• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • СтатьяРоль предметов художественно - эстетического цикла в становлении личности учащихся

СтатьяРоль предметов художественно - эстетического цикла в становлении личности учащихся

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль предметов художественно - эстетического цикла в становлении личности учащихся.

Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни.

(Дмитрий Борисович Кабалевский)

Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, через призму новых идей и открытий, расширять свои представления о мире.

Предметы искусства - литература, изобразительное искусство, МХК, музыка - это предметы гуманитарно-эстетического цикла. Они принципиально важны и необходимы. Неправильный подход в определении роли и места гуманитарно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности, способной оказать развивающее позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. Одна из основных задач школы - это задача формирования процесса творческого познания мира учащимися. Истоки творческого развития, лежащие в предметах художественно-эстетического цикла, формируют основу творческого мышления, необходимую и физикам и лирикам.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Мы, педагоги, должны обязательно учитывать неоценимое влияние искусства на развитие человеческой души.

В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

Задача эстетического воспитания - развитие восприимчивости ко всему прекрасному в жизни и в искусстве, эмоциональной отзывчивости на него, воспитание любви к художественной деятельности, формирование оценочного отношения, развитие способностей.

На уроках искусства в 8-9 классах непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства, осмысление и понимание мировых шедевров способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, пониманию традиции, стремлению к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей. Немало выдающихся людей разных эпох говорили о значимости эстетического воспитания в жизни человека. Известно изречение древнегреческого философа, ученого Аристотеля: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувстве»

О том, что искусство воспитывает, начали говорить с тех пор, как задумались о проблемах воспитания подрастающего поколения. Действительно, искусство, обладая мощнейшим энергетическим, эмоциональным, духовным потенциалом, воздействует на самые сокровенные мысли, чувства, пробуждает от духовного сна, будоражит воображение. Только искусству по силам открыть человеку человеческое, указать ему путь к себе.. Именно личное восприятие, личное отношение учащегося дает мощный толчок к росту и совершенствованию личности, ее полноценному всестороннему развитию. В старших классах целью обучения является передача эмоционального языка искусства. Иногда бывает сложно добиться главного - чувствования. В этом помогают пленэры, походы в музеи и на выставки.

Изучение изобразительного искусства и музыки направленно на формирование морально-нравственных ценностей ,представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления. Художник тонко чувствует жизнь во всех ее проявлениях. Прикосновение к творчеству художника позволяет, постигая таинства жизни, открывать для себя новый мир чувств, настроений и во многом глубже понимать самих себя.

Изучение предметов художественно-эстетического цикла дает учащимся возможность реальной интеграции со смежными предметами (история, литература, русский язык). В результате возникает система меж предметных и над предметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, синтез обучения и воспитания, реализуемого через проектную деятельность. Интегративный подход способствует становлению целостных представлений о мире.

Интегрированные уроки музыки и ИЗО дают самые удивительные, прекрасные плоды. Так, к примеру, тема «Осень» в рисунках детей, на интегрированных уроках, выразительно ярче. В рисунках детей отражается эмоциональная вспышка, минутное переживание, рожденное звуками музыки, строчкой стихотворения, яркими красками картин художника, а следовательно и сама личность ребенка. Работы детей на интегрированных уроках стали лучше и выразительней. В них просматривается неординарность. А разве не это основной критерий оценки личности?

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке". Основное направление музыкальной педагогики точно сформулировал композитор, педагог Д. Б.Кабалевский: «Главной задачей музыкального обучения и воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ученика, на его нравственность».

В последнее время особенно остро встает потребность усиления духовно-нравственного воспитания учащихся. Учитель призван в душах детей готовить почву для восприятия исторического духовного опыта человечества для формирования подлинных духовно-нравственных ценностей в сознании нашего подрастающего поколения, ибо, как писал философ А. Ф.Лосев, «страшен бездуховный человек, он глух, внутреннее око его закрыто». Духовность - основополагающее качество личности.

Искусство отражает жизнь. Поэтому задача педагога научить учащихся вглядываясь в зеркало искусства, постараться заглянуть в самих себя. Научиться правильно оценивать, адекватно реагировать и равноценно принимать удачи и неудачи.

Развитые эмоции и чувства открывают двери в совершенно другой мир - мир иллюзий и фантазии, где сущность личности преобразуется в чувственно духовную субстанцию длительным и кропотливым путем обучения на уроках эстетического цикла.


© 2010-2022