• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • «Изобразительное искусство в современной школе. Цель и задачи художественного образования и воспитания в контексте реализации ФГОС»

«Изобразительное искусство в современной школе. Цель и задачи художественного образования и воспитания в контексте реализации ФГОС»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехно-логичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Как мы знаем, главная особенность учебно-методического комплекта (УМК) по изобразительному искусству состоит в том, что он обеспечивает преемственность курсов изобразительного искусства в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализует принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся; учебный предмет имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах; учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный и коммуникативный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «духовно-нравственные проблемы жизни и ис-ва», «Язык пластических ис-в и художественный образ», «Виды и жанры пластических ис-в».; специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй - намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий - дает инструментарий для его практической реализации, а четвертый - содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Также программа осуществляет взаимодействие с другими предметами общеобразовательной системы ( литературой, математикой (алгеброй и геометрией) историей, географией, физкультурой, биологией). В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» -развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности -практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально

-пространственной формы;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятель-ным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-

материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.
Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» в 5-6 классах учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.
Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами.
Например в 5 классе на уроках изо изучаются темы, имеющие много общего с историей древнего мира.
А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если

сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя, работая в начальных классах: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно- воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.


Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства.
В своей профессиональной деятельности я имею большой опыт преподавания ИЗО и в начальной школе, и в средней школе. зная особенности подросткового возраста, поняла, что подросткам мало объяснить тему, нужно эмоционально настроить их на творческий процесс. Не секрет, что в подростковом возрасте у ребёнка угасает интерес к художественной деятельности. Возникают вопросы, что нужно сделать, чтобы на твоих уроках дети не скучали и понимали, что изобразительное искусство не просто урок рисования, а урок где можно проявить себя как творческая личность, делать новые открытия, общаться, учиться понимать произведения искусств, отличать истинное искусство от псевдокультуры.

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире конечно реализуется в процессе изучения таких предметов , как «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры России», «Изобразительное искусство». Данные программы составлены в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.






МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза

П. В. Масленникова ст. Архонская»





ДОКЛАД

Тема: «Изобразительное искусство

в современной школе.

Цель и задачи художественного образования

и воспитания в контексте реализации ФГОС».

«Изобразительное искусство в современной школе. Цель и задачи художественного образования и воспитания в контексте реализации ФГОС»


учитель ИЗО, МХК

Мычкина Т. Н.










2015-2016 уч. год

© 2010-2022