышления. Под интенсификацией образного мышления подразумевается повышенный уровень обучения при психологическом комфорте, свободе творчества (выбор темы, композиции, реализации идеи).

Организация учебной деятельности на основе сотрудничества и взаимоуважения личности. Учить, как бы не было трудно, научить слушать. Самая большая ответственность педагога - не пропустить талант.


6. Результат изменений

Применение личностно - ориентированного метода обучения позволяет добиваться стабильного роста интереса к предмету и высокого уровня качества знаний обучающихся.

Организационно - мотивационное педагогическое мастерство направлено на развитие интереса учащихся: к творческой исследовательской деятельности.

  • С 2002 года являются участниками и победителями Международного форума «Одаренные дети»:

- Соколова Аня 2002 год,

- Сорокина Елена 2003 год,

- Буянова Ольга 2003 год,

- Ноздрин Андрей 2003 год,

- Соколова Анна 2003 год, - Абросимова Мария 2004 год,

- Торбина Инна 2006 год.

  • Районный конкурс «Прошлое, настоящее. Будущее» - 2 место (2004 год) Маськова Дарья;

  • Конкурс детского творчества «Профессия твоих родителей» - Мартынова Ксения 2 место (МР), Истомина Алёна - диплом 1 степени (РМ) (2004 год);

  • Российский конкурс «А память нам покоя не дает» - 6 дипломов (2005 год);

  • Республиканский конкурс рисунков «Сказки и сказочник»: Шабанова Наталья - 2 место (2005 год), Егорова Евгения - 3 место (2005 год).

  • Районный конкурс «Моя семья» - 2 место (2004 год) и 1 место (2005 год) коллектив кружка «Юный художник»;

  • Конкурс детского рисунка по противопожарной тематике 2006 год - Ноздрин Роман - 1 место (РМ), 3 место (Россия);

  • Российский конкурс «Гренадеры, вперед!» - 5 дипломов (2006 год);

  • Конкурс на противопожарную тему (2007 год) Коллективная работа - 1 место (РМ), - 2 место (Россия), Акимова Ксения, Сушкова Мария - 2 место (РМ), работа используется в рекламе «Мобильная связь при пожаре»;

  • Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий» - Торбина Инна 3 место (2007 год);

  • Республиканский конкурс «Моё отношение к здоровью» Шабанова Наташа 1 место в номинации «аппликация», Торбина Инна 1 место в номинации «рисунок» (2007 год);

  • Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси» - Дрогунова Нина приглашена в Москву, награду вручал Патриарх Алексий II;

  • Республиканский конкурс «Зимняя сказка» - Лукьянова Надя 3 место (2007 год);

  • Республиканский конкурс на противопожарную тему - учащиеся 7 класса Буянов Стас, Голяков Игорь, Дрогунов Артем, Ноздрин Роман, Сонина Елена, Хлынцева Таня - 1 место (2008 год); Ученица 6 класса Сонина Наташа - поощрительный приз;

  • Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий» (2008 год) - ученица 5 класса Акимова Ксения - поощрительный приз;

  • 9-ая Всероссийская олимпиада «Созвездие» (2008 год) - дипломы победителей получили учащиеся 7 класса Буянов Стас, Голяков Игорь, Дрогунов Артем, Ноздрин Роман, Сонина Елена, Хлынцева Таня;

  • V - Всероссийский конкурс детского рисунка по противопожарной тематике - 1 место (2009 год) Ноздрин Роман;

  • Районный конкурс рисунков «Мы любовью маминой согреты»(2014год) - ученица 6 класса Куликова Кристина 2 место, ученица 2 класса Кузнецова Марина 3 место;

  • Республиканский конкурс «Новогодний серпантин» (2014 год) - ученица 10 класса Цыцаркина Катя 2 место, ученик 1 класса Тарасов Максим 3 место;

  • «Поклонимся великим тем годам» (2015 год) - ученица 6 класса Симатова Алина 1 место (район) 1 место (Республика), ученица 1 класса Храменкова Юля 3 место (район), ученица 10 класса Казанина Кристина 3 место (район), ученица 10 класса Цыцаркина Катя 2 место (район), 3 место (Республика);

  • Районный конкурс «Защитим лес»(2015 год) - ученица 10 класса Цыцаркина Катя 2 место;

  • Районный конкурс «Экология. Дети. Творчество» (2015 год) - ученица 6 класса Кокина Дарья 1 место (номинация «Фитодизайн»), ученица 10 класса Казанина Кристина 1 место (номинация «Поделки из бросового материала»);

  • Районный конкурс «Экологический плакат»(2015 год) - ученица 10 класса Цыцаркина Катя 3 место;

  • Республиканский конкурс рисунков «ПДН глазами детей»(2015 год) - ученица 6 класса Симатова Алина 3 место;

  • Районный конкурс «Зеленая весна 2015» - ученик 9 класса Хлынцев Сергей 1 место, ученица 8 класса Скудова Марина 1 место, ученица 7 класса Истомина Маргарита 2 место;

  • III - Всероссийский конкурс «Ищем таланты» (2015 год) - ученица 6 класса Килару Лаура 1 место, ученица 6 класса Симатова Алина 2 место, ученица 6 класса Куликова Кристина 3 место;

  • Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» (2015 год) - Ноздрина Лиза 3 место;

  • Всероссийский конкурс «Узнавайка! Дети»(2015 год) - ученица 6 класса Кокина Даша 1 место, ученик 1 класса Кочнев Кирилл 2 место, Ученица 3 класса Кузнецова Марина 3 место, 12 лауреатов;

III. Описание инновационного опыта учителя

Главной целью преподавания изобразительного искусства считаю в формировании человека - творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордится достижениями отечественной культуры и искусства. Над проблемой формирования творческой личности средствами изобразительного искусства я работаю.

