Коллективная изобразительная деятельность учащихся (1-7кл)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коллективная изобразительная деятельность детей

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных- изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию , которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Совместная деятельность может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Особенностью изобразительной деятельности отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее( рисунок, аппликация , скульптура и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей.

Созданное детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.

Из истории коллективной изобразительной деятельности детей.

Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского творчества еще на рубеже XIX-XX веков.

Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные годы, и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Н. Н. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.

Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной работе детей значительно снизился.

Попытка использовать коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе была предпринята Г.В.Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х начале 60-х годов.

В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы, методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.

Коллективные занятия по рисованию, аппликации, лепке проводятся не только в нашей стране. Такие занятия (уроки) занимают большое место в японских детских садах и школах.

Классификация коллективных работ.

Психологами, занимающимися проблемами коллективной работы, выделены три основные формы совместной деятельности:"совместно-индивидуальная", "совместно-последовательная", "совместно-взаимодействующая".

Первая характеризуется тем, что участники осуществляют работу индивидуально. Кроме того возможна реализация работы в паре. На завершающем этапе их работа становится частью общей композиции.

Выполняя свою часть работы, дети знают, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизаций творческих возможностей ребенка, с другой- требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Технология группового обучения

на уроках изобразительного искусства

Одной из форм технологии группового обучения является совместно-взаимодействующая.

Урок построен по совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности, которая является наиболее сложной в организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что предполагается одновременная совместная работа учащихся, и постоянное согласование действий.

Совместно-взаимодействующую работу можно назвать сотрудничеством или сотворчеством. Такая форма работы требует от учителя определённых организаторских способностей, а от учащихся умение общаться в процессе восприятия или практической деятельности. Одним из моментов организации процесса сотрудничества является деление класса на группы: малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции.

Формирование групп на уроках в основном осуществляется традиционным способом: по желанию учащихся объединиться в группы или когда учащиеся согласны работать вместе, чувствуя необходимость принимать участие в творческой деятельности. При совместно-взаимодействующей форме работы соблюдаются разные принципы взаимозависимости: например позитивный, такой, как ролевая игра, где в группе получают определённые роли (главный правитель, архитектор, мастера дизайнеры, ремесленники и т. д.). И обязательно соблюдается принцип целенаправленного обучения изобразительному творчеству и навыкам групповой работы, а также рефлексии.

Во время работы ученики согласовывают совместную деятельность, обсуждают общую композицию, колорит, размер составляющих частей. Художественное сотворчество начинается с разработки идеи, изготовления фрагментов изображения и заканчивается обобщением. В группах могут быть хранители порядка («Мудрецы» или«Эксперты»), которые контролируют активность и действия учащихся, заполняют оценочные листы.


© 2010-2022