Работая по программе Б. Неменского с учащимися 1-7-х классов, разработала педагогическую технологию, направленную на формирование художественной культуры учащихся через интенсификацию образного мышления. Под интенсификацией подразумеваю повышенный уровень обучения при психологическом комфорте, свободе творчества (выбор темы, композиции, реализации идеи). Для этого органично ввожу в программу новые блоки уроков (аналитическое и абстрактное искусство, упражнения на развитие творческой фантазии).

Целью опыта является формирование устойчивого интереса к предмету, к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я быть успешным, повышение уровня качества знаний через личностно-ориентированное обучение.

Я вижу следующие пути решения этой проблемы:

- применение в процессе преподавания приемов и методов, содействующих развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности;

- включения элементов исследования в различные виды деятельности, творческого поиска;

- применение индивидуальных учебных заданий, заданий творческого характера;

- обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения;

- обеспечение комфортной психологической обстановки на уроке;

- построение взаимоотношений с обучающими на основе сотрудничества. Проявления личностных качеств обучающихся необходимо уходить по мере возможности от информационно - практического к проблемно - поисковому.

Поэтому я применяю в своей работе следующие приемы:

- Разнообразие в содержании преподавания основ декоративно-прикладного искусства с включением регионально-национальных традиций.

- Разработка дифференцированных и индивидуальных заданий различной трудности и объема ( тренировочные; частично-поисковые, творческие)

- Вариативность темпа освоения учебного материала.

- Изучение декоративно-прикладного искусства на факультативных занятиях.

- Включение внеклассных и внешкольных форм художественно - эстетической деятельности (праздники, выставки, посещение музеев, смотры семейных талантов, знакомство с мастерами и народными умельцами и др.);

- Опора на семейные традиции художественного воспитания, опыт народных умельцев, мастеров прикладного творчества и народного искусства;

- Использование современных электронных средств в учебном процессе.

Использование альтернативных средств рисования, новых форм самовыражения, различные игровые ситуации с драматизацией сюжета урока позволяют напрямую обращаться к образному чувственному миру ребенка и добиваться положительных результатов.

Вовлекаю учащихся в проектную деятельность по организации школьного пространства и созданию дизайна школы, такие как:

- в рамках предмета изобразительное искусство (выставки работ учащихся, творческие отчеты);

- социальные проекты (дизайн и оформление школы);

- проект по подготовке школьного праздника, изготовлению декораций и костюмов к внеклассным мероприятиям.

Во внеурочной время обучающиеся более глубоко раскрывают свои возможности, участвуя в выставках на сельских праздниках в КДЦ, в районных мероприятиях, ежегодных республиканских фестивалях «Шумбрат, Мордовия!». Участники кружка «Юный художник» оформили панно в фойе КДЦ «Всё это - Родина моя!» и реставрировали иконы в сельском церковном приходе ( с благословления батюшки).

Проводимая работа дает должный результат: высокий уровень знаний и умений по предмету "Изобразительное искусство", достижения в конкурсах рисунков на республиканском, российском и международном уровнях, что является прекрасным показателем развития художественно-творческих способностей учащихся. Многие учащиеся после окончания школы поступают и успешно окончили обучение по профилю "Изобразительное искусство" в Саранском художественном училище (Новикова Лена), на дизайнерском отделения ВУЗов г. Саранска (Бочкарёва Ирина, Куликова Аня) и г. Москвы (Сорокина Лена).

Провожу работу в качестве наставника; работая со студентами Ичалковского педагогического колледжа, проходящими педагогическую практику в МОУ «Первомайская СОШ».

Участие в различных конкурсах профессионального мастерства - так же один из показателей результативности работы учителя. Постоянно находясь в творческом поиске, много работаю над повышением своего профессионального уровня, стараясь больше участвовать в профессиональных конкурсах. Победитель районного конкурса лучших учителей (2006 год), участник республиканского конкурса лучших учителей (2007 год), победитель конкурса лучших учителей России (2008 год), участник районного конкурса «Национальный проект»(2014год), международный творческий конкурс «Интербриг» (2015год) - 1 место, всероссийский конкурс «Гордость России» (2015 год) - 2 место.

Имею банк авторских учебно-методических разработок (поурочное планирование открытые, нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, КИМы, элективные курсы). Опыт обобщен на уровне республиканских семинаров, мастер-классов, открытых уроков для педагогов образовательных учреждений республики, научно - методических публикаций.

Профессиональные качества учителя - это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к живой мысли, к постоянному совершенствованию. Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью. Нельзя дать другому, того, чего не имеешь сам. Поэтому только учитель всегда готов к непрерывному самообразованию и самовоспитанию, ибо личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса.



© 2010-2022